Главная Культура 22:43 15 Апреля 2024 2606
Мессу спели, «Матфея» станцевали

Оба шедевра прибыли в Москву из Санкт-Петербурга 

Сергей Бирюков
Теодор Курентзис лепит музыку жестами… Фото Стаса Левшина предоставлено musicAeterna

Два великих христианских приветствия получила в эти предпасхальные дни музыкальная Москва: Теодор Курентзис со своим коллективом musicAeterna привез из Санкт-Петербурга «Страсти по Матфею» Баха, а на следующий день в том же зале «Зарядье» Валерий Гергиев во главе хора, квартета солистов и оркестра Мариинского театра представил Торжественную мессу Бетховена.

Даже для столицы такое средоточие шедевров мировой музыки, требующих от интерпретаторов высочайшего напряжения профессиональных и духовных сил, исключительно.

За свою достаточно долгую жизнь вряд ли припомню более десяти живых исполнений «Страстей по Матфею». Дело не только в беспрецедентной тематической насыщенности и контрапунктической виртуозности этих трех часов музыки. В лабиринте ее технических трудностей важно не потерять главную задачу – дотянуться до баховской высоты отношений с Богом, достичь горячего градуса чувств и мыслей самого, наверное, великого религиозного композитора за всю историю человечества.

У Курентзиса есть на этом пути козырь – дирижер позиционирует себя исполнителем-аутентистом, стремящимся к максимально достоверной реконструкции исторического звучания партитуры. С другой стороны, Теодор не был бы Теодором, если бы ограничился только воспроизведением текста, не оставив за собой права его художественного комментария.

Да и что такое реконструкция звучания? Ну допустим, используются копии барочных инструментов, в том числе экзотические для сегодняшней аудитории продольные флейты, старинные гобои (матово звучащий гобой д’амур, близкой к валторне «охотничий рожок» -- гобой да каччья), скрипки с жильными струнами и мягкими старинными смычками... Допустим, культивируется безвибратное, свободное от романтической материальности пение. Но разве поручение альтовых арий, в том числе самой знаменитой, проникновенной Erbarme dich, контратенору (грубо говоря, мужскому меццо-сопрано) – это аутентизм? Ведь, насколько знаю, никаких контратеноров, равно как меццо-сопрано и сопрано, в распоряжении Баха не было, а партии, которые мы привыкли считать женскими, пели мальчики.

А откуда эти темпы, делающие большинство арий подобием куртуазных гавотов и менуэтов, заглавный же хор Kommt, ihr Töchter почти вальсообразным? Скажете – рецензент субъективен в своем восприятии, и будете правы, но отчего эта «субъективность» так отчетливо резонирует с манерой дирижера «танцевать» за пультом?

Отвечу не мудрствуя лукаво: таков Курентзис. По всей видимости, считающий, что Бах мог писать галопы и для церкви. Что светский вокал не противоречит духовному жанру, поскольку, живи композитор в других условиях – как, например, Гендель – он бы и оперы великолепно сочинял (сочинял же светские кантаты – чем не маленькие оперы?). Что «Страсти по Матфею» – более чем часть церковной культуры, это символ всей эпохи барокко. Да и не одного лишь барокко – человеческой культуры в целом, что дает повод пользоваться самыми разнообразными ассоциативными приемами: например, вводить колокольный звон и пение детей за сценой в момент крестной смерти Христа (приглашенная в программу хоровая студия «Весна»).

При всех этих спорных моментах нельзя не отметить высочайшее техническое качество исполнения – в пении того же контратенора Андрея Немзера, в изумительно контрапунктирующей ему скрипке (к сожалению, ни один из солистов в программке не поименован, а в лицо я их, за исключением Немзера, не знаю), в идеальной слитности хоровых партий, которым притом доступны мгновенные образно-эмоциональные перевоплощения: сейчас это кривляющаяся в синкопированной фуге иерусалимская толпа (вот тебе и повод для галопа), через секунду – тревожные голоса учеников Иисуса, еще через минуту – истовый хорал. Притом все – без звукового пережима, легкими, чистыми «иконописными» красками, на фоне которых тем ярче выделяются кульминации вроде беспрецедентного по драматизму эпизода ареста: этому грозовому тремоло и молниеподобным броскам «из жара в холод», из мажора в минор могли бы позавидовать и самые крутые романтики вплоть до Вагнера с Верди. Воистину – «не ручей (Bach) – море ему имя», как мудро сказал о коллеге-предшественнике Бетховен.

Вот один из немногих, кому, фигурально говоря, не страшно выйти на сцену вслед за лейпцигским гением. Ибо равновелик, тем более когда речь о Торжественной мессе, которую сам ее сочинитель считал главным своим творением, ставя даже выше Девятой симфонии.

А Валерий Гергиев «просто» дирижирует, и тоже получается здорово. Фото Александра Шапунова предоставлено Фондом Валерия Гергиева

И его можно понять: в Девятой три из четырех частей при всей их масштабности в общем развивают тот стиль, который мы знаем по предыдущим симфониям, и только в финале нащупывается небывалое прежде сплетение оркестровых, сольно-вокальных и хоровых средств, в Мессе же эта сложнейшая синтетическая ткань растет на протяжении всех 80 минут и пяти частей грандиозной партитуры. Если первую часть, Kyrie eleison, еще можно трактовать как развернутое вступление к циклу, то уже вторая, Gloria, создает ощущение многофигурной, сюжетно полифоничной фрески, отталкивающейся от ликования финальных тактов Девятой симфонии, но идущей дальше, к благоговейному отрешению в Qui tollis, минорному смятению в Qui sedes ad dexteram, вселенскому торжеству в Quoniam Tu Solus Sanctus… Затем – традиционно строгое Credo, а вот после него – самая развернутая и необычно решенная часть, Sanctus, начинающаяся, в отличие от всех прочих известных мне месс, не с бурной радости, а со строгой сосредоточенности, будто всевластная рука перенесла нас в суровые и прекрасные горы, где мы, преодолев множество испытаний, обретаем святыню Грааля – излучающее неземной свет соло скрипки (концертмейстер оркестра Лоренц Настурика-Гершовичи) и квартет с хором Benedictus (солисты Ирина Чурилова, Анна Кикнадзе, Сергей Скороходов, Мирослав Молчанов). После такого озарения – прямой путь к финальной молитве, а вернее по-бетховенски императивному требованию Dona nobis pacem – «Даруй нам мир». Примечательно, что слова Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, miserere nobis – «Агнец Божий, что прощаешь грехи мира, помилуй нас» композитор сопровождает воинственными литаврами и трубами, будто говоря нам: нет греха хуже войны.

В отличие от Курентзиса, Гергиев не ставит себе задачи ни играть в аутентику (в случае Бетховена обращение к тембрам эпохи не дало бы столь разительного эффекта, как трехсотлетний бросок в звуки Баха), ни «трактовать» классическую партитуру. Он просто с доступной его музыкантам степенью достоверности (как правило, высокой, если не считать первых минут с их легкой интонационной дезориентацией солистов и чересчур резкими выкриками хора) воспроизводит партитуру микеланджеловой сложности, смелости и совершенства. Возможно, это и есть лучшее приношение, которое способен сделать исполнитель композитору и публике. Особенно – в дни 200-летия великого произведения, мировая премьера которого – так сложилось к чести русской столицы – прошла именно в Петербурге 7 апреля 1824 года. 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9678
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7307
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?