Главная Культура 00:15 20 Января 2023 6961
Свои люди - сочтутся?

Смогут ли театры, варящиеся в собственном соку, сказать свое слово в сегодняшнем меняющемся мире

Любовь Лебедина, театральный критик
Фото: © Sebastian Kahnert, globallookpress.com

Прошедший год принес театральному миру массу разочарований и ощущение зыбкости, порожденное пандемией, а затем усиленное «оптимизацией», которую обрушил на московские театры департамент культуры. Сколько ни протестовали самые незащищенные от произвола, сколько ни писали писем в вышестоящие инстанции, их крики о помощи не были услышаны.

Театр «Сфера» необъяснимо превратился в филиал мифического «Эрмитажа». Почему мифического, он вроде бы существует где-то в зданиях-коробках Нового Арбата, и, кажется, Михаил Левитин даже поставил там «Багровый остров» по Михаилу Булгакову? Но, видимо, то было событие «для своих» — в прессе я не нашла о нем ни строчки. Хотя в прошлом бессменный худрук «Эрмитажа» фонтанировал новыми идеями. Выходит, в столичном департаменте решили «порадеть родному человечку» за его прежние заслуги, подарив «Сферу» вполне успешного Александра Коршунова.

Похоже, по той же причине присоединили к театру «Школа драматического искусства», руководимому Игорем Яцко, Центр имени Мейерхольда, созданный Валерием Фокиным для молодых новаторов. Теперь здесь поселился Русский камерный балет «Мос-ква», став частью холдинга Игоря Владимировича, а программы Центра Мейерхольда отправлены на свалку. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день:

Но это цветочки по сравнению с тем, как некоторые театральные деятели отреагировали на военную операцию на Украине. Оказалось, что играть героев намного проще, чем сохранять человеческое достоинство в жизни. По крайней мере для такого актера, как, например, Артур Смольянинов, заявивший в интервью, записанном в Прибалтике, о готовности воевать против России. Совсем другую реакцию продемонстрировал литовец Римас Туминас, в трудный для него момент подавший заявление об уходе из Вахтанговского театра и вернувшийся на родину, но ни в коей мере не противопоставивший себя земле, театральной культуре которой он отдал столько сил. И к этому его выбору здесь отнеслись с пониманием. Директору коллектива Кириллу Кроку удалось договориться с Министерством культуры о сохранении в репертуаре звездной академической труппы восьми кассовых спектаклей режиссера. Это в «Школе современной пьесы», отнятой у ее создателя Иосифа Райхельгауза, можно «похоронить» две постановки противника военных действий Дмитрия Крымова и умыться:

Несмотря на столь разное понимание своих начальственных обязанностей, оба культурных ведомства — федеральное и московское — сошлись в одном: убирать из афиши имена «вражеских» драматургов и режиссеров, хотя это и противоречит авторским правам. Абсурд? Но безымянные спектакли продолжают играться, сарафанное радио работает, и все знают, что, купив билеты, например, на «Сережу» в чеховском МХТ, они идут на постановку Дмитрия Крымова.

Впрочем, и худрук МХТ Константин Хабенский заявил, что теперь, когда идут сражения и гибнут люди, репертуар нуждается в корректировке, и... вернул на сцену спектакли Константина Богомолова, где добро открыто попирается злом. Предыдущий худрук Сергей Женовач снял их как недостойные традиций, заложенных в этих стенах Станиславским и Немировичем-Данченко. Убеждена: нельзя было Константину Юрьевичу хотя бы по соображениям корпоративной этики так «мстить» своему предшественнику — достойному ученику легендарного Петра Фоменко, превратившему свою «Студию театрального искусства» в настоящую школу актерского мастерства.

Но в последнее время у нас стало модно ниспровергать авторитеты, уподобляясь Иванам, не помнящим родства. Наглядный пример — то, как праздновали 100-летие Театра имени Маяковского, которым много лет руководил выдающийся режиссер Андрей Гончаров. На юбилейном вечере о нем просто забыли, как не удосужились помянуть добрым словом актеров его поры — Наталью Гундареву, Армена Джигарханяна... И если бы Светлана Немоляева не сыграла отрывок из спектакля «Смех лангус-ты» с воображаемым партнером Александром Лазаревым (замечательного, давно ушедшего от нас актера заменила видеопроекция), то и о нем бы тоже забыли.

Неужели новый худрук Егор Перегудов, заменивший уволившегося Миндаугаса Карбаускиса, решил проигнорировать прошлые заслуги легендарной «Маяковки», пропустив мимо ушей наказ Гончарова: «Самое важное в театре при всех обстоятельствах — утешать. Вселять надежду, которую театр обязан поселять в сердцах людей»? Недолго думая, Перегудов предложил артистам сыграть сцены из спектаклей по своему усмотрению. Результат? Иначе как новаторством по злому умыслу я это назвать не могу.

Горькие мысли об отсутствии творческой преемственности навел юбилей другого прославленного театра — «Ленкома» Марка Захарова. Увы, Марк Анатольевич, будучи руководителем режиссерского факультета ГИТИСа, умудрился не оставить после себя достойной смены. И театр продолжает жить аурой захаровских спектаклей. Но время не стоит на месте, оно требует перемен. Да, «Юнона и Авось», которой 41 год, равно как «Безумный день, или Женитьба Фигаро», пусть с располневшим Дмитрием Певцовым и его постаревшими партнерами, должны оставаться в репертуаре, но они не могут более служить центром афиши. Однако, как ни усердствует в своем директорском кресле Марк Варшавер, он не в силах спасти от неминуемых потерь коллектив, вынужденный пребывать в состоянии второй свежести. Парадоксальная ситуация: мастера есть, а новых идей нет.

Не хотелось бы обижать участников трех новых спектаклей, включая «Доходное место» Александра Островского, «Последний поезд» по мотивам романа Вины Дельмар «Дорогу завтрашнему дню» и «Старомодную комедию» Алексея Арбузова, а также приглашенных режиссеров, тем более безотказную Олесю Железняк, сменившую на посту примы Александру Захарову, но посредственность взяла верх и художественных открытий не произошло. Что это — закат? Неизбежное увядание дела, теряющего своих главных подвижников? Вот и Инна Чурикова, бывшая много десятилетий неформальным профессиональным и моральным лидером коллектива, ушла вслед за самим Захаровым... Или мы наблюдаем лишь временные трудности в ожидании вступления в права нового главного режиссера Алексея Франдетти, пообещавшего артистам «небо в алмазах», но пока выполняющего контракты в других коллективах?

Это вам не Алексей Бородин, день и ночь пропадающий в Молодежном театре, где только в минувшем декабре было показано 39 спектаклей. Но только при таком самоотверженном отношении к профессии можно рассчитывать на взаимопонимание с публикой и постижение тех коллизий, которые щедро, а порой безжалостно предъявляет нам жизнь.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 37341
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8421
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5142
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4216
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4076
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...