Главная Культура 00:04 18 Октября 2019 3118
Анна Матисон: Красота никого не спасает, но она шанс к познанию

Мариинский театр заказал ей постановку оперы «Пеллеас и Мелизанда»

Сергей Бирюков
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Бывают карьеры, когда с первых шагов ясно, чем человек будет заниматься всю последующую жизнь. У Анны Матисон не так: причудливые зигзаги от учебы на экономиста — к журналистике, от короткометражных роликов с миллионными просмотрами — к полному метру с крутыми актерскими звездами, от фильмов про музыкантов — к постановке оперных спектаклей в одном из крупнейших театров мира. А еще, говорят, она очень везучая. Ну как это — получить доступ к музыкантской кухне самого Гергиева, у которого иным и короткого интервью не добиться. И каково — обаять неотразимого Безрукова и привлечь его не только в свои фильмы, но и в свою жизнь... А сейчас Анна выходит на новый уровень: после успеха видеофильма с записью ее спектакля «Золотой петушок» тот же Мариинский театр заказывает постановку оперы, где редкому постановщику удается найти путеводную нить.

— Валерий Гергиев объяснил, почему именно вам заказал постановку «Пеллеаса и Мелизанды» — одной из самых загадочных опер за всю мировую музыкальную историю?

— По-моему, он никогда никому такого не объясняет. Мне только сказал, что уже пробовал разрабатывать этот спектакль с другими и остался недоволен.

— До сих пор ваши известные работы были связаны с современностью. А тут — декаданс, символизм...

— Я очень люблю то время, когда многое не проговаривалось, а богатейший культурный код в крови людей рождал намеки. Там все на нюансах, но в этом загадочном мире царил незыблемый, хотя не уловимый словами кодекс чести.

— И это эпоха удивительных, загадочных женщин: реальных, как Гиппиус, Ахматова, Цветаева, или придуманных, как Мелизанда из драмы Метерлинка и оперы Дебюсси.

— Мелизанда мне кажется образом над эпохой. Это скорее вечный миф о красоте. Сам сюжет вполне тянет на крепкую романтическую историю, но количество символов на квадратный сантиметр — шум волн, корабль, фонтан, волосы, закрытые двери — создает совершенно другую атмосферу, в которой все уже не так очевидно. Метерлинк в своем трактате «Сокровище смиренных» пишет, что красота — единственный язык наших душ. А любовь умирающая для него — уже предтеча любви новорожденной. Это находит прямое отражение в Мелизанде! Умирая, она дает жизнь девочке, которая повторит ее путь...

Я надеюсь, у нас получится отразить эту цикличность, неотвратимость прихода красоты, которая никого не спасает, но она шанс к познанию. А так как полное познание невозможно, то секунда, отданная на поцелуй героев, когда, по Метерлинку, душа как раз и способна к чему-то большему, эта секунда становится практически последней для обоих. Хотя и смерть тоже — вполне себе путешествие. Единственное путешествие, гарантированное каждому.

— Как вам работается в стенах Мариинского театра?

— Рада вновь всех видеть. Здешняя постановочная команда — одна из самых сильных. Хотя мы работаем не в самом театре, а в Концертном зале, у зрителя должно возникнуть ощущение полноценного театрального события.

— Однако «Золотой петушок» три года назад вызвал не только комплименты, но и нарекания критиков.

— Знаете, чаще всего премьеры проходят не так, как планировалось, это норма. Но в моем случае произошло, скажем так, фатальное стечение обстоятельств, не позволившее показать то, что ставилось. Понимая всю несправедливость ситуации, мне оставалось только ее пережить. То, что в дальнейшем мы получили хорошие отзывы у западной прессы, номинации на Grammy и International Classical Music Award, все это мало меня утешало, честно скажу. Впрочем, спектаклю почти пять лет, он в репертуаре и даже в свои дни идет два раза.

— В вашей иркутской юности могли вы себя представить автором фильмов, постановщиком опер в Мариинском театре?

— Конечно нет, в Иркутске я училась на экономиста, работала на местном ТВ (что считаю большим везением: ни на каком федеральном канале нет той свободы, которая у меня была). Наша группа вскоре ушла с телевидения и организовала студию. Набрались нахальства, решили снять короткометражку. Выбрали новеллу «Настроение улучшилось» Евгения Гришковца. Никто из нас его не знал, письмо со сценарием отправили на адрес, указанный в его книжке. Если бы Женя тогда не одобрил нашу работу, может, все сложилось бы по-другому. Но сценарий ему понравился — и наш ролик, как сейчас принято говорить, взорвал интернет. Помню газетный заголовок: «Гришковец побил Мадонну». Тогда миллион просмотров был запредельной цифрой...

— Как становятся сценаристами?

— Я очень много писала для нашей студии документального кино, но чувствовала — без специальной школы буксую. Решила поступать во ВГИК. Помню, читала сценарий «Чужих писем» Натальи Рязанцевой — и тут узнаю, что объявляется набор в мастерскую Натальи Борисовны. Сложность была в том, что другие претенденты давно готовились, написали целые папки сценариев. А у меня — ничего. И я быстро написала полный метр — кстати, под заголовком «Девушка с волосами цвета льна», по названию фортепианной пьесы Дебюсси. Видите, какие интересные рифмы иногда сочиняет жизнь? При всей неумелости той работы Наталья Борисовна сказала, что диалоги приличные. И меня взяли. Сняла в Москве комнату. Очень помогало, что во ВГИКе студентам перед первой парой лекций давали бесплатную кашу. Кажется, эта прекрасная традиция существует и сейчас.

— Какой первый собственный сюжет пришел в голову?

— Тот, который в конце концов воплотился в дипломном сценарии, и мы по нему сняли «Млечный путь». Конечно, идея очень сильно трансформировалась, главный герой и героиня поменялись местами. Но треть из первоначального варианта вошла в фильм. А вообще у нас с Тимуром Эзугбая, моим другом и соавтором еще со вгиковских времен, порядка 10-12 работ не дошли до производства.

— Какие из них жальче всего?

— Я бы очень хотела, чтобы осуществился, извините за нескромность, «Гамлет». По Шекспиру, разумеется. Еще жаль сценарий «Большая земля» про подвиг партизана Киселева. Когда мы писали, Тимур все время выходил покурить, а я — порыдать.

— Как началось сотрудничество с Гергиевым?

— Очень просто. Я сделала фильм о Денисе Мацуеве, его показали по ТВ. На следующий день позвонил Алексей Учитель, сказал, что у него как у продюсера грант на съемку документального фильма о Мариинском театре и он зовет меня режиссером. Еще день спустя — звонок от пресс-секретаря Пасхального фестиваля Анны Касаткиной, которая предложила снять фильм об этом празднике, руководимом Валерием Гергиевым. Наконец, совсем невероятная вещь — звонит сам Гергиев, помню, я аж встала, услышав его голос, — так испугалась. В результате целых три фильма независимо друг от друга образовались в течение одной-двух недель. В процессе к ним добавились кино о строительстве нового здания Мариинки, несколько фильмов по оперным спектаклям. А когда мы делали детский музыкальный фильм, Гергиева заинтересовало, как я работаю в жанре сказки. Отсюда — приглашение на разработку постановки «Золотого петушка», и эта разработка ему понравилась.

— Чем вас больше всего впечатлил Гергиев?

— Я снимала много его репетиций, каждую можно было бы издать как отдельное кино. Видно, что он любит музыку самозабвенно. Несколько раз я чувствовала себя просто дурой, когда вылезала с какой-то, как мне казалось, редкой информацией о произведении, которое мы снимали, — вычитала в дневнике или письмах композитора, а оказывалось, что он не только все это читал, но и знает много больше. Человек огромного и пластичного ума. Допускающий и точку зрения, отличную от его собственной. Это видно по постановкам, стиль которых очень разнообразен.

— А с какого момента начались ваши отношения с Сергеем Безруковым?

— С «Млечного пути».

— Как все случилось?

— А кто знает, как случается любовь?

— Рассказывая о замысле фильма «После тебя» (тогда еще под рабочим названием «Барышников»), вы, помнится, обещали, что балет, который, по сюжету ленты, ставит герой Безрукова, реально пойдет в Мариинском театре.

— Он и поставлен, это «Симфония в трех движениях» Раду Поклитару на музыку Стравинского. Раду поставил балет специально для фильма, но ровно в то время и Гергиев, увидев предыдущую работу Поклитару, «Гамлет» в Большом театре, хотел пригласить его к постановке. Так что это довольно уникальная вещь, когда кино породило балет, идущий в репертуаре.

— В этом фильме постоянно присутствует образ Майи Плисецкой: граффити-портрет в кабинете героя, фотография на его столе, музыка «Кармен-сюиты» — ее знаковой работы...

— Одна из самых больших моих благодарностей жизни — за то, что я могла общаться с такими людьми, как Майя Плисецкая и Родион Щедрин. А познакомились мы во время съемок его оперы «Левша». Майя Михайловна — человек редкого ума, остроумия, беспощадной прямоты. У меня в первой версии «После тебя» была выписана для нее маленькая роль — и тут случилось 2 мая 2015 года. Ничто не предвещало ее внезапного ухода. Была даже мысль посвятить фильм ее памяти, но я не стала этого делать, иначе люди могли бы подумать, что характер главного персонажа, не слишком приятный, списан с нее, а это совсем не так. Но в начало ленты я вынесла ее цитату: «Не сдавайтесь, до самого конца не сдавайтесь. Характер — это есть судьба». Это все вместе с музыкой, с граффити и есть негласное посвящение.

— О способности Сергея Безрукова к перевоплощениям ходят притчи. А какая сторона его натуры публике малоизвестна?

— Он очень хороший художник. Кстати, оформил уже несколько своих театральных работ — например, «Вишневый сад», где неожиданный и сильный, до слез, финал... А в «Энергичных людях» Шукшина очень точно воспроизведена атмосфера 70-х, детства Сережи.

— Почему вы сама не ставите драмы?

— О, я очень этого хочу! Но в последние годы буквально перетекала из проекта в проект: только закончили спектакль в Мариинке — поехала снимать «Млечный путь», дальше мы делали «После тебя», и я уже ждала ребенка, а с ребенком, таким долгожданным, хотелось побыть подольше, потом фильм «Заповедник», премьеру которого я пропустила, так как второму нашему ребенку в этот момент было два дня от рождения. «Пеллеас и Мелизанда» — мой выход из декрета.

— Сергею не обидно, что до его театра, как говорится, не всякая птица долетит из центра Москвы? Не хотел бы перебраться в более престижный район столицы?

— Вы хотите, чтобы он обивал чьи-то пороги? Нет-нет, это совсем не в его характере, он всегда занят тем, чем занят. И он любит этот театр, для которого столько сделал. Сергей, как и многие ученики Олега Табакова, оказался великолепным организатором. За годы его руководства посещаемость поднялась с 20 до 90%. Притом что сам он мало в каких постановках играет. У Сергея, по-моему, идеальный баланс современности и традиций. Зрителям ведь нет дела до географии — они либо возвращаются в театр, либо нет.

— Вопрос напоследок: какое из известных вам мест на земле считаете самым красивым?

— Вряд ли припомню что-либо красивее Байкала.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5363
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4423
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...