Главная Культура 22:43 15 Апреля 2024 2285
Мессу спели, «Матфея» станцевали

Оба шедевра прибыли в Москву из Санкт-Петербурга 

Сергей Бирюков
Теодор Курентзис лепит музыку жестами… Фото Стаса Левшина предоставлено musicAeterna

Два великих христианских приветствия получила в эти предпасхальные дни музыкальная Москва: Теодор Курентзис со своим коллективом musicAeterna привез из Санкт-Петербурга «Страсти по Матфею» Баха, а на следующий день в том же зале «Зарядье» Валерий Гергиев во главе хора, квартета солистов и оркестра Мариинского театра представил Торжественную мессу Бетховена.

Даже для столицы такое средоточие шедевров мировой музыки, требующих от интерпретаторов высочайшего напряжения профессиональных и духовных сил, исключительно.

За свою достаточно долгую жизнь вряд ли припомню более десяти живых исполнений «Страстей по Матфею». Дело не только в беспрецедентной тематической насыщенности и контрапунктической виртуозности этих трех часов музыки. В лабиринте ее технических трудностей важно не потерять главную задачу – дотянуться до баховской высоты отношений с Богом, достичь горячего градуса чувств и мыслей самого, наверное, великого религиозного композитора за всю историю человечества.

У Курентзиса есть на этом пути козырь – дирижер позиционирует себя исполнителем-аутентистом, стремящимся к максимально достоверной реконструкции исторического звучания партитуры. С другой стороны, Теодор не был бы Теодором, если бы ограничился только воспроизведением текста, не оставив за собой права его художественного комментария.

Да и что такое реконструкция звучания? Ну допустим, используются копии барочных инструментов, в том числе экзотические для сегодняшней аудитории продольные флейты, старинные гобои (матово звучащий гобой д’амур, близкой к валторне «охотничий рожок» -- гобой да каччья), скрипки с жильными струнами и мягкими старинными смычками... Допустим, культивируется безвибратное, свободное от романтической материальности пение. Но разве поручение альтовых арий, в том числе самой знаменитой, проникновенной Erbarme dich, контратенору (грубо говоря, мужскому меццо-сопрано) – это аутентизм? Ведь, насколько знаю, никаких контратеноров, равно как меццо-сопрано и сопрано, в распоряжении Баха не было, а партии, которые мы привыкли считать женскими, пели мальчики.

А откуда эти темпы, делающие большинство арий подобием куртуазных гавотов и менуэтов, заглавный же хор Kommt, ihr Töchter почти вальсообразным? Скажете – рецензент субъективен в своем восприятии, и будете правы, но отчего эта «субъективность» так отчетливо резонирует с манерой дирижера «танцевать» за пультом?

Отвечу не мудрствуя лукаво: таков Курентзис. По всей видимости, считающий, что Бах мог писать галопы и для церкви. Что светский вокал не противоречит духовному жанру, поскольку, живи композитор в других условиях – как, например, Гендель – он бы и оперы великолепно сочинял (сочинял же светские кантаты – чем не маленькие оперы?). Что «Страсти по Матфею» – более чем часть церковной культуры, это символ всей эпохи барокко. Да и не одного лишь барокко – человеческой культуры в целом, что дает повод пользоваться самыми разнообразными ассоциативными приемами: например, вводить колокольный звон и пение детей за сценой в момент крестной смерти Христа (приглашенная в программу хоровая студия «Весна»).

При всех этих спорных моментах нельзя не отметить высочайшее техническое качество исполнения – в пении того же контратенора Андрея Немзера, в изумительно контрапунктирующей ему скрипке (к сожалению, ни один из солистов в программке не поименован, а в лицо я их, за исключением Немзера, не знаю), в идеальной слитности хоровых партий, которым притом доступны мгновенные образно-эмоциональные перевоплощения: сейчас это кривляющаяся в синкопированной фуге иерусалимская толпа (вот тебе и повод для галопа), через секунду – тревожные голоса учеников Иисуса, еще через минуту – истовый хорал. Притом все – без звукового пережима, легкими, чистыми «иконописными» красками, на фоне которых тем ярче выделяются кульминации вроде беспрецедентного по драматизму эпизода ареста: этому грозовому тремоло и молниеподобным броскам «из жара в холод», из мажора в минор могли бы позавидовать и самые крутые романтики вплоть до Вагнера с Верди. Воистину – «не ручей (Bach) – море ему имя», как мудро сказал о коллеге-предшественнике Бетховен.

Вот один из немногих, кому, фигурально говоря, не страшно выйти на сцену вслед за лейпцигским гением. Ибо равновелик, тем более когда речь о Торжественной мессе, которую сам ее сочинитель считал главным своим творением, ставя даже выше Девятой симфонии.

А Валерий Гергиев «просто» дирижирует, и тоже получается здорово. Фото Александра Шапунова предоставлено Фондом Валерия Гергиева

И его можно понять: в Девятой три из четырех частей при всей их масштабности в общем развивают тот стиль, который мы знаем по предыдущим симфониям, и только в финале нащупывается небывалое прежде сплетение оркестровых, сольно-вокальных и хоровых средств, в Мессе же эта сложнейшая синтетическая ткань растет на протяжении всех 80 минут и пяти частей грандиозной партитуры. Если первую часть, Kyrie eleison, еще можно трактовать как развернутое вступление к циклу, то уже вторая, Gloria, создает ощущение многофигурной, сюжетно полифоничной фрески, отталкивающейся от ликования финальных тактов Девятой симфонии, но идущей дальше, к благоговейному отрешению в Qui tollis, минорному смятению в Qui sedes ad dexteram, вселенскому торжеству в Quoniam Tu Solus Sanctus… Затем – традиционно строгое Credo, а вот после него – самая развернутая и необычно решенная часть, Sanctus, начинающаяся, в отличие от всех прочих известных мне месс, не с бурной радости, а со строгой сосредоточенности, будто всевластная рука перенесла нас в суровые и прекрасные горы, где мы, преодолев множество испытаний, обретаем святыню Грааля – излучающее неземной свет соло скрипки (концертмейстер оркестра Лоренц Настурика-Гершовичи) и квартет с хором Benedictus (солисты Ирина Чурилова, Анна Кикнадзе, Сергей Скороходов, Мирослав Молчанов). После такого озарения – прямой путь к финальной молитве, а вернее по-бетховенски императивному требованию Dona nobis pacem – «Даруй нам мир». Примечательно, что слова Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, miserere nobis – «Агнец Божий, что прощаешь грехи мира, помилуй нас» композитор сопровождает воинственными литаврами и трубами, будто говоря нам: нет греха хуже войны.

В отличие от Курентзиса, Гергиев не ставит себе задачи ни играть в аутентику (в случае Бетховена обращение к тембрам эпохи не дало бы столь разительного эффекта, как трехсотлетний бросок в звуки Баха), ни «трактовать» классическую партитуру. Он просто с доступной его музыкантам степенью достоверности (как правило, высокой, если не считать первых минут с их легкой интонационной дезориентацией солистов и чересчур резкими выкриками хора) воспроизводит партитуру микеланджеловой сложности, смелости и совершенства. Возможно, это и есть лучшее приношение, которое способен сделать исполнитель композитору и публике. Особенно – в дни 200-летия великого произведения, мировая премьера которого – так сложилось к чести русской столицы – прошла именно в Петербурге 7 апреля 1824 года. 

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 8251
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 8018
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 7271
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 7125
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....

Легендарный форт Боярд находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации

Труд
Крепость может уйти под воду. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Наверное, самая знаменитая крепость в мире — это форт Боярд. Миллионы зрителей в десятках стран знают его по одноименному телешоу. Но сегодня, по сообщению французских властей, форт находится в плачевном...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?