Главная Культура 00:15 20 Января 2023 6867
Свои люди - сочтутся?

Смогут ли театры, варящиеся в собственном соку, сказать свое слово в сегодняшнем меняющемся мире

Любовь Лебедина, театральный критик
Фото: © Sebastian Kahnert, globallookpress.com

Прошедший год принес театральному миру массу разочарований и ощущение зыбкости, порожденное пандемией, а затем усиленное «оптимизацией», которую обрушил на московские театры департамент культуры. Сколько ни протестовали самые незащищенные от произвола, сколько ни писали писем в вышестоящие инстанции, их крики о помощи не были услышаны.

Театр «Сфера» необъяснимо превратился в филиал мифического «Эрмитажа». Почему мифического, он вроде бы существует где-то в зданиях-коробках Нового Арбата, и, кажется, Михаил Левитин даже поставил там «Багровый остров» по Михаилу Булгакову? Но, видимо, то было событие «для своих» — в прессе я не нашла о нем ни строчки. Хотя в прошлом бессменный худрук «Эрмитажа» фонтанировал новыми идеями. Выходит, в столичном департаменте решили «порадеть родному человечку» за его прежние заслуги, подарив «Сферу» вполне успешного Александра Коршунова.

Похоже, по той же причине присоединили к театру «Школа драматического искусства», руководимому Игорем Яцко, Центр имени Мейерхольда, созданный Валерием Фокиным для молодых новаторов. Теперь здесь поселился Русский камерный балет «Мос-ква», став частью холдинга Игоря Владимировича, а программы Центра Мейерхольда отправлены на свалку. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день:

Но это цветочки по сравнению с тем, как некоторые театральные деятели отреагировали на военную операцию на Украине. Оказалось, что играть героев намного проще, чем сохранять человеческое достоинство в жизни. По крайней мере для такого актера, как, например, Артур Смольянинов, заявивший в интервью, записанном в Прибалтике, о готовности воевать против России. Совсем другую реакцию продемонстрировал литовец Римас Туминас, в трудный для него момент подавший заявление об уходе из Вахтанговского театра и вернувшийся на родину, но ни в коей мере не противопоставивший себя земле, театральной культуре которой он отдал столько сил. И к этому его выбору здесь отнеслись с пониманием. Директору коллектива Кириллу Кроку удалось договориться с Министерством культуры о сохранении в репертуаре звездной академической труппы восьми кассовых спектаклей режиссера. Это в «Школе современной пьесы», отнятой у ее создателя Иосифа Райхельгауза, можно «похоронить» две постановки противника военных действий Дмитрия Крымова и умыться:

Несмотря на столь разное понимание своих начальственных обязанностей, оба культурных ведомства — федеральное и московское — сошлись в одном: убирать из афиши имена «вражеских» драматургов и режиссеров, хотя это и противоречит авторским правам. Абсурд? Но безымянные спектакли продолжают играться, сарафанное радио работает, и все знают, что, купив билеты, например, на «Сережу» в чеховском МХТ, они идут на постановку Дмитрия Крымова.

Впрочем, и худрук МХТ Константин Хабенский заявил, что теперь, когда идут сражения и гибнут люди, репертуар нуждается в корректировке, и... вернул на сцену спектакли Константина Богомолова, где добро открыто попирается злом. Предыдущий худрук Сергей Женовач снял их как недостойные традиций, заложенных в этих стенах Станиславским и Немировичем-Данченко. Убеждена: нельзя было Константину Юрьевичу хотя бы по соображениям корпоративной этики так «мстить» своему предшественнику — достойному ученику легендарного Петра Фоменко, превратившему свою «Студию театрального искусства» в настоящую школу актерского мастерства.

Но в последнее время у нас стало модно ниспровергать авторитеты, уподобляясь Иванам, не помнящим родства. Наглядный пример — то, как праздновали 100-летие Театра имени Маяковского, которым много лет руководил выдающийся режиссер Андрей Гончаров. На юбилейном вечере о нем просто забыли, как не удосужились помянуть добрым словом актеров его поры — Наталью Гундареву, Армена Джигарханяна... И если бы Светлана Немоляева не сыграла отрывок из спектакля «Смех лангус-ты» с воображаемым партнером Александром Лазаревым (замечательного, давно ушедшего от нас актера заменила видеопроекция), то и о нем бы тоже забыли.

Неужели новый худрук Егор Перегудов, заменивший уволившегося Миндаугаса Карбаускиса, решил проигнорировать прошлые заслуги легендарной «Маяковки», пропустив мимо ушей наказ Гончарова: «Самое важное в театре при всех обстоятельствах — утешать. Вселять надежду, которую театр обязан поселять в сердцах людей»? Недолго думая, Перегудов предложил артистам сыграть сцены из спектаклей по своему усмотрению. Результат? Иначе как новаторством по злому умыслу я это назвать не могу.

Горькие мысли об отсутствии творческой преемственности навел юбилей другого прославленного театра — «Ленкома» Марка Захарова. Увы, Марк Анатольевич, будучи руководителем режиссерского факультета ГИТИСа, умудрился не оставить после себя достойной смены. И театр продолжает жить аурой захаровских спектаклей. Но время не стоит на месте, оно требует перемен. Да, «Юнона и Авось», которой 41 год, равно как «Безумный день, или Женитьба Фигаро», пусть с располневшим Дмитрием Певцовым и его постаревшими партнерами, должны оставаться в репертуаре, но они не могут более служить центром афиши. Однако, как ни усердствует в своем директорском кресле Марк Варшавер, он не в силах спасти от неминуемых потерь коллектив, вынужденный пребывать в состоянии второй свежести. Парадоксальная ситуация: мастера есть, а новых идей нет.

Не хотелось бы обижать участников трех новых спектаклей, включая «Доходное место» Александра Островского, «Последний поезд» по мотивам романа Вины Дельмар «Дорогу завтрашнему дню» и «Старомодную комедию» Алексея Арбузова, а также приглашенных режиссеров, тем более безотказную Олесю Железняк, сменившую на посту примы Александру Захарову, но посредственность взяла верх и художественных открытий не произошло. Что это — закат? Неизбежное увядание дела, теряющего своих главных подвижников? Вот и Инна Чурикова, бывшая много десятилетий неформальным профессиональным и моральным лидером коллектива, ушла вслед за самим Захаровым... Или мы наблюдаем лишь временные трудности в ожидании вступления в права нового главного режиссера Алексея Франдетти, пообещавшего артистам «небо в алмазах», но пока выполняющего контракты в других коллективах?

Это вам не Алексей Бородин, день и ночь пропадающий в Молодежном театре, где только в минувшем декабре было показано 39 спектаклей. Но только при таком самоотверженном отношении к профессии можно рассчитывать на взаимопонимание с публикой и постижение тех коллизий, которые щедро, а порой безжалостно предъявляет нам жизнь.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9361
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7057
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?