
Полмиллиона россиян пострадали в 2024 году от уголовных хакеров. Совокупная сумма ущерба составила 200 млрд рублей — с ростом к предыдущему году на 36%. Такие цифры привел заместитель министра внутренних дел РФ генерал-полковник Андрей Храпов. «Причем из зафиксированных за год 765 тысяч преступлений дистанционные хищения — это как раз то, о чем мы сейчас говорим, — мошенничества и кражи составили 486 тысяч», — сообщил замглавы министерства.
Но руководитель Минцифры Максут Шадаев считает прошедший год удачным. И безапелляционно заявил на форуме «Кибербезопасность в финансах», что его службы за этот период спасли от мошенников «миллиарды рублей на счетах россиян». Все благодаря коллаборации банков и операторов связи, которая стала «суперпозитивной тенденцией 2024 года». Министр привел в пример Т-Банк, который благодаря такому сотрудничеству спас от злоумышленников 33 млрд на счетах россиян. И тут же заявил, что его ведомство «планирует ужесточить требования к российскому программному обеспечению (ПО)», которое нынче позволяет мошенничать. А с 1 июня 2025 года под обновленные требования попадут средства виртуализации и офисное ПО. Но чиновник не назвал, сколько миллиардов рублей за этот немалый срок перекочуют с банковских счетов легковерных россиян в карманы киберпреступников.
Тем временем специалисты Центрального банка России видят главную опасность кибермошенничества в массовой помощи, которую оказывают преступникам не всегда чистые на руку граждане, желающие «подзаработать на чужом горе». Как заявила заместитель председателя Банка России Ольга Полякова на том же форуме «Кибербезопасность в финансах», ежемесячно около 80 тысяч человек становятся дропперами, то есть подставными лицами, которые задействованы в нелегальных схемах по выводу средств с банковских карт россиян. Именно этих людей ежедневно привозят к банковским отделениям, где они оформляют пластиковые карты, получают на них чужие деньги, тут же закрывают счета и выводят заблокированные средства. Также, по словам Поляковой, ЦБ видит, что прием ставок в нелегальных казино осуществляется с использованием P2P-переводов, с их помощью продается криптовалюта, нелегальными криптообменниками оплачивается пиратский контент и так далее. Такой дальнозоркости банкиров можно поаплодировать, но хочется спросить: неужели против всех этих схем нельзя изобрести контрсхемы для поимки злоумышленников и их сообщников?
А ведь еще в ноябре-2024 вице-премьер, глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко докладывал, что по поручению правительства Минцифры России совместно с правоохранительными органами и Центробанком РФ разработали пакет законопроектов (30 мер!), направленных на защиту россиян от мошеннических схем с использованием информационных технологий. Ну и где эффект от этих мер? Как говорил глава государства по другому поводу, «где посадки»?
Кстати, виновные в «ротозействе» частенько обвиняют в своих промахах зарубежные государства, которые, мол, пригревают кибермошенников, уводят от ответственности чуть ли не по политическим причинам. Но еще в 2022 году 196 стран вместе с Интерполом запустили международную систему быстрого реагирования I-GRIP (Interpol’s Global Rapid Intervention of Payments), благодаря которой у всех правоохранителей стран — участников мировой полиции есть связь друг с другом, а еще доступ к базам данных Интерпола.
Система работает так: когда подозрительную транзакцию замечают — алгоритмами или вручную, — создается оповещение. Далее Интерпол координирует правоохранителей страны, где обнаружено преступление: сообща они собирают улики, отслеживают путь финансов, задействованных в схеме, и вырабатывают план правовых действий. А жертвам помогают восстановить украденные активы.
Минувшим летом система показала себя в деле, когда кибержулики атаковали торговую фирму в Сингапуре на 42,3 млн долларов с переводом их на счет фейкового банка в Восточном Тиморе. Но вмешалась система I-GRIP, и власти сразу смогли перехватить 39,3 млн. Далее арестовали семерых подозреваемых и вернули еще 2,6 млн. А также выяснили, что часть финансов уже переведена в Индонезию. После чего Интерполу в кооперации с властями трех стран удалось и отследить всех соучастников, и вернуть украденные финансы.
Порадуемся за них? Или спросим: почему к системе I-GRIP не подключена Россия?