История московских сносов старинной архитектуры приросла еще одним пунктом. На сей раз акт вандализма получился из ряда вон выходящим, ведь разрушено здание середины XVIII века, образец настоящего барокко. Да еще и связанное с выдающимся гражданином России — промышленником Никитой Демидовым. Сноса зданий эпохи барокко в столице не было уже лет двадцать, со времен Юрия Лужкова, с горечью отмечает неутомимое движение «Архнадзор». Именно оно забило тревогу задолго до момента, когда почтить память Демидова явился бульдозерист в полном снаряжении.
Речь идет о корпусе середины XVIII века по адресу: переулок Огородная Слобода, 7, строение 2, который был старейшим в усадьбе одного из основателей русской промышленности, создателя Нижнетагильского завода Никиты Демидова. Да и весь род Демидовых внес в развитие экономики, науки, культуры России громадный вклад.
А потомок горнозаводчика Николай Никитич Демидов, в начале XIX века поселившийся во Флоренции и ставший одним из ее видных благотворителей, удостоился там памятника на площади своего же имени. Притом что, конечно, не оставлял вниманием и российские больницы, воспитательные заведения, подарил свои коллекции Московскому университету, а во время войны 1812 года снарядил и содержал целый полк: Тем не менее найти памятник кому-либо из Демидовых в Москве невозможно, да и в глубинной России это будет непросто, придется ехать на Урал. Но ведь монументом может служить не только фигура в бронзе. Хватило бы и здания, способного совместить мемориальные функции с прагматическими. Ну и как у нас теперь с увековечением славы выдающихся сынов России?
А вот как. Опробованный способ «почитания» — пригнать экскаватор по тому самому адресу в Огородной Слободе (это самый центр столицы, район Мясницкой улицы). И вызвать не массовую и уж тем более не согласованную, но все же демонстрацию несогласных. Спонтанную акцию градозащитников, которые писали-писали, призывали и предупреждали, но все равно услышаны не были. Ведь этот снос — абсолютно незаконный, о чем свидетельствует ордер № 24010078 Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ) города Москвы на проведение работ по данному адресу. В нем черным по белому написано: «Ремонт зданий, сооружений, противоаварийные мероприятия по сохранению зданий, сооружений». Никакого демонтажа, уж тем более экскаватором!
Однако протест градозащитников был отвергнут без всяких дискуссий. Раз уж власти хотят строить в данном месте, пусть и трижды историческом, значит, стройке быть. А признать старый, невзрачный от небрежения домишко памятником — да зачем? Согласовать проект реставрации, созданный еще в 1990-х в Московском архитектурном институте, выделить средства и участок для каких-то фантазий идеалистов, ратующих за сохранение всякого старья? Да бросьте, мало ли у нас памятников...
Вероятно, именно так и рассуждают в столичной мэрии и подчиненных ей департаментах строительства и культурного наследия. Гораздо проще привлечь «проверенных экспертов» и «правильно» сформулировать им задания. И вот уже готов акт экспертизы за подписью доктора наук Марии Нащокиной и двух ее коллег. И никто не придерется, раз уж Нащокина более двух десятилетий состоит во главе Общества изучения русской усадьбы.
А так могло бы быть, если б прислушались к мнению великого Матвея Казакова и современных архитекторов-реставраторов
Кстати, в ведении сей уважаемой организации могла бы находиться и усадьба Демидова в Огородной Слободе. Но известная околокультурная деятельница ничтоже сумняшеся пишет в документе об «отсутствии историко-культурной ценности» объекта. И допускает, что в охранной зоне городской усадьбы XVIII века возможно капитальное строительство высотой до пяти этажей (почти 20 метров). Хотя по закону в таких местах дозволена лишь регенерация, то есть воссоздание исторической среды.
И что тут возразить? Мосгорнаследие и не думает оспорить мнение экспертов. Пусть пошумят градозащитники, а мы все равно снесем, даром что лупить придется сильно и долго, исторические кирпичи, хранящие еще и фрагменты барочного декора, на диво прочны: Но ведь не просто так ломаем, а чтобы освободить место для нового здания школы. А то, что школу эту можно было бы построить в любом другом месте, почему-то не обсуждается. Дело ведь благородное, так? Никакой XVIII век гроша не стоит на этом фоне...
Какой же вывод можно сделать из прецедента, при всем своем цинизме ставшего обыденным в столичном граде? Он неутешителен и ясно говорит о деградации в Москве системы охраны наследия. Печально и то, что на предупреждения о готовящемся акте вандализма никак не отреагировал заказчик сноса — школа «Бнот Менахем» Федерации еврейских общин России. А ведь вроде бы организация, не совсем чуждая культуре.
Теперь поздно лить слезы, но есть еще призрачный шанс предотвратить дальнейшие разрушения. В июне был опубликован пакет из 23 актов ГИКЭ (Государственной историко-культурной экспертизы), снимающих статус выявленных объектов наследия с различных исторических сооружений Москвы (а некоторые из них, пока дожидались решения своей судьбы, уже и снесены). Среди тех, что еще стоят, более всего тревожит судьба так называемого Наполеоновского театра на Большой Никитской улице, 26/2, стр. 1-3. Это здание бывшей усадьбы Позднякова находится во внутреннем дворе и скрыто от глаз общественности. А усадьба знаменитая — запечатлена в «Альбомах Казакова».
В начале XIX века принадлежала генералу Петру Позднякову, при нем в доме располагался театр, где ставил спектакли прославленный актер Сила Сандунов. В 1812 году французская оккупационная администрация открыла здесь свой театр, в котором играла французская труппа Московских императорских театров. Сам Наполеон посещал там концертные исполнения оперных арий. Позднее усадьба принадлежала князю Николаю Борисовичу Юсупову. Сохранились главный дом, надстроенный тремя этажами, и два флигеля по периметру замкнутого двора. В доме зафиксированы детали подлинных интерьеров: печи, фрагменты лепнины и паркетов. Однако и здесь вскоре может развернуться гигантское строительство высотой до 10 этажей в стекле и бетоне.
Город развивается, и история не должна путаться под ногами...
Вместо послесловия
На этой неделе стало известно об аресте экс-руководителя департамента культурного наследия, а позже министра культуры Москвы Александра Кибовского. По версии следствия, чиновник за деньги помогал коммерческим организациям в заключении госконтрактов. Сумма взяток превысила 100 млн рублей.
Известно, что под руководством Кибовского мэрия в 2011-2014 годах отреставрировала десятки важных городских достопримечательностей, в том числе Триумфальную арку, храм Священномученика Климента на Пятницкой, Дом культуры имени Русакова архитектора Мельникова, историко-архитектурный ансамбль «Рогожская слобода» и другие объекты.
В то же время, как утверждают активисты «Архнадзора», именно при Кибовском в 2011-м в Москве снесли дом Кольбе и доходный дом в Большом Козихинском, в 2012-м — стадион «Динамо», а в 2013-м началась варварская реконструкция дома Болконского. Во всех случаях активисты жаловались на бездействие чиновника.