Главная Культура 01:03 18 Октября 2024 11864
Большие перемены в Большом

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет назад. А между тем это представление можно назвать мечтой меломана: в главных партиях — Ильдар Абдразаков, Хибла Герзмава, Екатерина Семенчук, Владислав Сулимский, Нажмиддин Мавлянов. Певцы из когорты лучших не только в России, но в мире, что крайне редко собираются вместе на сцене. Особенно если учесть такую «деталь»: никто из них не состоит в штате Большого, лишь Николай Казанский в значимой партии защищал честь родного театра.

Да, именно по такой гостевой формуле живут знаменитые оперные дома Берлина или Вены. Притом они, как и Большой, придерживаются репертуарной системы проката, сохраняя в активе десятки постановок, что обеспечивает постоянный интерес публики. Но станет ли принцип «команды мечты» доминирующим в ГАБТ-е или же здесь сохранят постулат «в первую очередь должны петь свои» (зачастую даже вне зависимости от вокальной формы солистов)? Пока непонятно. Все решения теперь контролируются Валерием Гергиевым, ставшим не так давно генеральным директором одновременно Мариинского и Большого театров.

Валерий Абисалович, конечно, прежде всего уникальный, великий музыкант. И с его приходом в Большой оркестр театра всего за полтора десятка спектаклей обрел красивое, «породистое» звучание, что особенно заметно, когда сам маэстро за пультом. Кстати, именно упомянутый «Дон Карлос» стал первым спектаклем Большого, которым продирижировал Гергиев. Еще в прошлом сезоне предполагалось, что маэстро проведет «Лоэнгрина» Вагнера или «Мазепу» Чайковского, но прежде повезло Верди. Исполнению, быть может, немного не хватало «командной сыгранности» из-за явной нехватки репетиционного времени, но в целом спектакль удался на славу. А если все пойдет, как запланировано, Валерий Гергиев продирижирует в Большом еще одной оперой Верди — премьерой «Риголетто» в постановке итальянца Джанкарло дель Монако. Она назначена на середину ноября.

Хотя теперь по примеру Мариинского театра названия премьер даже текущего сезона, как и составы исполнителей на добрую половину спектаклей, — тайна за семью печатями, что раскрывается в самый последний момент. Да и во многом другом Большой накрывает лавина перемен. Так, очевидную недостачу русских опер в репертуаре решили компенсировать масштабными, но, увы, рутинерскими полотнами из репертуара «сводного брата» с берегов Невы с микстом солистов двух коллективов. В московской афише эти спектакли — «Хованщину», «Руслана и Людмилу», «Ивана Сусанина», «Князя Игоря» — даже отрекомендуют как премьеры, что для постановок, сделанных в середине прошлого века, решение, прямо скажем, несколько неожиданное.

Нет, серьезно, когда за пультом Валерий Гергиев, слушать спектакль очень интересно, но смотреть затруднительно. Набор декораций, сделанных под классика советской сценографии Федоровского, лишь в слегка меняющихся комбинациях кочует из одного спектакля в другой, отчего они получаются «из одного ларца, одинаковы с лица». И это, конечно, убивает присутствие собственно театра в опере, что вряд ли способствует привлечению новой и молодой аудитории. Но почему-то ставка в отношениях с русской классикой делается именно на этот застывший во времени вариант.

В пользу сделанной в старой эстетике «Пиковой дамы» забанили и современный, интригующий, стильный спектакль Римаса Туминаса. Мариинская «Дама» появится в Большом уже в ноябре. И можно надеяться, ее исполнение под дирижерскую палочку Валерия Гергиева украсят Ольга Бородина, Екатерина Семенчук, Юсиф Эйвазов и Нажмиддин Мавлянов, а также сонм прекрасных мариинских баритонов — Роман Бурденко, Алексей Марков, Владислав Сулимский.

Надо заметить, что, несмотря на геополитическую турбулентность, в Большом театре изредка, но все же появляются и заморские гости, и наши певцы, что поют по всему миру, но не имеют постоянной профессиональной прописки в России. Это и великолепный тенор Дмитрий Корчак, и знаменитые итальянцы Витторио Григоло, Амброджо Маэстри, Ферруччо Фурланетто:

Но вот проблема: Большой театр отдаляется от своего преданного зрителя — настоящих любителей искусства и поклонников артистов. В нынешнем году билеты без убедительных оснований подорожали в разы — до 40 тысяч за штуку. Конечно, дабы сильно не портить статистику, формально есть и места за 600 или 800 рублей. Но разглядеть оттуда хоть что-то можно, только проведя весь спектакль на ногах. А тут еще объявили, что все билеты отныне именные, приобретаемые по паспорту.

Ладно, инкогнито в театр уже не сходить, но ведь и друзьям или близким такой поход не подаришь. Не просить же у них заодно паспорт, к тому же не с твоей фотографией, что вообще чревато. А какие толпы будут на входе, например, морозной зимой, пока охрана проверит паспортные данные у почти 2,5 тысячи зрителей, идущих на спектакль: Все это аргументируется благими намерениями борьбы с вечными перекупщиками. Но почему она должна осуществляться за счет кармана и комфорта публики, а не силами и умениями правоохранительных органов? Любопытно, но подобных паспортных мер и драконовского повышения стоимости билетов в Мариинском театре нет. А следовательно, москвичам скоро, наверное, будет проще и дешевле съездить на спектакль в Северную столицу...

И уже заметно, как меняется аудитория — не столь страстно аплодирует, реже дарит артистам цветы. В зале доминируют туристы и гуляющие корпоративы, которых буфет, фото в знаменитых интерьерах и легендарная люстра интересуют больше происходящего на сцене и в оркестровой яме. Обидно!

А между тем, будучи самым богатым театром России, имеющим даже отдельную строку в госбюджете, Большой решил пойти на рекорд. В конце ноября — начале декабря впервые в его истории на Новой сцене будет показано по три (!) спектакля в день. В формате «киносеансов» представят оперы «Иоланта» и «Любовь к трем апельсинам». Трудно сказать, можно ли в таком графике обеспечить достойное качество спектаклей, ведь если солисты и артисты оркестра имеют хоть какую-то ротацию, то хор и миманс, не говоря уж о прочих службах — монтировщиках, гримерах, костюмерах, билетерах, гардеробщиках, — работают без замен. Да и ощущение уникального события, что, по идее, должно оставить след в душе, от такой тиражности точно размывается. Глядишь, в конце декабря в афише возникнут и ночные «Щелкунчики», чтобы обеспечить страждущих попасть на заветную постановку. Вот будет эксклюзив!

P.S. Финансовые доходы театра растут, и хочется верить, что это ощутят на своих зарплатах не только лидеры, но и все те, кто своим повседневным трудом обеспечивает выполнение Большим его благородных задач. И гастролеров классных привлекут, и новые прекрасные спектакли появятся. Ведь близится историческая дата — 250-летие Большого театра, и мы все должны встретить ее не просто масштабно, но красиво, осмысленно и достойно.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5337
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4400
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...