В столице российской Прибалтики завершились месячные гастроли одной из самых знаменитых картин Государственной Третьяковской галереи – «Портрета Модеста Мусоргского» кисти Ильи Репина. За это время шедевр увидели более 35 тысяч калининградцев и гостей города.
Проект «Выставка одной картины» успешно проводится совместно калининградским Кафедральным собором и Третьяковской галереей уже более пяти лет, составляя одну из самых приметных частей программы здешнего Международного фестиваля «Орган+». С идеей подобных «гастролей» шедевров из собрания ГТГ выступила инициатор фестиваля, художественный руководитель Кафедрального собора Вера Таривердиева. Героями выставки уже становились полотна «Московский дворик» Василия Поленова, «Портрет сестер-княжон А. Г. и В. Г. Гагариных» Владимира Боровиковского, «Портрет дочерей Ф. И. Шаляпина» Константина Коровина, «Импровизация 7» Василия Кандинского.
В этом году выбор пал на картину Репина «Портрет Мусоргского». И понятно, что фигура главного героя выставки повлияла на музыкальные программы июня и июля в Кафедральном соборе. Так, в первый день пребывания полотна на калининградском острове Канта главный органист и хранитель органа московского концертного зала «Зарядье» Лада Лабзина и Калининградский областной оркестр русских народных инструментов под управлением Антона Жукова исполнили самые известные инструментальные сочинения Модеста Петровича – цикл «Картинки с выставки» и фантазию «Ночь на Лысой горе».
– Почему этот проект особенный? – рассуждает главный хранитель Третьяковской галереи, постоянный куратор калининградских «живописных гастролей» Татьяна Городкова. – Очень много выставок Третьяковской галереи проходит в разных музеях, на разных площадках страны. Но в Калининграде шедевры русской живописи попадают в совершенно уникальное пространство Собора. Мы каждый раз очень долго выбираем, обсуждаем – какая картина послужит новым источником вдохновения для выступающих здесь музыкантов и приходящей на их концерты публики. Так возникла традиция, без которой культурную жизнь Калининграда уже невозможно себе представить. А сейчас мы начали думать над тем, какой шедевр станет центром проекта в 2024 году.
В минувшее воскресенье концертом московского камерного оркестра Musica Viva под руководством народного артиста России Александра Рудина, титулярного органиста Кафедрального собора Мансура Юсупова и тенора Михаила Нора выставка 2023 года закрылась. Прозвучали сочинения Чайковского, Виельгорского, Глазунова и, конечно, Мусоргского. Александр Израилевич выступил в обоих своих музыкантских качествах – как дирижер и виолончелист. Программа завершилась редко звучащей в наших залах Литургией Александра Гречанинова для тенора, арфы, органа и струнных.
– Очень приятно играть и смотреть при этом на картину, – признался Александр Рудин. – Музыкантов Musica Viva всегда отличал интерес как к абсолютной классике, так и к необычному, свежему репертуару. Литургия Гречанинова – это музыка эпохи модерна. Корнями она связана с русской православной традицией, но развивает ее необычно – например, в партитуре использован орган. Мне кажется, это произведение несет в себе важный посыл, заключающийся в объединении разных человеческих устремлений, если они связаны с добрыми помыслами.