Главная Культура 19:28 17 Октября 2023 2387
Иван не очень Грозный

Санкт-Петербургъ Опера привезла в Москву диковинное творение Бизе

Сергей Бирюков
Дуэт Ивана (Владимир Целебровский) и Темрюковны (Олеся Гордеева) с цветком – чем не репетиция объяснения Хозе с Кармен? Фото Елены Лапиной предоставлены фестивалем «Видеть музыку»

Традиционный участник фестиваля «Видеть музыку» театр Санкт-Петербургъ Опера, уже радовавший нас такой западной редкостью на русскую тему, как «Петр I, или Невероятные приключения русского царя» Доницетти, продолжил дело, привезя на этот раз в стены московской Геликон-оперы «Ивана Грозного» Бизе. Изумительная партитура гениального композитора добавила любопытные штрихи к его портрету. Но и вновь подтвердила старую истину: великого произведения без большого человеческого содержания не создать даже гению.

Фигура Ивана Грозного – подарок для художника. Но только, конечно, если этот художник ставит перед собой задачу, соразмерную масштабу избранного персонажа. Пусть этот масштаб и имеет, мягко скажем, не только положительное измерение. Мы знаем удачи на этом пути – например, в «Псковитянке» Римский-Корсаков с огромной серьезностью подошел к раскрытию образа одного из самых противоречивых русских правителей. Теоретически можно представить себе и другое решение – гротеск, который, пожалуй, для западного «отстраненного» сочинителя, не столь погруженного в детали российской жизни, даже более естественен. Правда, именно в связи с Иваном мне на память не приходит ничего (а какую роскошную оперетту мог бы написать о нем, например, Оффенбах!), но упомянутый в начале моих заметок «Петр» Доницетти представляет собой шаг в этом направлении, и достаточно удачный.

Увы, Бизе избрал некий срединный и, кажется, не слишком продуктивный путь. Правда, поначалу, когда его Иван бегал по горам Кавказа (где никогда на самом деле не был), грозя карами за неотдачу приглянувшейся ему дочери черкесского князя Темрюка (которую в реальности овдовевшему после смерти первой жены царю сосватали вполне мирным способом), я надеялся, что нелепая завязка сулит нечто вроде оффенбаховых комедий. Надежду эту изрядно подкосил брат Темрюковны с неожиданным варяжско-русским именем Игорь, отправившийся «спасать» попавшую в русский «плен» сестру. Дальше мои расчеты последовательно рушили мелодраматическая сцена с заступничеством за Темрюковну «сестры царя монахини Ольги» (кто такая? У реального Ивана вроде бы был только брат), зловещие антицарские интриги боярина Юрлова (также не существовавшего в природе), обморок царя от сознания подлости некоторых подчиненных (подумайте, какая кисейная барышня в шапке Мономаха!), наконец непонятно с чего, но все же вспыхивающее в сердце Темрюковны большое ответное чувство к Ивану.

Нескладуха вышла такая, что даже симпатизировавшие Бизе театры дружно ее забраковали, и раздосадованный композитор порвал партитуру. Ноты, правда, сохранила жена, однако опере пришлось ждать середины следующего столетия, чтобы быть поставленной в Бордо и некоторых других городах. А полная партитура восстанавливалась с таким трудом, что лишь нынешняя постановка Санкт-Петербургъ Оперы стала по сути мировой премьерой всего пятиактного произведения.

Но что же делать, чтобы хоть частично оправдать эту вампуку? Спасти дело мог только режиссер с изрядным чувством юмора. И такой мастер, как Юрий Александров в содружестве со своим давним единомышленником, художником-постановщиком Вячеславом Окуневым, оказался на этом пути небезуспешен, представив нам зрелище в духе лубка, где и головокружительные горные кручи, и наскоро сколоченные стены Кремля, и пестрые наряды селян, и даже могучие накладные брови горских воинов будто взяты из народных книжек «про старину», да еще и поданы с откровенным подколом.

Даже французу Бизе не представить себе русский двор без гуляний и питья (в партии Булгарина – Лариса Поминова)

Но, конечно, главное оправдание – музыка Бизе. Чья гениальность и в этом ходульном сюжете никуда не делась. Ты буквально таешь, слушая дуэтные фиоритуры Темрюковны и царского пажа Булгарина, очаровательную тему любования царя Темрюковной, дивный дуэт Ивана и Темрюковны с хором в сцене выбора невесты, прямо-таки духоподъемный итоговый гимн «Боже, храни русскую землю»…

Более того – за десяток лет до главного творения Бизе, «Кармен», то тут то там уже вспыхивают его предвестья: в зловещем марше заговорщиков Юрлова слышатся шаги пробирающихся через горы контрабандистов, болеро (!) Булгарина заканчивается почти так же лихо, как цыганская песня и пляска Кармен, монолог тоскующей по родному Кавказу Темрюковны в начале четвертого действия звучит репетицией вдохновенной «горной» арии Микаэлы, а в момент противостояния царю той самой правдолюбицы Ольги так и ждешь, что она бросит презрительное – «Ну что ж, убей – или дорогу дай»…

Поблагодарим же обладательницу сочного сопрано Олесю Гордееву (Темрюковна), звонкоголосого тенора Владислава Мазанкина (Игорь), достойного представителя русской басовой традиции Антона Морозова (Юрлов), зажигательную Ларису Поминову в обаятельной меццо-сопрановой роли Булгарина… Да и для баритона Владимира Целебровского (Иван) не пожалеем добрых слов: в этой бесконечно далекой от психологической правды интриге его неожиданно нервному, прямо-таки «достоевскому» герою пришлось настолько несладко, что, возможно, сбило с голоса часть необходимой царственной стати, которую желаем певцу в следующих исполнениях восстановить. Разумеется, поклон хормейстеру Игорю Потоцкому, а особенно – дирижеру-постановщику Александру Гойхману, собравшим воедино и эффектно поднесшим публике этот пестровато разукрашенный, но очень «вкусный» музыкальный торт.

После которого, признаюсь, мое первое, совершенно непреодолимое желание было – послушать «Кармен». Ну хотя бы последний дуэт, с тем самым роковым «ну что ж, убей». И в который раз поразиться, насколько гениальному Бизе большую часть его жизни не везло с сюжетами. И какое счастье, что все же (пусть под самый конец) повезло, и он создал, возможно, самую великую оперу на свете. Где, в отличие от «Ивана Грозного» ни грана вампуки, а только правда.

P.S. Фестиваль «Видеть музыку» проводится Ассоциацией музыкальных театров России в сотрудничестве с Министерством культуры РФ и Президентским фондом поддержки культурных инициатив.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 37338
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8421
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5141
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4215
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4076
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...