Главная Культура 00:05 13 Января 2023 8123
«Валерия, мы вас очень ждали»

Чайковский помог юной барнаульской скрипачке завоевать европейское признание

Сергей Бирюков
Встреча с Юрием Башметом помогла Валерии найти свой путь в музыке. Фото из личного альбома

Количество очных музыкальных конкурсов в еще не оправившемся от пандемии мире пока невелико. Но даже несмотря на это в 2022-м тут и там звонко заявляли о себе новые российские имена. Никакие политические катаклизмы не отменили международный авторитет отечественной исполнительской школы. Одно из доказательств тому — успех барнаульской скрипачки Валерии Абрамовой на Первом международном конкурсе исполнителей-струнников имени Золтана Кодая в венгерском городе Дебрецене. Лера стала лучшей среди коллег, а в общем зачете заняла второе место (первое — у испанского виолончелиста Карлоса Видаля). В финале она играла Концерт Чайковского, на любовь к которому в мире политическая конъюнктура тоже не в состоянии повлиять.

И это — лишь одно из Лериных достижений. Чего стоит, например, исполнение Седьмой симфонии Шостаковича в Санкт-Петербурге на Васильевском острове в день 80-летия исторической премьеры великой партитуры в блокадном Ленинграде! Лера играла там в составе Всероссийского юношеского симфонического оркестра, ровно 10 лет назад основанного и бессменно руководимого маэстро Юрием Башметом. Замечу: не просто как участник коллектива, но как концертмейстер первых скрипок, а это, по традиции, музыкант, считающийся правой рукой дирижера.

Концертмейстер первых скрипок — правая рука дирижера

А еще она студентка Московской консерватории. А еще любит писать картины, в чем призналась, когда недавно мы созвонились: я поздравил Валерию с успешным предновогодним дебютом в одном из лучших залов страны — имени Салиха Сайдашева в Казани (в программе был тот самый Концерт Чайковского с Государственным академическим симфоническим оркестром Татарстана). А Лера впервые за годы нашего знакомства подробно рассказала о себе.

На скрипке девочка заиграла в пять с половиной лет. Никто не заставлял — попросилась сама:

— Нашу детсадовскую группу повели на концерт в музыкальную школу. Там ученица лет 11 играла на скрипке пьесы Баха, Паганини. Большинство малышей заскучали, а у меня внутри будто что-то зажглось. Сразу влюбилась в этот инструмент и захотела играть так же, как эта девочка. Причем так же сразу мне было понятно, что для того нужно много работать.

Родители Леры — не музыканты, но они горячо поддержали стремление дочки. На следующий же день ее отвели в ту самую школу — и вскоре начались занятия в классе Светланы Анатольевны Чекановой.

Свое детство Лера называет потрясающим: любимая скрипка, концерты, конкурсы... Вот обычное расписание дня: утром общеобразовательная учеба, затем музыкальная школа и до 10 вечера — домашние занятия.

Здесь надо пояснить, что в Барнауле, хоть это и весьма удаленный от известных музыкальных центров город, сильная скрипичная школа. В ХХ столетии сюда поехали выпускники соседней Новосибирской консерватории, в их числе Олег Абрин, за почти полвека работы в музыкальном лицее воспитавший десятки высококлассных скрипачей.

К Олегу Ароновичу и перешла Лера после почти пяти лет учебы у Светланы Анатольевны. Эти люди, говорит она, горят своим делом, не зря так успешны их лучшие ученики. Например, Татьяна Крячкова, Дарья Кулишкина — подруги Леры по классу Абрина: все они уже победительницы многих международных конкурсов. Кстати, Даша — та самая девочка, игра которой так поразила 5,5-летнюю Леру...

В 2016 году произошла еще одна важная встреча. Лера поехала в Новосибирск, где Юрий Башмет проводил региональный отбор в свой Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Результатом было не только приглашение в оркестр, но и настоятельный совет — перебираться на учебу в Москву. Тогда, кстати, и я впервые услышал от Юрия Абрамовича о «чудесной девочке Валерии Абрамовой», открытой им в Сибири. А вскоре сам смог убедиться в правоте мастера, услышав на его ярославском фестивале 2018 года виртуозный Пятый концерт Вьетана в исполнении 16-летней Леры.

Сегодня Лера — студентка профессора Московской консерватории Эдуарда Грача. Опыт мощный — и благодаря коллективу ассистентов: Юлия Игонина, Сергей Поспелов, Тимур Пирвердиев... И, конечно, благодаря самому Эдуарду Давидовичу, донесшему до нас дух великих школ Петра Столярского в Одессе и Абрама Ямпольского в ЦМШ и Московской консерватории... Притом никакого менторства: студент — взрослый человек, которому надо лишь помочь в выборе направления развития. Эдуард Давидович делает это в самой непринужденной форме, а когда надо покритиковать — с улыбкой вспоминает, что и сам когда-то совершал подобные ошибки.

И все же наш разговор постоянно возвращается к Башмету.

— Юрий Абрамович — один из самых добрых и отзывчивых людей, каких я только знаю, — голос Леры теплеет на несколько градусов. — Отдача с его стороны на каждой репетиции огромная, и все это в заботливой, доверительной атмосфере. Не могу себе представить его повышающим голос. Учит он, во-первых, тому, что, когда ты выходишь на сцену, главное на ней — музыка, а ты — представитель композитора, который должен донести его мысль до слушателя. Это помогает отвлечься от второстепенного, убирает лишний стресс, превращая концертное волнение в радостный подъем. Ты на сцене не отбываешь повинность, а открываешь что-то новое — слушателю, самому себе. Это безумно увлекательно. Во-вторых, Юрий Абрамович воспитывает в нас ощущение оркестра как единого организма.

Как общается Башмет с юными коллегами, я тоже наблюдал. Совершенно не «по-дирижерски», но — очень «по-людски». Вспоминаем с Лерой, как он добивался от ребят свободного ведения фразы:

— Вы мне напоминаете одного старенького кенгуру, которого я видел в национальном парке в Австралии, — говорил Юрий Абрамович. — Он тоже пытался прыгать, как молодые сородичи, но выходило не очень: у бедняги тут болит, там болит. Но у вас-то ничего не болит! Вы должны летать, как молодые кенгуру...

Оркестровые сессии обычно случаются три-четыре раза в году — на Московском и Сочинском фестивалях Башмета, на тематических проектах вроде концерта у Мамаева кургана в 75-ю годовщину Победы или выступления на Гагаринском старте Байконура в честь 60-летия первого полета человека в космос.

Очень интересно, говорит Валерия, наблюдать, как совсем еще дети, двенадцатилетки, попадая в оркестр, стремительно зреют музыкантски. Так было на недавнем исполнении Седьмой симфонии Шостаковича, где значительную часть оркестра составили ребята, играющие в нем лишь первый год, но это совершенно не ощущалось по игре. Настраивала вся обстановка — сознание, что тебя слушают 30 тысяч зрителей тут, на Васильевском острове, и миллионы — по теле- и интернет-трансляции, что среди этих слушателей есть те, кто пережил блокаду. У самих оркестрантов, говорит Валерия, стояли на глазах слезы...

Чувство Родины помогло и на июньском конкурсе имени Золтана Кодая. Так случилось, что Лера оказалась там единственной представительницей России — другие наши ребята, хоть и прошли отбор, по разным причинам поехать не смогли. Конечно, волновалась, ведь и в жюри — ни одного представителя нашей страны. Но первые же слова, услышанные от организаторов по прибытии в Дебрецен, согрели: «Валерия, мы вас очень ждали». И вот успешно пройден первый сольный тур, второй ансамблевый... Перед третьим, оркестровым, у всех финалистов взяли микро-интервью, задав один-единственный вопрос: думаете ли вы о победе?

— Меня тогда формальные итоги занимали меньше всего: пройду — хорошо, нет — жизнь на этом не кончается, — призналась Лера. — И на порыве ответила, что думаю не о победе, а о том, какая это радость и честь — на крупном международном соревновании сыграть Концерт моего любимого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

— Очень трудно прочувствовать музыку немецкого композитора так, как это сделает музыкант-немец, или финского — как финн, — развивает свою мысль Валерия. — Я люблю концерты Брамса и Сибелиуса, играю их. Но, думаю, никогда они не станут мне такими близкими, как концерты Чайковского и Шостаковича. Просто я очень люблю Россию, горжусь ею, хочу, чтобы она процветала, чтобы жил ее дух — наверное, это отражается и в игре.

Лера жалеет, что все реже выпадает возможность побывать на родном Алтае, где так радуют встречи с друзьями детства, с Олегом Ароновичем. Но для такой поездки нужны хотя бы несколько свободных дней — где их взять?

Еще ведь хочется оставить время на общение с родителями, с младшей сестрой Сашей (в последнее время всерьез увлекшейся современным танцем). На йогу, которая помогает поддерживать энергетику организма. На живопись, интересующую Леру с детства: она пишет маслом, посещает вернисажи друзей-художников, слушает онлайн-курсы по истории искусства, архитектуры...

...И просто красавица

А в какой-то момент вдруг возник интерес к... экономике, даже явилась мысль о поступлении в экономический вуз. Правда, взвесив обстоятельства, Лера поняла, что сейчас это нереально.

Но мысль не ушла. Зачем музыканту знание законов возвышения потребностей или баланса спроса и предложения? Ответ прост: чем глубже понимаешь мир, тем ты состоятельнее в своем основном деле. Когда мозг осваивает различные сферы, и музыка в твоей передаче становится красочнее, разнообразнее...

Вопрос «на какой скрипке играете?» — и новая волна теплоты в Лерином голосе:

— Мастер неизвестен, но я очень благодарна человеку, который мне ее предоставил. У меня есть опыт игры на скрипке Страдивари из Госколлекции, инструмент великолепный, но с ним таких интимных, родственных отношений не возникло. Да и вывезти его куда-то — проблема, надо выполнить огромное количество формальностей, это отбивает всякую охоту...

Совсем трогательно прозвучал ответ на вопрос о любимой книге:

— Наверное, «Маленький принц». С ранних лет люблю читать его и перечитывать. Конечно, жизнь сталкивает и с иной литературой — например, с Толстым. Но тут — примерно как со Страдивари: не уходит ощущение дистанции. Допустим, «Крейцерова соната». Не могу себе представить, чтобы через 10 лет у меня возникло желание ее перечитать. Правда, все говорят: это потому, что ты фильм не видела. Наверное, они правы: новые впечатления и события меняют нас. Кто знает, какой я буду в 30 лет?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9368
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7066
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?