Главная Культура 21:25 15 Июля 2024 1817
Д’Артаньян эпохи Юрия Гагарина

В Нижнем Новгороде поиронизировали над старым добрым советским романтизмом 

Сергей Бирюков
Констанция (Екатерина Ясинская) в патриотическом порыве даст фору самой Королеве (Елена Сизова). Фото Сергея Досталева, предоставлено Нижегородским театром оперы и балета

В Нижегородском театре оперы и балета продолжают открывать творчество самобытного советского композитора Мечислава Вайнберга. Вслед за балетом «Золотой ключик», поставленным в декабре, здесь возродили оперу «Любовь д’Артаньяна».

Судьба наследия Вайнберга драматична, как и сама его жизнь. Польский еврей, успевший в последний момент спастись от гитлеровцев, перейдя советскую границу в сентябре 1939 года, он и в нашей стране, хоть ставшей его второй родиной, встретил не самое радушное отношение. Еще бы – пришлый, к тому же зять опального председателя Еврейского антифашистского комитета Соломона Михоэлса, в 1948 году убитого спецслужбами, из-за чего в 1953-м сам оказался в заключении, конец которому положила лишь смерть Сталина, иначе неизвестно, к чему привело бы дело…

Все это наложило отпечаток на характер, а следовательно – профессиональный и человеческий путь Вайнберга. Всегда очень много работавший (26 симфоний, 8 опер, не говоря о произведениях других жанров), он реже других слышал и видел свои произведения исполненными, поставленными, записанными. Много десятилетий, например, ждала постановки его главная оперная партитура, посвященная близкой композитору теме холокоста – «Пассажирка». Хотя произведение получило высокую оценку Шостаковича, Свиридова и других коллег, мировая сценическая премьера состоялась лишь полтора десятилетия спустя после смерти композитора, и не в нашей стране, а в швейцарском Брегенце.

«Любви д’Артаньяна» повезло больше. Произведение на популярнейший в Советском Союзе сюжет романа «Три мушкетера» Дюма-отца (инсценировка Елены Гальпериной), написанное композитором, которого у ту пору ценили прежде всего за музыку к кинофильмам «Летят журавли», «Последний дюйм», «Гиперболоид инженера Гарина», «Винни-Пух» и др., отлично легло в репертуар музыкальных театров Новоуральска (тогда – закрытый город Свердловск-44), Куйбышева, Херсона… Дольше других, с 1974 до 1977 года, держалась постановка московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (где, кстати, и «Золотой ключик» шел продолжительнее, чем на какой-либо другой сцене). Однако в конце 1970-х на телеэкраны вышел фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича на сценарий Марка Розовского с музыкой Максима Дунаевского, песенными текстами Юрия Ряшенцева и всенародно любимыми актерами, включая Михаила Боярского в заглавной роли. Похоже, именно он (разумеется, помимо воли своих создателей) оттеснил в сознании менеджеров культуры оперу, и снова на долгие десятилетия…

Разумеется, сегодня реанимировать один к одному романтико-оптимистическую интонацию начала 1970-х нереально. Но, мне кажется, команда Нижегородской оперы с подачи ее художественного руководителя Алексей Трифонова и режиссера-постановщика нынешней продукции Игоря Ушакова нашла точный ход. Нам-таки показывают такой спектакль, но словно ставят его «в кавычки» – мы видим не просто сцену, но советский ДК со всеми его атрибутами: фреской не то с Гагариным, не то с наядой над колонным залом, директора в черном костюме со сценарием в руках, его антипода-режиссера в свободной вельветовой куртке, даже четверку ряженых под «Битлз» парней – правда, только в подтанцовке. И вот в такой атмосфере, для кого-то сегодня ироничной, а для многих ностальгичной, ставится опера о мушкетерах.

Разумеется, героико-комическая. Разумеется, прежде всего про любовь, что так ценила советская публика, утомленная официозом. И разумеется, безупречно оптимистическая: никто не гибнет, включая главного женского персонажа – Констанцию Бонасье и даже злобную Миледи.

Более того, некоторые линии, едва у Дюма намеченные, получают яркое развитие – в первую очередь это образ Бабетты, служанки Констанции, в романе лишь упомянутой, а тут превратившейся в одну из центральных героинь – этакое комическое преображение Жанны д’Арк, честолюбивую простушку, мечтающую о судьбе спасительницы Франции, но из-за недалекости попадающую в нелепые ситуации, однако в конце концов умеющую отличить добро от зла и помогающую своим господам победить в их благородном деле. Бабетте (отличная актерская и вокальная работа Анастасии Джилас) отданы одни из самых эффектных страниц оперы, вроде арии из второй картины второго действия: право, это бравурное болеро не стыдно поставить рядом с самыми эффектными образцами колоратурного вокала ХХ века вроде арии Кунигунды из «Кандида» Бернстайна и даже арии-сцены Цербинетты из «Ариадны на Наксосе» Рихарда Штрауса.

Но, конечно, никак не обижена композитором и главная пара персонажей – д’Артаньян с его бравой выходной арией из первого действия, грустным менуэтом-вальсом из второго действия (обаятельный баритон Константин Сучков), Констанция с ее мечтательной балладой также из второго акта (обладательница звонкого сопрано Екатерина Ясинская). Особая краска – возникающее дважды, в начале и в конце, «ядовитое» танго Миледи в сочном исполнении меццо Марии Калининой. Как не вспомнить тут зловещую трактовку ритма танго во многих сочинениях Альфреда Шнитке той поры, равно как и шнитковскую технику работы с цитатами из классики – у Вайнберга, как видим, вполне ориентированного в стилистических трендах времени, это дополнительно «приперчивающая» номер фразка из вступления к куплетам Мефистофеля из «Фауста» Гуно.

Мушкетеры охарактеризованы главным образом в ансамблях, всегда сопровождаемых – как же иначе – эффектным экшном. Разве что Арамису (как ни удивительно, басу) повезло и «сольно»: ему, точнее «артисту, исполняющему роль Арамиса» (Максим Орлов) отдан вставной номер – знаменитый блюз Бена из фильма «Последний дюйм», исполняемый под гитару как бы в перерыве между репетициями.

А вот главной характеристикой Короля и Королевы (помимо, конечно, имеющихся и у них вокальных партий в исполнении Виктора Ряузова и Елены Сизовой) стала богато показанная на сцене церемониальная жизнь Лувра, для чего постановщики ввели в партитуру еще одно малоизвестное сочинение Вайнберга – шесть балетных фрагментов, написанных им по так и невостребованному заказу, и эта сюита великолепно стилизованных (в том числе хореографически – прославленным солистом и хореографом Большого театра Андреем Меркурьевым) танцев, рассредоточенная по всему спектаклю, стала одним из его лейтмотивов. Другим хореографическим акцентом послужил очень красивый, классический по духу дуэт на музыку, приближающуюся по лирическому пафосу к лучшим страницам Глиэра и Хачатуряна – как бы тоже нечто происходящее параллельно в советском ДК, но вполне воспринимаемое пластическим комментарием к основному действию. Жаль, имен исполняющей его пары почему-то нет программке спектакля…

Что до оформления, особо отметил бы работу сценографа Валерия Кошлякова, чьи рисованные задники продолжают традицию архитектурных фантазий – жанра, как раз в XVII веке и возникшего. На них мы видим «фантазийный» Париж, где не то фасад, не то интерьер барочного собора «прорастает» многоэтажьем модернизма ХХ века, а на уютно-гобеленовые стены проецируется… не менее уютный двуглавый торшер 1960-х (помню точно такой, если не ошибаюсь, польского производства, у нас дома).

Спектакль очень атмосферен, в чем велика заслуга и уверенно ведущего красочную партитуру дирижера-постановщика Ивана Великанова. Думаю, у нижегородцев есть все основания рассчитывать на успешную и долгую сценическую жизнь новой работы. 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9362
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7059
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?