Философы и социологи даже придумали термин — «постправда». Это когда объективные данные и логика при обсуждении самых важных вопросов уступают место чувствам и эмоциям. Теперь же этот диагноз подтвердили исследователи из университетов США и Нидерландов.
Эпоха постправды многих застала врасплох. И если политтехнологи и рекламщики давно апеллируют к эмоциям, а не к разуму потребителей, то обществу еще предстоит осознать, каковы будут последствия для человечества в целом, как преобладание чувственной аргументации над логической скажется на организации образования, научных изысканий и многом другом — вплоть до нашей повседневной жизни.
Исследователи подсчитали: с середины XIX века в книгах все чаще встречаются слова — маркеры рациональных доводов, нежели употребляются описания чувств и рассуждения о вере. Однако в последние 40 лет ситуация резко изменилась. И теперь логика и факты уступают эмоциям.
Один из авторов исследования профессор Йохан Боллен утверждает, что такие же изменения — приоритет чувственно-эмоциональной лексики над рациональной — наблюдаются в ведущих мировых СМИ, претендующих на объективность, а также в трендах поисковых запросов в интернете.
Почему это происходит? Ответов наберется на толстенный том. Но чаще ученые объясняют эту тенденцию появлением и широким распространением телевидения в XX веке, а потом и явлением человечеству социальных сетей. Согласитесь, делиться эмоциями и поверхностными наблюдениям проще, чем научно обоснованными знаниями и выводами, выстроенными по законам логики.
И вот что мы получили в результате столь резкой «демократизации» публичного пространства. Уровень экспертности в море медиакультуры сегодня идет ко дну. Блогерам необязательно иметь профильное образование, чтобы успешно продавать курсы по повышению всего и вся. В ток-шоу приглашают харизматичных, а не умных. Политикам верят, когда они умеют улыбаться, а не предлагать здравые решения.
«Придется найти новый баланс, признать важность интуиции и эмоций, оставляя при этом место для науки и рациональности при принятии сложных решений», — ищет компромисс нидерландская исследовательница Ингрид ван де Леемпут. Пока же рациональное в панике отступает под натиском эмоционального.
Сам термин «постправда» появился в 1992-м в контексте новостей о войне в Персидском заливе. Тогда на мнение американской общественности колоссальное влияние оказали сфабрикованные новости, в том числе видео, где кувейтская девочка, представленная как беженка, рассказывает сенату США, что своими глазами видела, как иракские солдаты погубили 15 младенцев из роддома в Кувейте. Ролик был прокручен по популярным телеканалам сотни раз, на него минимум десять раз ссылался президент Джордж Буш — старший. А когда милитаристские решения были приняты и одобрены, выяснилось, что показанная в видео девочка — дочь посла Кувейта в США, ставшего впоследствии министром нефти Кувейта. И все ее «показания» выдуманы американским пиар-агентством.
Вам это ничего не напоминает? Мы то и дело слышим призывы к борьбе с фейковыми новостями и манипулированием общественным мнением — причем в разных странах, по разную сторону баррикад. Но кажется, все эти административно-запретительные меры опоздали. Если долго поить человечество из бутылочки с соской розовой водичкой полуправды и откровенного вранья, если год за годом из гражданина растить пользователя, а не думающую личность, результат будет один: думать расхочется. И в самом деле: зачем?