Главная Культура 00:17 14 Августа 2020 4206
Цирк уехал, клоуны разбежались

Отчего популярное некогда искусство переживает кризис

Елена Ольшанская
Советские клоуны поражали зарубежную публику тем, что работали практически без грима (Андрей Николаев со своим австралийским коллегой, журнал «Советская эстрада и цирк», 1973, № 10, фото С. Черных)

Исполнилось 90 лет со дня рождения Олега Попова, «солнечного клоуна», как его во всем мире называли за соломенные волосы и неизменную добрую улыбку, венчавшую каждую репризу. Телевидение выдало небольшую порцию ностальгических передач, цирк из-за карантина вовсе промолчал... А правда, что случилось с клоунским искусством? Почему раньше, если спросить случайного прохожего, каких смехачей арены он знает, вам бы сходу назвали гроздь имен — Карандаша, Никулина и Шуйдина, Енгибарова, того же Попова — то сегодня ваш встречный, скорее всего, нахмурит лоб и... не припомнит никого?

История современного клоунского искусства началась с братьев Владимира и Анатолия Дуровых. Они первыми отказались от устоявшегося столетиями грима балаганных шутов и вышли к зрителю с открытым лицом. От прошлого образа осталась лишь нарисованная изогнутая бровь, своего рода знак профессиональной принадлежности, во всем же остальном артисты предстали перед публикой своей собственной неповторимой личностью.

Именно такую традицию воспринял и советский цирк, где клоун как воплощение театрального, драматургического, смыслового начала стал центральной фигурой представления.

Улыбка и кепка - без них представить себе Попова на арене было невозможно («Советский цирк», 1957, № 2)

В сороковых годах в Москве клоунов обучали в Студии артистов разговорного жанра. Именно туда отправился Юрий Никулин, после того как потерпел неудачу во ВГИКе и ГИТИСе. Там он попал под наставничество знаменитого Карандаша (Михаила Румянцева), встретил будущего партнера Михаила Шуйдина — и появился самый, наверное, знаменитый клоунский тандем Советского Союза.

Школа клоунов впоследствии меняла название (став Студией клоунады), руководителя (в 1964 году ее возглавил знаменитый режиссер московского Цирка на Цветном Марк Местечкин), но, просуществовав до 1980-х годов, неизменно сохраняла нацеленность на воспитание актера-личности.

Какие же они разные! Кто-то делал упор на владение всеми цирковыми жанрами, как Карандаш, Олег Попов, Андрей Николаев, Владимир Кремена или пара Геннадий Ротман — Геннадий Маковский. Были клоуны-разговорники, строившие репертуар на драматических сценках: те же Никулин и Шуйдин, Валентин Костеренко — Лев Зиновьев, братья Ширманы. Позже на манеже появилась пантомима, в ней блистал волшебник жеста Леонид Енгибаров...

В чем секрет этого разнообразия манер? Разумеется, без природного таланта нет смысла говорить ни о каком искусстве. Но таланты рождаются повсюду, однако не всюду звезды собираются в созвездия. Тут приходится сказать немодную нынче вещь: огромную роль в формировании советской клоунской школы сыграло внимание государства.

Художественный совет Союзгосцирка строго следил за тем, чтобы каждый отдельный артист или клоунская пара не походили друг на друга, а репризы и образы не повторялись. Основу совета составляли, понятно, профессионалы, но, чтобы глаз не замыливался, звали туда и зрителей. Вот, например, что писал журнал «Советская эстрада и цирк» в 1980 году: «Членам художественного совета поручаются основные доклады на собраниях, посвященных обсуждению спектаклей. На одном таком обсуждении с докладом выступил токарь завода строительных машин, Герой Социалистического Труда Е.Моряков. Сделанный им разбор номеров (и, надо сказать, весьма профессиональный) был выслушан артистами с большим интересом, вызвал оживлённые прения». Вы улыбаетесь наивному популизму? А тогда зрители не улыбались — они животы себе надрывали от смеха на цирковых спектаклях.

Нет, совсем не на «партийной воле» 12 лет держались в афише Ленинградского цирка выступления Бориса Вяткина. «У Никулина с Шуйдиным, — вспоминала жена и сценический партнер Юрия Владимировича Татьяна Николаевна Никулина, — было 60 реприз! А у сегодняшних клоунов их в лучшем случае шесть-восемь».

Клоунская троица (оборотная сторона обложки журнала «Советский цирк», 1959, № 8)

«В то время как западная клоунада не заморачивалась изысками, а работала с шаблонными персонажами — какой-нибудь безликой парой «Белый — Рыжий» или «Толстый — Тонкий», советская школа славилась своей драматургией, — говорит старший преподаватель кафедры режиссуры цирка ГИТИСа им. Луначарского, в прошлом воздушная гимнастка Ирина Талина. — Каждая клоунская реприза была маленьким законченным произведением. Целая плеяда авторов, в том числе очень известных, специализировалась на этом жанре: Леонид Куксо, Яков Костюковский, Марк Тривас, Федор Липскеров, Зиновий Юрьев...».

Что, может быть, особенно удивит сегодняшнего читателя — одним из главных преимуществ советских клоунов было искусство импровизации, казалось бы, никак не вписывающееся в жесткую идеологическую систему. Карандаш, Никулин и Шуйдин, Константин Мусин владели им в совершенстве. Последний мог выйти на манеж вообще без реквизита, зацепиться за любую деталь, хоть за метлу униформиста, и выдать полноценную репризу по всем законам драматургии — с началом, развитием и финалом.

Иногда в таких вольных фантазиях артисты позволяли себе чувствительные критические уколы. Например, Виктор Коваленко однажды обгорел на солнце, а вечером надо было выходить на манеж. Клоун не растерялся и решил использовать это в мгновенно сочиненной репризе. Появился на арене, нарочито морщась от боли, и на вопрос инспектора манежа: «Где же, Витя, ты так обгорел?» ответил: «В очереди за мясом!». Зал взорвался от хохота — правда, артиста после этого на шесть месяцев лишили выступлений и перевели в униформисты.

Но история на этом не закончилась. В одной из программ на арену вышел тоже вроде бы «подпалившийся» на солнышке Юрий Никулин. «Юрик, где ты так обгорел?» — «В очереди, — начал отвечать Никулин, затем взял длинную паузу, от которой у сидящего в ложе директора Союзгосцирка Анатолия Колеватова перехватило дыхание, и вдруг воскликнул: «...За «Огоньком»!», — для верности подняв вверх популярный журнал. У Колеватова отлегло от сердца — за продвижение родной советской прессы наказать не могли.

Карандаш перед выходом на сцену («Советский цирк», 1958, № 4)

Ну и об Олеге Попове. Один из символов отечественного цирка, Олег Константинович, как ни странно, не был так уж сногсшибательно смешон. И импровизировать обычно не рисковал — все его репризы были выверены с математической точностью, вплоть до количества шагов от одной точки манежа до другой. Его сила была в виртуозном владении многими цирковыми жанрами: эквилибристикой, жонглированием, акробатикой, особенно — балансированием на свободной проволоке. Виртуозный каскад трюков плюс созданный целой командой художников, визажистов и стилистов образ русского парня с соломенными волосами в клетчатой кепке делал артиста своим в доску для наших зрителей и завлекательной экзотической персоной для зарубежных. Не случайно именно Попова чаще всего посылали на зарубежные гастроли, откуда он привозил Родине изрядную валютную добычу. В 1971 году в Мельбурне на ежегодном фестивале искусств «Мумба» его избрали королём праздника. Среди австралийцев, привыкших видеть своих шутов под густым безликим гримом, образ «клоуна с человеческим лицом» вызвал фурор.

Но самое смешное, а вернее грустное, что сегодня ситуация перевернулась — западные клоуны успешно переняли наш опыт и всё чаще выступают с интересными репризами в самых разных жанрах. Как, например, выходец из России, но давно уже ставший иностранцем Хуш-Ма-Хуш (Семён Шустер), американский клоун-универсал Белло Нок, португалец Сезар Диас, австриец Дон Кристиан, итальянец Дэвид Ларибле (кстати, несколько сезонов с успехом выступавший в Москве)...

А наши артисты, наоборот, привезли с Запада несколько якобы беспроигрышных клоунских фишек — например, выдергивание из зала случайных зрителей, которых заставляют делать явно непосильные трюки, выставляя их дураками. И этот примитивный прием кочует из программы в программу.

Наверное, можно было бы назвать много причин кризиса жанра, но главная банальна: государственное финансирование резко упало, а меценатских традиций нет.

Олег Попов был универсальным виртуозом («Советский цирк», 1957, №4)

Справедливости ради скажем, что руководители Росгосцирка иногда пытаются что-то изменить — например, Вадим Гаглоев, будучи во главе компании, учредил международную премию циркового искусства «Мастер», и в ее рамках Олегу Попову даже успели присудить в 2015 году почетную награду «Легенда цирка». Однако затея с премией просуществовала всего два года и с уходом Гаглоева с поста заглохла. Преемник Дмитрий Иванов попробовал организовать клоунскую школу под руководством режиссера Андрея Шарнина. Пригласили хороших мастеров, составили программу — но кадрового притока почему-то не последовало.

«Таланты не перевелись, — говорит начальник производственно-творческого отдела Росгосцирка Ирина Асатурян. — Держит планку эксцентрик Сергей Просвирнин, в последние годы выступающий со своим сыном Сергеем-младшим, а сейчас с ними еще и внук работает. Династия — отличный признак живучести жанра! Есть еще пара Станислав Князьков — Василий Трифонов, очень перспективен недавний выпускник Игнат Старичихин. Хвалят также молодого клоуна Владислава Богданова...».

Добавим к этому перечню Владимира Дерябкина, Бориса Оскотского, пару «Внуки лейтенанта Шмидта» (Сергей Колганов — Олег Белогорлов)... Но многие ли о них знают? Прежде артист цирка был желанным и обязательным участником телевизионных «Огоньков», однако на нынешнем телевидении настоящих цирковых людей стесняются, предпочитая им любительские упражнения попсовых звезд. До клоунады ли тут.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9381
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7105
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?