Главная Культура 14:59 17 Октября 2022 8306
А Гамлет-то лысый

Ни один герой новой постановки самой знаменитой классической трагедии не выглядит традиционно

Любовь Лебедина, Анна Чепурнова
В постановке Евгения Марчелли Гамлет (Кирилл Быркин) лыс, Гертруда (Евгения Крюкова) эффектна и сексуальна. Фото пресс-службы Театра имени Моссовета

В Театре имени Моссовета поставили столь необычного «Гамлета», что мнения не только публики, но и специалистов разошлись кардинально. «Труд» решил познакомить читателей с оценками двух критиков, авторитету которых редакция традиционно доверяет.

От Шекспира не уйти

Спектакль художественного руководителя театра имени Моссовета Евгения Марчелли «Шекспиргамлет» (именно так, в одно слово) вынашивался в течение девяти месяцев и был произведен на свет подобно любимому ребенку в нынешнем октябре, немало удивив зрителей своей необычной трактовкой и грандиозной массовкой на огромной сцене, больше похожей на футбольное поле, чем на театральную площадку.

Вряд ли найдется на свете человек, который бы не знал слов, ставших эмблемой самой знаменитой трагедии мира: «Быть или не быть». Хотя не все задумываются о том, что смысл их еще проще и жестче, чем форма, приданная фразе Шекспиром: «Жить или не жить».

Сюжет, впрочем, не предвещает ничего хорошего с самого начала. Принц датский, приезжая в Эльсинор на похороны отца, обнаруживает поминальный пирог включенным в свадебное пиршество в честь молодоженов – матери Гамлета Гертруды, не успевшей после похорон мужа износить башмаков, и брата покойного, Гамлетова дяди Клавдия. Это настолько дико, что юноша воспринимает происходящее, как бред. Может быть, со временем он бы и притерпелся, простил мать, но тут вмешивается рок в обличье призрака отца Гамлета, сообщающего, что его отравил родной брат, и требующего от сына немедленного отмщения. Эта коллизия тоже всем известна, как и череда кровавых событий, случившихся по приказу посланника ада, изображенного Александром Филиппенко в виде дряхлого старика, что завидует всем живым и неотступно наблюдает за тем, как Гамлет выполняет страшный наказ.

Вот тут, «где всем все известно», в спектакле Евгения Марчелли начинается самое интересное. Преследование незаконно присвоившего власть Клавдия превращается для Гамлета – артиста Кирилла Быркина – в навязчивую идею, от которой плавятся мозги и хочется мстить немедленно. Ничто не способно отвлечь психически неуравновешенного юношу от расправы над теми, кто преступил закон и потакает самозванцу. Поскольку он и только он (по крайней мере в его собственном представлении) уполномочен вести здесь высший суд.

Несмотря на приказ отца не трогать мать, Гамлет чуть ли не насилует ее, наглядно показывая темную сторону неудержимой страсти, где похоть берет верх, превращая человека в ненасытного зверя. Клавдий в исполнении Сергея Юшкевича и вечно юная Гертруда в исполнении Евгении Крюковой настолько поглощены удовольствиями сексуального характера, что не могут оторваться друг от друга даже в присутствии придворных и сына, чем еще сильнее провоцируют его провести психологический эксперимент над Клавдием. А именно – с помощью разыгранного бродячими артистами спектакля «Смерть Гонзаго» разоблачить коварный замысел убийцы, а уж там пусть народ решает, кому достанется трон.

В свою очередь народ, подозревая, что не все ладно в королевстве и власть прогнила до основания, продолжает как ни в чем не бывало веселиться и танцевать. Сказочный свадебный торт «вырастает» до размеров высокой горы, где только узкие бойницы оставлены для выкриков одиноких демократов. Эти лузеры не представляют никакой опасности для Клавдия, по-домашнему разгуливающего на людях в тапочках на босу ногу и даже в белом платье Гертруды. Ведь у него в тылу такие верные служаки, как, например, Полоний (артист Валерий Яременко), отправивший своего сына Лаэрта (артист Дмитрий Федоров) за границу, подальше от дворцовых интриг. Правда, с Офелией, в исполнении Анны Галиновой напоминающей изрядно раздобревшую куклу Барби в рыжих кудряшках, много проблем. Того и гляди – бойкая дочка с необъятной талией (да-да, забудьте о субтильных Офелиях прошлых постановок) подчинится зову плоти наследного принца, и тогда прости-прощай дорогостоящий пояс целомудрия. А это уже риск для придворной карьеры!

Одна из лучших сцен спектакля, вносящая легкую разрядку в напряженный ритм постановки под бой барабанов – это когда Полоний учит дочь дворцовому этикету и выспрашивает о ее об отношениях с наследным принцем, пуская слух, что тот сошел с ума от неразделенной любви. Абсолютно довольная собой Офелия нехотя воспринимает нравственные уроки болтливого отца, не переставая смаковать красное яблоко – недвусмысленный намек на то, что Гамлет давно сорвал плоды ее невинности, и они остались довольны друг другом без каких бы то ни было обязательств и любви.

Гамлет, каким его представляет Кирилл Быркин, с детства был лишен родительской заботы. Рос, как дикий плющ, окруженный холодным одиночеством. Отец, постоянно занятый государственными делами, не занимался воспитанием сына, отправив его учиться подальше от Дании, а Гертруда, лишенная материнского инстинкта, сосредоточилась на поисках замены состарившемуся мужу и вот нашла Клавдия, братоубийцу. В общем, та еще семейка!

После таких откровений, подозреваю, кое-кто в зале заподозрил, что и конец у классического сюжета будет переакцентирован так же вызывающе, как сердцевина. Возможно даже, Клавдий все-таки одержит Пиррову победу над сильно надоевшим ему поборником справедливости при помощи мстительного Лаэрта? Но нет, в планы Марчелли не входило до такой степени ссориться с Шекспиром и театральной общественностью, тем более в год столетия театра имени Моссовета.

И слава богу. Ибо за внешним эпатажем могла бы потеряться тема разрушения семьи, которое вызвано отсутствием любви и цепью предательств, втягивающих в свою воронку буквально всех. Ведь даже единожды совершенное зло не растворяется бесследно, оно продолжает циркулировать в генной памяти следующего поколения. Шекспировскому Гамлету в трактовке Евгения Марчелли пришлось собственной жизнью заплатить за нравственную деградацию сильных мира сего, оставивших за собой вселенную-пустыню, откуда выжжено чувство добра. Что может быть страшнее?

Любовь Лебедина

Убил ли Клавдий отца Гамлета? Не факт!

Театр имени Моссовета в этом году открыл юбилейный сотый сезон. Именно к этой дате худрук театра Евгений Марчелли приурочил свою постановку «Шекспиргамлет». И если в финале на сцене обнажили шпаги герои, то после спектакля в соцсетях словесные клинки скрестили между собой зрители — cпектакль получился весьма и весьма неоднозначным.

Он начинается на мистической ноте – звучно бьют крыльями невидимые голуби, а по сцене ходит мертвенно бледный Призрак, которого играет Александр Филиппенко. Но как только этот морок рассеивается, все становится прозаично. Невероятно красивая Гертруда (Евгения Крюкова) и статный и по сравнению с Призраком молодой Клавдий (Сергей Юшкевич) влюблены друг в друга, как мартовские кот с кошкой. Весь первый акт и часть второго они заняты лишь тем, что обнимаются и целуются на каждом шагу, и страстные прелюдии лишь чудом не переходят в нечто большее. Лысый юноша Гамлет (Кирилл Быркин) кривляется и бегает с толпой сверстниц полуодетый, иногда — в одних трусах. На ком держится государство, непонятно. Но ясно, что добром все это не кончится.

Огромная сцена, чьи стены затянуты в черное, временами кажется бездонной, как «Черный квадрат» (автор сценографии и костюмов — Анастасия Бугаева). Вот и спектакль таит в себе ряд загадок. Действительно ли Клавдий убил брата, или Призрак — плод воспаленного воображения Гамлета? В начале действия Клавдий выглядит незлобивым и пытается мирно решить конфликт с пасынком. Но в конце концов решает отравить его, показывая свою истинную сущность.

Гамлет пустоту, образовавшуюся после смерти отца и потери контакта с матерью, пытается заполнить отношениями с Офелией, чей облик необычен — это рыжая толстушка (Анна Галинова). Как ни странно, именно она оказывается камертоном всего спектакля и больше других заставляет себе сопереживать. Вначале героиня демонстрирует типичное поведение тинейджера. Отца (Валерий Яременко одет в современный деловой костюм), предостерегающего ее по поводу Гамлета, она слушает вполуха, поедая яблоко и равнодушно сообщая про принца: «Любит, клялся». Но когда Полоний уже будет убит, а любимому окажется не до нее, в сцене сумасшествия Офелия вдруг предложит окружающим спеть. И все подчиняться ей, и она сама споет так, что проберет до дрожи. При этом даже властный Клавдий будет делать то, что скажет ему Офелия — изображать звук веретена.

Полоний (Валерий Яременко, слева), словно зная о собственном грядущем убийстве, щеголяет в черной рубашке

Гамлет в конце второго акта наконец-то выяснит тет-а-тет отношения с красавицей-матерью, в результате чего она упадет в глубокий обморок и так до конца действия толком от него и не оправится. Немудрено, ведь сын вопил ей «похотливая сука» и лез под юбку. Эдипов ли это комплекс, желание побольнее уколоть или то и другое сразу, до конца не ясно. Впрочем, именно в этом спектакле нечто подобное закономерно, ведь Гертруда здесь показана пустоголовой фифой, которой и в голову не придет, что обжиматься без передышки с новым мужем у всех на глазах не только моветон, но и психологическая травма для легковозбудимого сына.

Спектакль заканчивается эффектно — Гамлет и Лаэрт в белых костюмах начинают поединок. Именно в этот момент действие обрывается — исход битвы, как здраво рассудил режиссер, всем известен. Сцена в финале, кажется, единственная, где Гамлет наконец выглядит принцем, а не пареньком из подворотни.

В целом на спектакле испытываешь целую гамму чувств — от полного неприятия до сопереживания в отдельные моменты некоторым персонажам. К сожалению, сильное отторжение порой вызывает язык героев. Они здесь говорят не стихом, а прозой, отчего высокий стиль пьесы теряется. Но это, как говорится, еще полбеды. В спектакле использован перевод шекспироведа Михаила Морозова, буквально подстрочник, который он делал, чтобы помочь режиссерам и актерам понять смысловые оттенки пьесы. Но в его текст внесено немало словесной «отсебятины», иногда нижайшего пошиба. Например, Полоний за глаза называет Гамлета «тварь лысая». И такая «исчерпывающая» характеристика принца датского Марчеллиевского извода запоминается лучше всех остальных фраз спектакля. А ведь тот же Михаил Морозов в одной из своих статей писал, что произведения Шекспира, даже при поверхностном знакомстве, поражают количеством и разнообразием слов. Однако эта особенность творчества английского драматурга в постановке оказалась утрачена.

Анна Чепурнова

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9345
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7047
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6237
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?