Аргументов много. По данным исследования портала FINAM, во II квартале этого года покупательная способность денежных доходов населения упала по половине основных продуктов питания. То есть из содержимого «продовольственной корзинки» россияне могут купить в нужном количестве только половину еды, а на остальном вынуждены экономить. По данным доклада Роспотребнадзора, в стране элементарно недоедают более 3 млн детей.
Проблема уже обретает «международное звучание»: директор Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) по связям с Россией Олег Кобяков отмечает, что недостаток качественного продовольствия в рационе россиян стал системой, и предложил исправлять ситуацию с помощью талонов на питание, оплачиваемых государством, — по опыту США. Эксперты по социальным вопросам также утверждают, что продовольственные карточки помогут стабилизировать доходы малообеспеченных семей, а экономисты видят в них стимул к оживлению и развитию малого бизнеса.
Идея не новая. Шесть лет назад за введение «карточной системы» для борьбы с бедностью активно выступал министр промышленности и торговли Денис Мантуров. «Мы говорим о повышении качества питания определенных слоев населения, которые, к сожалению, сегодня не имеют возможности купить свежие фрукты, овощи или охлажденное мясо, — заявлял высокопоставленный чиновник. — Поэтому мы как раз за то, чтобы определенные слои населения имели такую возможность». Министр предлагал и механизм такой помощи: деньги перечисляются на карточку, и ее обладатель потом может купить на выделенную сумму исключительно свежие, скоропортящиеся продукты. «Не тушенку впрок, не макароны и крупы, а свежее молоко, фрукты, овощи, мясо. И, как правило, это продукты местного производства по доступным ценам, которые целенаправленно поставляются в магазины по этой программе. Другие продукты, к примеру алкоголь или деликатесы, по этим карточкам купить нельзя».
Сегодня сторонники введения карточек предлагают отказаться от жесткого набора продуктов, а перечислять нуждающимся пособие в 10 тысяч рублей на месяц, на которые получатель сможет сам выбрать, что хочет взять из ограниченного списка товаров. Основные вопросы, которые требуется прояснить: сколько должно быть карточек и кому их выдавать? По предварительным прогнозам, на финансирование проекта потребуется около 1,5 трлн рублей в год — чтобы обеспечить 10 млн россиян, потерявших работу или лишившихся части дохода из-за коронавируса, ежемесячными карточками на сумму 10 тысяч рублей.
Но в продовольственной помощи нуждаются и многие студенты, больше половины многодетных семей и другие малоимущие. В куда более богатой стране США участниками программы государственной продовольственной помощи (SNAP) могут стать легально работающие жители Америки с доходом не выше 130% от прожиточного минимума, бездомные, старики и инвалиды с низким доходом, а также безработные. Сегодня получателями продовольственных карточек являются более 42 млн американцев (почти половина из них — дети), это каждый восьмой житель страны. По силам ли российскому бюджету взвалить на себя такое бремя? А если нет, кого придется вычеркивать? Такой вопрос требует гласного обсуждения.
Но есть еще один весьма весомый аргумент за карточки. По данным Росстата, в январе — июле 2020 года продукты питания в России подорожали на 5%, а продуктовая инфляция в странах ЕС составила всего 1,6%. Как утверждают специалисты, одна из причин в том, что на российском рынке продовольствия слишком велика доля импорта. А быстрее всего дорожают именно те сегменты, которые зависят от внешних поставок. К тому же Россия существенно отстает от Европы по уровню рыночной конкуренции, и низкая конкуренция позволяет отечественным производителям и посредникам чаще повышать цены.
Введение системы карточек, контролируемой местными властями и потребительскими сообществами, должно оживить рынки местными продуктами — и тогда ценовой диктат супермаркетов и крупных продовольственных сетей ослабнет.
Но для начала эти карточки нужно ввести — и лишь потом можно заняться отладкой системы... Иначе не все соискатели помощи доживут.