Главная Культура 00:04 18 Октября 2019 2921
Анна Матисон: Красота никого не спасает, но она шанс к познанию

Мариинский театр заказал ей постановку оперы «Пеллеас и Мелизанда»

Сергей Бирюков
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Бывают карьеры, когда с первых шагов ясно, чем человек будет заниматься всю последующую жизнь. У Анны Матисон не так: причудливые зигзаги от учебы на экономиста — к журналистике, от короткометражных роликов с миллионными просмотрами — к полному метру с крутыми актерскими звездами, от фильмов про музыкантов — к постановке оперных спектаклей в одном из крупнейших театров мира. А еще, говорят, она очень везучая. Ну как это — получить доступ к музыкантской кухне самого Гергиева, у которого иным и короткого интервью не добиться. И каково — обаять неотразимого Безрукова и привлечь его не только в свои фильмы, но и в свою жизнь... А сейчас Анна выходит на новый уровень: после успеха видеофильма с записью ее спектакля «Золотой петушок» тот же Мариинский театр заказывает постановку оперы, где редкому постановщику удается найти путеводную нить.

— Валерий Гергиев объяснил, почему именно вам заказал постановку «Пеллеаса и Мелизанды» — одной из самых загадочных опер за всю мировую музыкальную историю?

— По-моему, он никогда никому такого не объясняет. Мне только сказал, что уже пробовал разрабатывать этот спектакль с другими и остался недоволен.

— До сих пор ваши известные работы были связаны с современностью. А тут — декаданс, символизм...

— Я очень люблю то время, когда многое не проговаривалось, а богатейший культурный код в крови людей рождал намеки. Там все на нюансах, но в этом загадочном мире царил незыблемый, хотя не уловимый словами кодекс чести.

— И это эпоха удивительных, загадочных женщин: реальных, как Гиппиус, Ахматова, Цветаева, или придуманных, как Мелизанда из драмы Метерлинка и оперы Дебюсси.

— Мелизанда мне кажется образом над эпохой. Это скорее вечный миф о красоте. Сам сюжет вполне тянет на крепкую романтическую историю, но количество символов на квадратный сантиметр — шум волн, корабль, фонтан, волосы, закрытые двери — создает совершенно другую атмосферу, в которой все уже не так очевидно. Метерлинк в своем трактате «Сокровище смиренных» пишет, что красота — единственный язык наших душ. А любовь умирающая для него — уже предтеча любви новорожденной. Это находит прямое отражение в Мелизанде! Умирая, она дает жизнь девочке, которая повторит ее путь...

Я надеюсь, у нас получится отразить эту цикличность, неотвратимость прихода красоты, которая никого не спасает, но она шанс к познанию. А так как полное познание невозможно, то секунда, отданная на поцелуй героев, когда, по Метерлинку, душа как раз и способна к чему-то большему, эта секунда становится практически последней для обоих. Хотя и смерть тоже — вполне себе путешествие. Единственное путешествие, гарантированное каждому.

— Как вам работается в стенах Мариинского театра?

— Рада вновь всех видеть. Здешняя постановочная команда — одна из самых сильных. Хотя мы работаем не в самом театре, а в Концертном зале, у зрителя должно возникнуть ощущение полноценного театрального события.

— Однако «Золотой петушок» три года назад вызвал не только комплименты, но и нарекания критиков.

— Знаете, чаще всего премьеры проходят не так, как планировалось, это норма. Но в моем случае произошло, скажем так, фатальное стечение обстоятельств, не позволившее показать то, что ставилось. Понимая всю несправедливость ситуации, мне оставалось только ее пережить. То, что в дальнейшем мы получили хорошие отзывы у западной прессы, номинации на Grammy и International Classical Music Award, все это мало меня утешало, честно скажу. Впрочем, спектаклю почти пять лет, он в репертуаре и даже в свои дни идет два раза.

— В вашей иркутской юности могли вы себя представить автором фильмов, постановщиком опер в Мариинском театре?

— Конечно нет, в Иркутске я училась на экономиста, работала на местном ТВ (что считаю большим везением: ни на каком федеральном канале нет той свободы, которая у меня была). Наша группа вскоре ушла с телевидения и организовала студию. Набрались нахальства, решили снять короткометражку. Выбрали новеллу «Настроение улучшилось» Евгения Гришковца. Никто из нас его не знал, письмо со сценарием отправили на адрес, указанный в его книжке. Если бы Женя тогда не одобрил нашу работу, может, все сложилось бы по-другому. Но сценарий ему понравился — и наш ролик, как сейчас принято говорить, взорвал интернет. Помню газетный заголовок: «Гришковец побил Мадонну». Тогда миллион просмотров был запредельной цифрой...

— Как становятся сценаристами?

— Я очень много писала для нашей студии документального кино, но чувствовала — без специальной школы буксую. Решила поступать во ВГИК. Помню, читала сценарий «Чужих писем» Натальи Рязанцевой — и тут узнаю, что объявляется набор в мастерскую Натальи Борисовны. Сложность была в том, что другие претенденты давно готовились, написали целые папки сценариев. А у меня — ничего. И я быстро написала полный метр — кстати, под заголовком «Девушка с волосами цвета льна», по названию фортепианной пьесы Дебюсси. Видите, какие интересные рифмы иногда сочиняет жизнь? При всей неумелости той работы Наталья Борисовна сказала, что диалоги приличные. И меня взяли. Сняла в Москве комнату. Очень помогало, что во ВГИКе студентам перед первой парой лекций давали бесплатную кашу. Кажется, эта прекрасная традиция существует и сейчас.

— Какой первый собственный сюжет пришел в голову?

— Тот, который в конце концов воплотился в дипломном сценарии, и мы по нему сняли «Млечный путь». Конечно, идея очень сильно трансформировалась, главный герой и героиня поменялись местами. Но треть из первоначального варианта вошла в фильм. А вообще у нас с Тимуром Эзугбая, моим другом и соавтором еще со вгиковских времен, порядка 10-12 работ не дошли до производства.

— Какие из них жальче всего?

— Я бы очень хотела, чтобы осуществился, извините за нескромность, «Гамлет». По Шекспиру, разумеется. Еще жаль сценарий «Большая земля» про подвиг партизана Киселева. Когда мы писали, Тимур все время выходил покурить, а я — порыдать.

— Как началось сотрудничество с Гергиевым?

— Очень просто. Я сделала фильм о Денисе Мацуеве, его показали по ТВ. На следующий день позвонил Алексей Учитель, сказал, что у него как у продюсера грант на съемку документального фильма о Мариинском театре и он зовет меня режиссером. Еще день спустя — звонок от пресс-секретаря Пасхального фестиваля Анны Касаткиной, которая предложила снять фильм об этом празднике, руководимом Валерием Гергиевым. Наконец, совсем невероятная вещь — звонит сам Гергиев, помню, я аж встала, услышав его голос, — так испугалась. В результате целых три фильма независимо друг от друга образовались в течение одной-двух недель. В процессе к ним добавились кино о строительстве нового здания Мариинки, несколько фильмов по оперным спектаклям. А когда мы делали детский музыкальный фильм, Гергиева заинтересовало, как я работаю в жанре сказки. Отсюда — приглашение на разработку постановки «Золотого петушка», и эта разработка ему понравилась.

— Чем вас больше всего впечатлил Гергиев?

— Я снимала много его репетиций, каждую можно было бы издать как отдельное кино. Видно, что он любит музыку самозабвенно. Несколько раз я чувствовала себя просто дурой, когда вылезала с какой-то, как мне казалось, редкой информацией о произведении, которое мы снимали, — вычитала в дневнике или письмах композитора, а оказывалось, что он не только все это читал, но и знает много больше. Человек огромного и пластичного ума. Допускающий и точку зрения, отличную от его собственной. Это видно по постановкам, стиль которых очень разнообразен.

— А с какого момента начались ваши отношения с Сергеем Безруковым?

— С «Млечного пути».

— Как все случилось?

— А кто знает, как случается любовь?

— Рассказывая о замысле фильма «После тебя» (тогда еще под рабочим названием «Барышников»), вы, помнится, обещали, что балет, который, по сюжету ленты, ставит герой Безрукова, реально пойдет в Мариинском театре.

— Он и поставлен, это «Симфония в трех движениях» Раду Поклитару на музыку Стравинского. Раду поставил балет специально для фильма, но ровно в то время и Гергиев, увидев предыдущую работу Поклитару, «Гамлет» в Большом театре, хотел пригласить его к постановке. Так что это довольно уникальная вещь, когда кино породило балет, идущий в репертуаре.

— В этом фильме постоянно присутствует образ Майи Плисецкой: граффити-портрет в кабинете героя, фотография на его столе, музыка «Кармен-сюиты» — ее знаковой работы...

— Одна из самых больших моих благодарностей жизни — за то, что я могла общаться с такими людьми, как Майя Плисецкая и Родион Щедрин. А познакомились мы во время съемок его оперы «Левша». Майя Михайловна — человек редкого ума, остроумия, беспощадной прямоты. У меня в первой версии «После тебя» была выписана для нее маленькая роль — и тут случилось 2 мая 2015 года. Ничто не предвещало ее внезапного ухода. Была даже мысль посвятить фильм ее памяти, но я не стала этого делать, иначе люди могли бы подумать, что характер главного персонажа, не слишком приятный, списан с нее, а это совсем не так. Но в начало ленты я вынесла ее цитату: «Не сдавайтесь, до самого конца не сдавайтесь. Характер — это есть судьба». Это все вместе с музыкой, с граффити и есть негласное посвящение.

— О способности Сергея Безрукова к перевоплощениям ходят притчи. А какая сторона его натуры публике малоизвестна?

— Он очень хороший художник. Кстати, оформил уже несколько своих театральных работ — например, «Вишневый сад», где неожиданный и сильный, до слез, финал... А в «Энергичных людях» Шукшина очень точно воспроизведена атмосфера 70-х, детства Сережи.

— Почему вы сама не ставите драмы?

— О, я очень этого хочу! Но в последние годы буквально перетекала из проекта в проект: только закончили спектакль в Мариинке — поехала снимать «Млечный путь», дальше мы делали «После тебя», и я уже ждала ребенка, а с ребенком, таким долгожданным, хотелось побыть подольше, потом фильм «Заповедник», премьеру которого я пропустила, так как второму нашему ребенку в этот момент было два дня от рождения. «Пеллеас и Мелизанда» — мой выход из декрета.

— Сергею не обидно, что до его театра, как говорится, не всякая птица долетит из центра Москвы? Не хотел бы перебраться в более престижный район столицы?

— Вы хотите, чтобы он обивал чьи-то пороги? Нет-нет, это совсем не в его характере, он всегда занят тем, чем занят. И он любит этот театр, для которого столько сделал. Сергей, как и многие ученики Олега Табакова, оказался великолепным организатором. За годы его руководства посещаемость поднялась с 20 до 90%. Притом что сам он мало в каких постановках играет. У Сергея, по-моему, идеальный баланс современности и традиций. Зрителям ведь нет дела до географии — они либо возвращаются в театр, либо нет.

— Вопрос напоследок: какое из известных вам мест на земле считаете самым красивым?

— Вряд ли припомню что-либо красивее Байкала.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9413
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7131
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?