Так уж получилось, что наш последний обзор вышел как раз в момент завершения суперфиналов первенства России. Но тем читателям, интерес которых к шахматам просыпается, когда они натыкаются на наш раздел, а потом угасает, мы просто обязаны сообщить, что чемпионом России впервые стал Никита Витюгов, а чемпионкой (уже в четвертый раз) — Валентина Гунина. Собственно, к этому и шло, ибо оба они лидировали перед последним туром. Обошлось без тай-брейков и армагеддонов. Витюгова мог догнать Владимир Федосеев, имевший форсированный выигрыш против Павла Понкратова. Но именно в этот момент Владимир избрал другой ход, нарвался на блестящий контрудар соперника и партию проиграл. В итоге Федосеев лишь третий, второе место у Максима Матлакова.
Гунина, опережавшая на пол-очка Полину Шувалову и Евгению Овод, также смогла сохранить первую позицию, но, как обычно, не без приключений. Валентина оказалась явно не готова к варианту волжского гамбита, избранному Шуваловой, и во избежание худшего пожертвовала качество за крайне спорную компенсацию. И все-таки получилась ничья, ставшая для Гуниной победной, ведь Овод также закончила свою партию миром. По дополнительным коэффициентам Овод заняла второе место, а Шувалова — третье.
Почти сразу после суперфиналов подавляющее большинство их участников отправились в Ригу, где состоялись сильнейшие по составу соревнования по швейцарской системе с отбором в турнир претендентов и серию Гран-при.
Начнем обзор с женщин. Блестящая игра китаянки Лэй Тинцзе не оставила ее соперницам ни малейших шансов. Лэй известна как сильная и талантливая шахматистка, но такого доминирования, конечно, не ожидал никто. Время покажет, что это было — резкий качественный скачок мастерства или она просто провела «турнир жизни», когда все чудесным образом складывается и срастается. Лишь Элизабет Петц из Германии составила китаянке определенную конкуренцию, и то весьма относительную. Кстати, и Петц, притом что, бесспорно, входит в число сильнейших игроков, также никогда не была на первых ролях. К сожалению, россиянки, как только приближались к высоким местам, попадали на этих шахматисток, и: ничья была как праздник.
У мужчин на кону стояло больше, чем путевка в турнир претендентов. Во-первых, их (путевок) было две, а во-вторых, участники, занимавшие места с 3-го по 8-е, попадали в серию Гран-при. Там также будут разыгрываться два места в турнире претендентов и неплохие призовые деньги. Если учесть, что в нынешнем цикле нет допуска по рейтингу и номинации от страны-организатора, было ясно: состав соберется чрезвычайно сильный. И хотя в «швейцарках» часто «выстреливают» не самые известные шахматисты, очевидными фаворитами были такие топ-игроки, как Фабиано Каруана, Максим Вашье-Лаграв и Левон Аронян. Естественно, никого не удивил бы успех Алирезы Фируджи и Владислава Артемьева, пусть их коньком (по крайней мере до этого) считались более быстрые виды шахмат, чем классические.
Самый верный признак высокого среднего уровня турнира — большое количество ничьих, и в Риге с этим все было в полном порядке. Неудивительно, что после первых пяти туров «+3» имели лишь три участника: Фируджа, Алексей Широв и Евгений Наер. Да, среди всех россиян, несмотря на большое количество одаренной молодежи, наилучшую игру показывал Евгений — один из трех (наряду с Петром Свидлером и Алексеем Дреевым) самых опытных участников. В теории хорошо известно, что, занимаясь с сильными игроками (а у старшего тренера женской сборной России все подопечные играют в силу мужского гроссмейстера), наставник растет как шахматист. На практике таких случаев практически нет, и Наер — счастливое исключение.
Думается, у Каруаны, с которым Евгений играл в шестом туре, были все основания опасаться своего соперника. Ведь четыре года назад тот уверенно, без всякого везения, выбил его из Кубка мира. И на этот раз борьба складывалась в пользу россиянина. Он блестяще вел партию, преодолевая упорную защиту своего титулованного противника, добился эндшпиля с большими шансами на выигрыш... И забыл про троекратное повторение позиции.
Увы, на этом «удары судьбы» для Евгения не закончились. В следующем туре, встречаясь черными с Фируджей, он попал в сложное положение, однако, воспользовавшись неточностью соперника, сумел серией великолепных ходов свести игру к положению, где к ничьей вели сразу два пути. Увы, безмерная усталость от тяжелой защиты сказалась, и он избрал третий — проигрывающий. Утешает, что Евгений сделал эти «подарки» шахматистам, которые своей игрой в этом турнире, безусловно, их заслужили, ведь и потом они сумели выиграть несколько важных партий. Каруана в девятом туре обыграл Фируджу и догнал его по очкам, но Алиреза тут же ответил победой над англичанином Хауэллом и за тур до конца вновь возглавил турнирную таблицу. На пол-очка отставали Каруана и россиянин Григорий Опарин, который после серии побед, как говорится, сумел подхватить выпавшее из рук Наера знамя. Подтянулись и другие наши шахматисты: Александр Предке, Андрей Есипенко.
По идее, все должно было решиться в последнем раунде, в котором на первых двух столах, в частности, игрались партии Опарин — Фируджа, Каруана — Предке. На самом же деле все самое, как выяснилось, интересное было в туре предпоследнем, так как назавтра 13 (!) ничьих на первых досках лишь подтвердили действующее соотношение сил.
Конечно, мы понимаем, что жизненную мудрость про журавля в небе и синицу в руках никто не отменял. Эти ничьи позволили Опарину занять третье место, а Предке — седьмое. Мы поздравляем их с выходом в Гран-при. И с точки зрения высшей шахматной справедливости очень здорово, что такие яркие талантливые игроки, как Фируджа и Каруана, сыграют в следующем турнире претендентов.