Не так давно, в разгар пандемии, казалось, что в офисы большинство из нас уже не вернутся. Работодатели потратили немало времени и сил, чтобы выстроить удаленные отношения с сотрудниками, так зачем же от них отказываться? Ну да, пустовато в офисах, зато налицо экономия на аренде, офисных расходах, да и на нервах тоже. А работники экономят время и деньги на транспорте, еде и опять же на нервных клетках, сжигаемых в общении с начальством и коллегами. Но все оказалось не столь очевидно.
По данным опроса ВЦИОМа, сегодня только 10% российских работников остались на полной удаленке, еще 9% респондентов сообщили о гибридной занятости. Остальные же вернулись к доковидным трудовым будням. А ведь еще прошлой осенью удаленный режим работы практиковали 60% отечественных работодателей.
Почему же эта форма занятости так быстро утрачивает позиции? Черт, как всегда, скрывается в деталях. К примеру, за два года выяснилось, что коллективное обсуждение даже пустяковых вопросов в рабочих чатах попросту парализует трудовой процесс. Особенно если этих чатов несколько и в них общаются хотя бы полтора десятка пользователей. И будем откровенны: не все удаленщики смогли продемонстрировать высокий уровень самоорганизации и поддерживать в течение длительного времени прежнюю производительность труда.
Однако говорить о капитуляции удаленки не стоит. Остались отрасли и специальности, где люди не торопятся возвращаться в офисы. «Удаленный режим работы сохранил позиции в банковском секторе, а также в IT-индустрии. А еще в ряде организаций удаленка сегодня используется как мера поощрения сотрудников за высокие показатели труда», — рассказал «Труду» экономист Алексей ПОДШИБЯКИН. Не собираются отказываться от удаленки компании, предлагающие клиентам цифровые сервисы и продукты (правда, доля таких компаний на рынке труда невелика — не более 10%).
А тем временем, по данным сервиса «Зарплата.ру», в начале лета количество вакансий, предполагающих удаленный режим работы, оказалось в пять раз меньше, чем год назад. С одной стороны, пик коронавирусного кризиса пройден, и новых жестких ограничений в обозримой перспективе не будет. С другой — серьезное влияние на рынок труда оказало обострение ситуации из-за событий на Украине. В государственном и корпоративном секторе резко выросли требования к информационной безопасности, что де-факто поставило крест на удаленке из-за невозможности обеспечить должный уровень защищенности внешних подключений к внутренней корпоративной инфраструктуре.
Остается добавить, что снижение интереса к удаленке вовсе не российское явление. Так, сотрудники компании Tesla в конце июня получили от руководства сообщения, что «удаленная работа больше неприемлема и каждый сотрудник, желающий сохранить свое рабочее место, должен проводить в офисе как минимум 40 часов в неделю». Интересно, что объясняется такое решение все тем же снижением производительности труда и отсутствием эффективного контроля за сотрудниками. Хотя, казалось бы, у Tesla с ее инновационными технологиями, касающимися в том числе и управления персоналом, таких проблем быть не должно...
Впрочем, это еще не победа офлайна. Специалисты прогнозируют, что ситуация на рынке труда может быстро развернуться на 180 градусов. Стоит эпидемиологической ситуации заметно ухудшиться (а во многих странах мира уже началась новая волна заболеваемости коронавирусом) — и это станет причиной новых ограничительных мер. Бизнес быстро и на этот раз без больших усилий вернется на уже хорошо ему известные рельсы.