Главная Культура 00:16 13 Декабря 2024 256
«Оставшемуся в живых уже все равно, убьют его или нет…»

Наверное, эту фразу можно считать эмоционально ключевой в документальном фильме Максима Фадеева «У края бездны», посвященном боям за Мариуполь

Сергей Беднов
Специальная военная операция на Украине
Противника приходилось выбивать из многоэтажек. Фото: V Ictor/Синьхуа, globallookpress.com

Там нет классического финала с моралью. Там вообще нет ничего стандартного. Четыре серии, восемь мучительных для зрителя часов. Много смертей и крови, мало надежды на то, что показанный на экране ад кончится скоро. Но чувство безнадежности не возникает. Остается одна лишь тягучая усталость.

После долгих мытарств авторов в попытке пристроить свою работу хоть куда-нибудь и сочувственных отказов («да-да, важная тема, мы все понимаем, но это неформат») она наконец-то вышла на ведущих платформах. Некоторые тут же окрестили ее «самым честным взглядом» на СВО. Но вопрос: многие ли захотят присоединиться к этому взгляду?

Громкие сетования в адрес кинокомпаний и телеканалов, не желающих снимать фильмы и сериалы на важнейшую для страны тему, поутихли. Стало понятно, что все равно снимать не будут: рейтинг не светит. Разве что выжмут с натугой пару пафосных проходных проектов. В результате все наши визуальные знания о спецоперации черпаются из похожих как две капли воды репортажей: говорящая голова военкора, эпизод с артиллерийским залпом, пролет камеры, прикрепленной под фюзеляжем вертолета, да панорама, запечатленная дронами.

Вакуум изо всех сил старается заполнить Соловьев, показывающий авторские военные фильмы в «Вечерах». Честь и хвала. Одно плохо: и для генералов, и для рядовых, несмотря на все старания казаться своим в доску мужиком, Владимир Рудольфович предстает на передовой столичной знаменитостью, сродни начальству. Неслучайно, даже рассказывая ему о своих детях или невесте, которая ждет в родном городе, собеседники не забывают добавить «так точно» или «никак нет».

В этом смысле работа Фадеева принципиально иная. Арт-директор и совладелец преуспевающей компании, он снимал обложки для глянцевых изданий, принимал участие в выставках за границей. Когда в его родной Славянск пришла война, взял в руки камеру и превратился в летописца знаменитого батальона «Сомали», стал другом Моторолы, Гиви и десятков других, знаменитых и неизвестных воинов, в живых из которых сегодня остались считаные единицы.

«На краю бездны» рассказывает о двух месяцах, в течение которых «сомалийцы» освобождали Мариуполь. В фильме нет постановочных сцен, слово «сентиментальность» к нему применимо лишь в финалах серий, когда кадры с бойцами из цветных превращаются в черно-белые и появляются титры с датами жизни героев. Этому было 20 лет, тому — 25, 40... Мужиков — студента, шахтера, философа, кондитера — позвала война. И не отпустила. За кадром звучит песня Бутусова: «Я шепнул себе только «Ура», / Я промолвил всего лишь «Вперед». / И когда наступила пора, / Я сказал: «До свидания, народ». / Я не думал, какой я боец, / Я не ведал, какой я солдат, / Hо я чувствовал скорый конец, / Сделав первый свой шаг».

Пересказать эту документалку невозможно. Парни в камуфляже все время куда-то идут или бегут, прячутся от пуль невидимого для зрителей, но вычисленного ими врага, о чем-то переговариваются по рации, называя друг друга короткими псевдонимами. По улицам, словно сомнамбулы, бредут гражданские, потерявшие кров.

Рассказывает Фадеев: «Я двигался в составе штурмовой группы. Противник укрепился в многоэтажках. До этого туда пытались зайти три разных подразделения, но смогли только «сомалийцы». А ты должен либо тащить с собой все оборудование, либо бросить его на командно-наблюдательном пункте, но никогда не знаешь, когда получится зарядить аккумуляторы и слить запись на жесткий диск. Когда бежишь, желательно не потерять из виду бойцов, иначе не узнаешь, куда они побежали. Плюс они расчищают дорогу, и ты понимаешь, что на твоем пути не будет мин и растяжек. Почти каждый день съемка в таком режиме: бежишь, потом заняли рубеж, подождали соседей и бежишь дальше».

В происходящем легко запутаться, тем более что разговоры противника в радиоперехвате звучат тоже на русском. Но Фадеев расшифровывает отрывистые команды в титрах, а все действие сопровождается его закадровым текстом. Голос — уставший, севший. Понятно, что человек на пределе возможного выполняет ту работу, что должен, и никто за него ее не сделает. Именно таким голосом он и произносит фразу, что вынесена в заголовок: «После двух месяцев непрерывного боя человек выгорает, чувство самосохранения притупляется, и ему уже все равно, умрет он или нет».

В принципе в том, как снимает Фадеев, нет ничего нового. Кинохроникеры Великой Отечественной точно так же бросались в атаку вместе с солдатами. Но тогда их фильмы шли во всех кинотеатрах, вызывая у людей гордость. А теперь чувства солидарности с воюющими парнями принято демонстрировать на концертах Шамана и в ходе других приятных событий.

Теперь о потенциальных зрителях. Понятно, что расслабленная столичная молодежь не променяет гулянку в ночном клубе на однообразное кино про войну. Но что гораздо хуже: некоторые наши записные патриоты могут счесть сериал даже вредным. Мол, где в нем энтузиазм, вера в победу, где яркие примеры для молодежи и «руководящая роль партии»? Но — как всегда — всех рассудит время.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 9467
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

Брань в адрес писателя-фронтовика прощать нельзя

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Писатель Виктор Петрович Астафьев. Фото: © Konstantin Kokoshkin globallookpress.com

Историк Евгений Спицын, известный своей неутомимой защитой товарища Сталина, а также яростной критикой хрущевских, горбачевских преобразований и либеральных реформ, проведенных в России после распада СССР, оскорбил большого русского...

В Библиотеке имени Д. В. Давыдова выставка «Три грации» современных художников

Ирина Свиридова

В выставочном зале Библиотеки имени Д. В. Давыдова под эгидой Творческого союза профессиональных художников проходит выставка «Три грации» современных художников – Анны Флит, Ирины Даниловой и Ольги Щербаковой. В экспозиции...

«Донбасс всегда был русским, давайте взглянем правде в глаза», — заявил 81-летний Аль Бано 

Аль Бано. Фото: © Roma, globallookpress.com

Всемирно известный итальянский эстрадный артист Аль Бано, исполнитель хитов Ci sara и Felicitа, назвал Донбасс российским и признался, что хотел бы там выступить. Об этом 81-летний певец заявил в интервью газете Il Fatto quotidiano. «Донбасс...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7864
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Центр военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания молодежи  создан по поручению президента и уже представлен в 21 регионе России 

Фото предоставлено пресс-службой Центра «ВОИН»

Второй день работы стенда Центра «ВОИН» на марафоне «Знание.Первые» получился по-настоящему особенным. Ведь площадку посетили известные блогеры-резиденты продюсерского центра «Инсайт Люди», входящего в «Газпром-Медиа...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?