Главная Культура 14:20 13 Мая 2024 4100
Бесчеловечнее Смерти

В «Геликон-опере» возродили партитуру, созданную 80 лет назад в нацистском лагере

Сергей Бирюков
Михаил Никаноров эффектен в роли безумного Императора. Фото Ирины Шымчак предоставлено «Геликон-оперой»

В московском театре «Геликон-опера» праздник Победы отметили премьерой «Императора Атлантиды» чешско-еврейского композитора Виктора Ульмана – узника нацистских концлагерей Терезиенштадт и Освенцим, погибшего в газовой камере в октябре 1944 года. Спектакль – одно из первых в России исполнений произведения, передающего чувства человека, над которым тоталитарная машина войны и смерти в любой момент может совершить (и в конце концов совершает) расправу.

Феномен Терезиенштадта в последнее время все более привлекает внимание российских постановщиков и исполнителей (спектакль «Терезин-квартет» Нижегородского театра оперы и балета, постановка «Кабаре Терезин» продюсера Михаила Шейнина и композитора Сергея Дрезнина). Это «образцовое» гетто для евреев в чешском городе Терезине было устроено гитлеровцами как одна из витрин режима, собранные здесь представители интеллигенции имели возможность заниматься своими профессиями, в концлагерь даже приглашались представители Международного Красного креста, чтобы те убедились в «гуманности» нацистских порядков. Однако все это было лишь декорацией и временной отсрочкой расправы: из 140 тысяч узников до Победы дожили чуть более 17 тысяч – остальных по большей части уничтожили, переведя в другие лагеря, где их ждали газовые камеры.

Первое и главное, что поражает, когда сталкиваешься с творчеством терезинцев – сила духа, способного создавать яркие картины, симфонии, оперы в атмосфере нависшей со всех сторон угрозы издевательств и гибели. Ведь эти люди были не детьми и понимали, к чему идет дело. Понимали это и авторы оперы «Император Атлантиды» – композитор Виктор Ульман и поэт Петр Кин, чье произведение о безумном Императоре, задумавшем «войну всех против всех», было написано, отрепетировано… и запрещено к исполнению лагерным же самоуправлением, побоявшимся слишком очевидного намека на власть фюрера. На счастье, партитура сохранилась у пережившего Холокост библиотекаря лагеря, в 1975 году была впервые исполнена в Амстердаме, в 2015 году добралась до России (санкт-петербургский фестиваль «Звуковые пути»), а вот теперь – до «Геликон-оперы».

Надо признать: разоблачительная суть здесь отчасти завуалирована символистской стилистикой, не дающей нам представления ни о месте действия, ни о конкретных именах действующих лиц. Что не исключает яркости эмоциональных характеристик – самоупоенного, будто парадная фанфара, Императора, жестко скандирующей его призывы Барабанщицы, олицетворяющего мировую иронию Арлекина или мрачно-философичной Смерти… Но даже Смерть возмущена бессмысленной кровожадностью Императора и объявляет «забастовку»: люди, включая молотящих друг друга солдат, перестают умирать. Вот и пара противоборствующих, Юноша и Девушка-с-Короткой-Стрижкой (ведь воюют все, включая женщин), вдруг осознает бессмысленность взаимного убийства и объединяется в любовном дуэте. Император, видя, что даже природные силы против него, соглашается на предложение Смерти: она вернется в мир и восстановит изначальный порядок вещей, но при условии, что первым умершим будет сам Император.

Вычурно? Пожалуй – но что, вы бы хотели прямой карикатуры, которая точно не имела бы ни малейшего шанса быть реализованной и, скорее всего, принесла бы своим создателям немедленную кару? А с другой стороны, легко нам судить о ментальности тех, кто годами жил под неотступным страхом уничтожения.

Главное же – Ульман смог создать мастерскую партитуру. Где задействованы лишь семь поющих актеров и полтора десятка инструментов, в том числе экзотических для традиционной оперы – например, фисгармония, банджо, саксофон, гитара: использовалось то, что имелось в распоряжении узников. Зато какое разнообразие красок! Притом произведение вышло очень органичным. Конечно, оно несет следы влияния тех, кто тогда владел музыкальными умами – от утонченного экспрессионизма нововенцев Шенберга и Берга до брутальных зонгов Вайля. Однако весь этот интонационный спектр употреблен столь мотивированно, что впору говорить о высоком художественном единстве и собственном стиле композитора. А ограниченность средств лишь обострила выразительность, как, бывает, лаконичный, но острохарактерный рисунок производит большее впечатление, чем густо замешенная многокрасочная живопись. Вдобавок главные смысловые моменты подчеркнуты специальными аллюзиями. Например, в возгласах Барабанщицы, объявляющей императорский приказ о войне, можно угадать черты знаменитой «Песни немцев» (торжественное песнопение, написанное в середине XIX века на одну из мелодий Гайдна и уже свыше ста лет, в том числе в гитлеровскую эпоху и сегодня, являющееся государственным гимном Германии). А финальное славословие Смерти исполняется всем ансамблем на не менее знаменитую мелодию лютеранского хорала «Господь – наш оплот», знакомую нам по обработкам Баха, Генделя, Мендельсона, Мейербера, Вагнера…

Постановка в камерном Зале Шаховской предельно скупа – почти отсутствуют декорации, тем ярче на этом фоне выглядит зловещий чертог Императора, подсвеченный то кроваво-красным, то мертвенно-синим светом. И тем разительней превращение самого Императора из владыки мира в тварь дрожащую, которую забирает Смерть (режиссер Вадим Летунов, художник Ростислав Протасов).

Настоящие же герои постановки – ее музыкальная команда: великолепные солисты Михаил Никаноров (Император), Александр Киселев (Смерть), Виталий Фомин (Арлекин), Александра Соколова (Девушка-с-Короткой-Стрижкой), Сергей Абабкин (Солдат), Юлия Никанорова (Барабанщица), Николай Пацюк (Громкоговоритель), чуткий инструментальный ансамбль и его уверенная водительница дирижер Елена Сосульникова.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9354
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7055
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?