Большие перемены в Большом

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет назад. А между тем это представление можно назвать мечтой меломана: в главных партиях — Ильдар Абдразаков, Хибла Герзмава, Екатерина Семенчук, Владислав Сулимский, Нажмиддин Мавлянов. Певцы из когорты лучших не только в России, но в мире, что крайне редко собираются вместе на сцене. Особенно если учесть такую «деталь»: никто из них не состоит в штате Большого, лишь Николай Казанский в значимой партии защищал честь родного театра.

Да, именно по такой гостевой формуле живут знаменитые оперные дома Берлина или Вены. Притом они, как и Большой, придерживаются репертуарной системы проката, сохраняя в активе десятки постановок, что обеспечивает постоянный интерес публики. Но станет ли принцип «команды мечты» доминирующим в ГАБТ-е или же здесь сохранят постулат «в первую очередь должны петь свои» (зачастую даже вне зависимости от вокальной формы солистов)? Пока непонятно. Все решения теперь контролируются Валерием Гергиевым, ставшим не так давно генеральным директором одновременно Мариинского и Большого театров.

Валерий Абисалович, конечно, прежде всего уникальный, великий музыкант. И с его приходом в Большой оркестр театра всего за полтора десятка спектаклей обрел красивое, «породистое» звучание, что особенно заметно, когда сам маэстро за пультом. Кстати, именно упомянутый «Дон Карлос» стал первым спектаклем Большого, которым продирижировал Гергиев. Еще в прошлом сезоне предполагалось, что маэстро проведет «Лоэнгрина» Вагнера или «Мазепу» Чайковского, но прежде повезло Верди. Исполнению, быть может, немного не хватало «командной сыгранности» из-за явной нехватки репетиционного времени, но в целом спектакль удался на славу. А если все пойдет, как запланировано, Валерий Гергиев продирижирует в Большом еще одной оперой Верди — премьерой «Риголетто» в постановке итальянца Джанкарло дель Монако. Она назначена на середину ноября.

Хотя теперь по примеру Мариинского театра названия премьер даже текущего сезона, как и составы исполнителей на добрую половину спектаклей, — тайна за семью печатями, что раскрывается в самый последний момент. Да и во многом другом Большой накрывает лавина перемен. Так, очевидную недостачу русских опер в репертуаре решили компенсировать масштабными, но, увы, рутинерскими полотнами из репертуара «сводного брата» с берегов Невы с микстом солистов двух коллективов. В московской афише эти спектакли — «Хованщину», «Руслана и Людмилу», «Ивана Сусанина», «Князя Игоря» — даже отрекомендуют как премьеры, что для постановок, сделанных в середине прошлого века, решение, прямо скажем, несколько неожиданное.

Нет, серьезно, когда за пультом Валерий Гергиев, слушать спектакль очень интересно, но смотреть затруднительно. Набор декораций, сделанных под классика советской сценографии Федоровского, лишь в слегка меняющихся комбинациях кочует из одного спектакля в другой, отчего они получаются «из одного ларца, одинаковы с лица». И это, конечно, убивает присутствие собственно театра в опере, что вряд ли способствует привлечению новой и молодой аудитории. Но почему-то ставка в отношениях с русской классикой делается именно на этот застывший во времени вариант.

В пользу сделанной в старой эстетике «Пиковой дамы» забанили и современный, интригующий, стильный спектакль Римаса Туминаса. Мариинская «Дама» появится в Большом уже в ноябре. И можно надеяться, ее исполнение под дирижерскую палочку Валерия Гергиева украсят Ольга Бородина, Екатерина Семенчук, Юсиф Эйвазов и Нажмиддин Мавлянов, а также сонм прекрасных мариинских баритонов — Роман Бурденко, Алексей Марков, Владислав Сулимский.

Надо заметить, что, несмотря на геополитическую турбулентность, в Большом театре изредка, но все же появляются и заморские гости, и наши певцы, что поют по всему миру, но не имеют постоянной профессиональной прописки в России. Это и великолепный тенор Дмитрий Корчак, и знаменитые итальянцы Витторио Григоло, Амброджо Маэстри, Ферруччо Фурланетто:

Но вот проблема: Большой театр отдаляется от своего преданного зрителя — настоящих любителей искусства и поклонников артистов. В нынешнем году билеты без убедительных оснований подорожали в разы — до 40 тысяч за штуку. Конечно, дабы сильно не портить статистику, формально есть и места за 600 или 800 рублей. Но разглядеть оттуда хоть что-то можно, только проведя весь спектакль на ногах. А тут еще объявили, что все билеты отныне именные, приобретаемые по паспорту.

Ладно, инкогнито в театр уже не сходить, но ведь и друзьям или близким такой поход не подаришь. Не просить же у них заодно паспорт, к тому же не с твоей фотографией, что вообще чревато. А какие толпы будут на входе, например, морозной зимой, пока охрана проверит паспортные данные у почти 2,5 тысячи зрителей, идущих на спектакль: Все это аргументируется благими намерениями борьбы с вечными перекупщиками. Но почему она должна осуществляться за счет кармана и комфорта публики, а не силами и умениями правоохранительных органов? Любопытно, но подобных паспортных мер и драконовского повышения стоимости билетов в Мариинском театре нет. А следовательно, москвичам скоро, наверное, будет проще и дешевле съездить на спектакль в Северную столицу...

И уже заметно, как меняется аудитория — не столь страстно аплодирует, реже дарит артистам цветы. В зале доминируют туристы и гуляющие корпоративы, которых буфет, фото в знаменитых интерьерах и легендарная люстра интересуют больше происходящего на сцене и в оркестровой яме. Обидно!

А между тем, будучи самым богатым театром России, имеющим даже отдельную строку в госбюджете, Большой решил пойти на рекорд. В конце ноября — начале декабря впервые в его истории на Новой сцене будет показано по три (!) спектакля в день. В формате «киносеансов» представят оперы «Иоланта» и «Любовь к трем апельсинам». Трудно сказать, можно ли в таком графике обеспечить достойное качество спектаклей, ведь если солисты и артисты оркестра имеют хоть какую-то ротацию, то хор и миманс, не говоря уж о прочих службах — монтировщиках, гримерах, костюмерах, билетерах, гардеробщиках, — работают без замен. Да и ощущение уникального события, что, по идее, должно оставить след в душе, от такой тиражности точно размывается. Глядишь, в конце декабря в афише возникнут и ночные «Щелкунчики», чтобы обеспечить страждущих попасть на заветную постановку. Вот будет эксклюзив!

P.S. Финансовые доходы театра растут, и хочется верить, что это ощутят на своих зарплатах не только лидеры, но и все те, кто своим повседневным трудом обеспечивает выполнение Большим его благородных задач. И гастролеров классных привлекут, и новые прекрасные спектакли появятся. Ведь близится историческая дата — 250-летие Большого театра, и мы все должны встретить ее не просто масштабно, но красиво, осмысленно и достойно.