В Москве деградирует система охраны памятников истории
История московских сносов старинной архитектуры приросла еще одним пунктом. На сей раз акт вандализма получился из ряда вон выходящим, ведь разрушено здание середины XVIII века, образец настоящего барокко. Да еще и связанное с выдающимся гражданином России — промышленником Никитой Демидовым. Сноса зданий эпохи барокко в столице не было уже лет двадцать, со времен Юрия Лужкова, с горечью отмечает неутомимое движение «Архнадзор». Именно оно забило тревогу задолго до момента, когда почтить память Демидова явился бульдозерист в полном снаряжении.
Речь идет о корпусе середины XVIII века по адресу: переулок Огородная Слобода, 7, строение 2, который был старейшим в усадьбе одного из основателей русской промышленности, создателя Нижнетагильского завода Никиты Демидова. Да и весь род Демидовых внес в развитие экономики, науки, культуры России громадный вклад.
А потомок горнозаводчика Николай Никитич Демидов, в начале XIX века поселившийся во Флоренции и ставший одним из ее видных благотворителей, удостоился там памятника на площади своего же имени. Притом что, конечно, не оставлял вниманием и российские больницы, воспитательные заведения, подарил свои коллекции Московскому университету, а во время войны 1812 года снарядил и содержал целый полк: Тем не менее найти памятник кому-либо из Демидовых в Москве невозможно, да и в глубинной России это будет непросто, придется ехать на Урал. Но ведь монументом может служить не только фигура в бронзе. Хватило бы и здания, способного совместить мемориальные функции с прагматическими. Ну и как у нас теперь с увековечением славы выдающихся сынов России?
А вот как. Опробованный способ «почитания» — пригнать экскаватор по тому самому адресу в Огородной Слободе (это самый центр столицы, район Мясницкой улицы). И вызвать не массовую и уж тем более не согласованную, но все же демонстрацию несогласных. Спонтанную акцию градозащитников, которые писали-писали, призывали и предупреждали, но все равно услышаны не были. Ведь этот снос — абсолютно незаконный, о чем свидетельствует ордер № 24010078 Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ) города Москвы на проведение работ по данному адресу. В нем черным по белому написано: «Ремонт зданий, сооружений, противоаварийные мероприятия по сохранению зданий, сооружений». Никакого демонтажа, уж тем более экскаватором!
Однако протест градозащитников был отвергнут без всяких дискуссий. Раз уж власти хотят строить в данном месте, пусть и трижды историческом, значит, стройке быть. А признать старый, невзрачный от небрежения домишко памятником — да зачем? Согласовать проект реставрации, созданный еще в 1990-х в Московском архитектурном институте, выделить средства и участок для каких-то фантазий идеалистов, ратующих за сохранение всякого старья? Да бросьте, мало ли у нас памятников...
Вероятно, именно так и рассуждают в столичной мэрии и подчиненных ей департаментах строительства и культурного наследия. Гораздо проще привлечь «проверенных экспертов» и «правильно» сформулировать им задания. И вот уже готов акт экспертизы за подписью доктора наук Марии Нащокиной и двух ее коллег. И никто не придерется, раз уж Нащокина более двух десятилетий состоит во главе Общества изучения русской усадьбы.
Кстати, в ведении сей уважаемой организации могла бы находиться и усадьба Демидова в Огородной Слободе. Но известная околокультурная деятельница ничтоже сумняшеся пишет в документе об «отсутствии историко-культурной ценности» объекта. И допускает, что в охранной зоне городской усадьбы XVIII века возможно капитальное строительство высотой до пяти этажей (почти 20 метров). Хотя по закону в таких местах дозволена лишь регенерация, то есть воссоздание исторической среды.
И что тут возразить? Мосгорнаследие и не думает оспорить мнение экспертов. Пусть пошумят градозащитники, а мы все равно снесем, даром что лупить придется сильно и долго, исторические кирпичи, хранящие еще и фрагменты барочного декора, на диво прочны: Но ведь не просто так ломаем, а чтобы освободить место для нового здания школы. А то, что школу эту можно было бы построить в любом другом месте, почему-то не обсуждается. Дело ведь благородное, так? Никакой XVIII век гроша не стоит на этом фоне...
Какой же вывод можно сделать из прецедента, при всем своем цинизме ставшего обыденным в столичном граде? Он неутешителен и ясно говорит о деградации в Москве системы охраны наследия. Печально и то, что на предупреждения о готовящемся акте вандализма никак не отреагировал заказчик сноса — школа «Бнот Менахем» Федерации еврейских общин России. А ведь вроде бы организация, не совсем чуждая культуре.
Теперь поздно лить слезы, но есть еще призрачный шанс предотвратить дальнейшие разрушения. В июне был опубликован пакет из 23 актов ГИКЭ (Государственной историко-культурной экспертизы), снимающих статус выявленных объектов наследия с различных исторических сооружений Москвы (а некоторые из них, пока дожидались решения своей судьбы, уже и снесены). Среди тех, что еще стоят, более всего тревожит судьба так называемого Наполеоновского театра на Большой Никитской улице, 26/2, стр. 1-3. Это здание бывшей усадьбы Позднякова находится во внутреннем дворе и скрыто от глаз общественности. А усадьба знаменитая — запечатлена в «Альбомах Казакова».
В начале XIX века принадлежала генералу Петру Позднякову, при нем в доме располагался театр, где ставил спектакли прославленный актер Сила Сандунов. В 1812 году французская оккупационная администрация открыла здесь свой театр, в котором играла французская труппа Московских императорских театров. Сам Наполеон посещал там концертные исполнения оперных арий. Позднее усадьба принадлежала князю Николаю Борисовичу Юсупову. Сохранились главный дом, надстроенный тремя этажами, и два флигеля по периметру замкнутого двора. В доме зафиксированы детали подлинных интерьеров: печи, фрагменты лепнины и паркетов. Однако и здесь вскоре может развернуться гигантское строительство высотой до 10 этажей в стекле и бетоне.
Город развивается, и история не должна путаться под ногами...
Вместо послесловия
На этой неделе стало известно об аресте экс-руководителя департамента культурного наследия, а позже министра культуры Москвы Александра Кибовского. По версии следствия, чиновник за деньги помогал коммерческим организациям в заключении госконтрактов. Сумма взяток превысила 100 млн рублей.
Известно, что под руководством Кибовского мэрия в 2011-2014 годах отреставрировала десятки важных городских достопримечательностей, в том числе Триумфальную арку, храм Священномученика Климента на Пятницкой, Дом культуры имени Русакова архитектора Мельникова, историко-архитектурный ансамбль «Рогожская слобода» и другие объекты.
В то же время, как утверждают активисты «Архнадзора», именно при Кибовском в 2011-м в Москве снесли дом Кольбе и доходный дом в Большом Козихинском, в 2012-м — стадион «Динамо», а в 2013-м началась варварская реконструкция дома Болконского. Во всех случаях активисты жаловались на бездействие чиновника.