Сегодня (18 августа) свое 90-летие отмечает Раймонд Роман Тьерри Либлинг. Он же великий и ужасный Роман Полански — актер, сценарист, режиссер, снискавший своими фильмами всемирную славу. Дебютную ленту «Нож в воде» он снял в Польше. Фильм впервые в истории польского кино номинировался на «Оскар», но вызвал осуждение первого секретаря ЦК ПОРП Владислава Гомулки. Позже Полански работал в Англии, Франции и США. На сегодняшний день он поставил 23 фильма, большинство из которых стали классикой мирового экрана.
Но путь к известности у него оказался не простым и уж точно не легким. Роман родился в еврейской семье в Париже. Но когда Ромек (так его звали дома) был совсем маленьким, его отец принял решение вернуться в родную для него Польшу. Это случилось в канун Второй мировой войны, которая принесла семейству Либлингов неисчислимые бедствия. Мать и бабушка Ромека погибли в Освенциме, дядя был забит до смерти в Бухенвальде. Он с отцом и сестренкой оказались в Краковском гетто.
Однажды Ромеку с помощью отца удалось бежать через дыру под забором. Долгое время он жил в приемных семьях под чужими именами. Частенько питался гнилой картошкой, крысами, отварами из полевых цветов и древесной коры. До самого конца войны мальчик находился под страхом смерти, скрывая от немцев свое еврейское происхождение. А однажды его поймали и чуть не застрелили: фашисты использовали ребенка как живую мишень.
Это страшное детство не сломало будущего режиссера, а, наоборот, закалило его характер, напитало его память и воображение таким драматичным жизненным опытом, которого ему хватило на весь творческий путь. И это же во многом определило его уникальный режиссерский почерк, в котором преобладают темы жестокости, насилия, смерти, трагической абсурдности бытия. И все это вдобавок замешано на мощном сексуальном подтексте, которому тоже есть свое объяснение...
Невысокого роста, но с буйной шевелюрой и «наполеоновским» обаянием, он с юных лет был страстным женолюбом. Первые отношения с прекрасным полом у него начались уже в 16 лет. Позже любовные интрижки пошли чередой. Полански был недолго женат на известной польской актрисе Барбаре Квятковской. У него были романы с Катрин Денев и юной Настасьей Кински. В 1969 году его вторую жену, актрису Шэрон Тейт, которая была на девятом месяце беременности, зверски убили члены секты Мэнсона, после чего режиссер впал в затяжную депрессию. А в 1977 году 13-летняя американская фотомодель Саманта Гэйли обвинила его в изнасиловании с применением алкоголя и наркотиков.
Полански свою вину поначалу не признал, тем не менее, отсидел в тюрьме 42 дня. Во время судебного разбирательства режиссер и его адвокат предложили мировое соглашение, в соответствии с которым Полански готов был признать себя виновным в самом легком из шести пунктов обвинения. Адвокат Саманты согласился на это. Но, узнав из прессы, что судья хочет закатать его в тюрьму «лет на сто», Полански, не дожидаясь приговора суда, бежал из США в Лондон, а затем во Францию.
С тех пор американская Фемида без устали преследует Полански, хотя Саманта, со временем прекратившаяся в располневшую матрону с тремя детьми, призвала оставить в покое всемирно известного режиссера, забыть его (и свои) грехи молодости. Тем не менее, попытка Полански съездить на кинофестиваль в Цюрих в 2009 году обернулась его арестом. В защиту режиссера тогда выступил Франсуа Миттеран и звезды мирового кино, включая Никиту Михалкова, который еще не был Бесогоном. В итоге швейцарский суд отклонил запрос на экстрадицию и освободил режиссера.
Опасаясь быть высланным в США, режиссер уже многие годы практически не выезжает за пределы Польши и Франции, где ему не грозит экстрадиция в США. Он даже не смог лично получить причитающийся ему «Оскар» за фильм «Пианист». На вопрос одного журналиста: «Каково это — быть беженцем?», Полански только пожал плечами и ответил: «Давно привык. Я был беженцем всю свою жизнь».
Добавим от себя, что, невзирая на сопровождавшие его преследования и громкие скандалы, он умудряется на протяжении многих десятилетий снимать кино мирового класса. Полански стал обладателем «Золотой Пальмовой ветви», «Золотого медведя» и «Золотого льва», соответственно, Каннского, Берлинского и Венецианского фестивалей. А еще среди его призов числятся американские «Оскар» и «Золотой глобус», дюжина французских «Сезаров», европейский «Феликс»...
Пожалуй, на сегодняшний день он самый титулованный режиссер мирового экрана. Его фильмы «Нож в воде», «Отвращение», «Ребенок Розмари», «Китайский квартал», «Тэсс», «Пианист», «Венера в мехах», «Резня», «Призрак», «Офицер и шпион» (этот список далеко не полон) смотрят и пересматривают, их изучают в киношколах мира. В свои 90 лет он остается не обсыпанным старческой перхотью классиком, а мужем красавицы-актрисы Эмманюэль Сенье, которая на 33 года младше его, и активно действующим режиссером, новые фильмы которого ждут зрители и фестивали.
Вот и на Венецианском киносмотре, который стартует 30 августа, состоится премьера нового фильма Романа Полански «Дворец». Это сатирическая комедия, высмеивающая богатых и знаменитых, которые готовятся отпраздновать новогоднюю ночь в роскошном швейцарском отеле со всеми своими причудами и пороками. Фильм интересен еще и тем, что в нем, наряду с Микки Рурком, Фанни Ардан, Оливером Мазуччи, занят наш Александр Петров, которого мы увидим в необычном образе и облике.
В российский прокат «Дворец» выйдет 23 ноября этого года. На Венецианский кинофестиваль Роман Полански, опасаясь экстрадиции в США, скорее всего, не поедет. Да и некогда ему. Говорят, он задумал новое кино. До рекорда португальского режиссера Мануэла де Оливейры, который поставил свой последний фильм в 103 года, Роману Полански еще снимать и снимать...