Как в нынешнее нефестивальное время провести музыкальный фестиваль международного (не номинально, а реально) уровня? Да просто надо быть Юрием Башметом, среди десятков (не преувеличиваю) артистических смотров которого ярославский — один из самых укорененных: 1-9 мая он прошел в 15-й раз. И, как всегда — с добрым посылом к публике и музыкантам, особенно молодым.
Под добрым посылом имею в виду прежде всего саму музыку — что может быть добрее Моцарта, чей 9-й концерт, 40-ю симфонию (знаменитую соль-минорную), вокальные произведения исполнили в концертном зале Ярославской филармонии симфонический оркестр «Новая Россия» и хор «Ярославия». А сколько тепла в ими же представленной рахманиновской программе — Втором концерте, фрагментах из «Всенощного бдения»... Солировать в Концерте Рахманинова приехал победитель конкурса Чайковского Дмитрий Маслеев, на моцартовский же из отделенной теперь от России не только границами, но и препонами Австрии к своему давнему партнеру и другу Башмету прилетела знаменитая Елизавета Леонская.
Само за себя говорит название театрализованной программы «Истории любви» по произведениям Чехова, Горького, Куприна и Вампилова в интерпретации Михаила Пореченкова, Игоря Верника, Игоря Золотовицкого, Авангарда Леонтьева, Кристины Бабушкиной, Анны Чиповской. А музыку к ней написал один из самых востребованных современных композиторов — Кузьма Бодров, сделав это, как сказал на короткой встрече с журналистами Башмет — «с любовью, как только и можно писать настоящую музыку сегодня и всегда».
Притом акции были самой разной «громкости» — от ярославской премьеры спектакля дирижера Юрия Башмета и режиссера Полины Агуреевой «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются» по Константину Симонову с участием Ильи Шакунова, Николая Чиндяйкина, Ивана Добронравова и других звезд на громадной сцене КЗЦ «Миллениум» до сердечного своей камерностью тура по залам Рыбинска, Вятского, Данилова башметовских «Солистов Москвы» — единственного российского ансамбля, носящего звание лауреата «Грэмми».
Что касается внимания к молодым — как не сказать о серии мастер-классов, проведенных участниками фестиваля для студентов Ярославского музыкального училища имени Собинова. В афишах самих же концертов я увидел, например, имя Анны Юркус, чье богатое и выразительное сопрано «бросилось в уши» в феврале на международной вокальной академии башметовского фестиваля в Сочи. А прошедшую 5 мая остроумно задуманную программу двойных концертов (это где солистов сразу двое — для скрипки и виолончели, флейты и гобоя, двух роялей и т.п.) открыли юные скрипачи Грант Башмет и Валерия Абрамова, соединившие усилия в популярном Ре-минорным концерте Баха. О 20-летней уроженке Барнаула Лере, примеченной Башметом во время одной из его гастролей в Сибири и теперь уже побеждающей на международных конкурсах, «Труд» рассказывал («Валерия, мы вас очень ждали» 13.01.2023). Теперь представим и 16-летнего Гранта. Юноша — не только воспитанник ЦМШ, но также лауреат престижных соревнований, стипендиат фонда Владимира Спивакова. Ну и, как нетрудно догадаться, продолжатель династии — сын пианистки Ксении Башмет. Поначалу, показалось, его звучный инструмент чуть доминировал над тонкоголосой скрипкой Леры, но по ходу дела ребята сориентировались и выправили баланс. А за клавесином в это время увлеченно трудилась Ксения Юрьевна, ну а дирижировал, понятно, ее папа и дедушка Гранта Юрий Башмет.
Солировать в концерте Баха Юрий Абрамович получил юным скрипачам Гранту Башмету и Валерии Абрамовой
И вновь о международном статусе. О не столько «странных», сколько неожиданных сближениях вроде диалога древнего арабского инструмента уда (музыкант из Бахрейна Саад Махмуд Джавад) и произошедшей от него европейской лютни (бельгийская исполнительница Софи Ванден Эйнден) в программе «Концерт-тарантелла». Особенно хотелось бы рассказать о выступлении Белградского духового квинтета, который как коллектив приехал в Россию впервые (отдельные его участники бывали у нас и раньше). Во-первых — поклон гостям за ювелирное исполнение одного из знаменитейших произведений нашей классики — «Восьми русских народных песен» Лядова. Во-вторых, респект за напоминание, какой неисчерпаемый источник идей — народное творчество (венгерский авангардист Дьердь Лигети и в пору самых крутых экспериментов, в том числе в прозвучавших на фестивале Шести багателях, не забывал о своих человеческих и музыкантских корнях). В-третьих — благодарность за щедрое знакомство с современной сербской музыкой, в которой наиболее впечатлили «15 руковетов по Стевану» («руковет» по-старосербски — «букет») Зорана Христича — парафраз на классическое сочинение жившего столетие назад основателя сербской композиторской школы Стевана Мокраняца.
Лидера белградцев валторниста Николу Чирича не отпускали со сцены без автографов
После концерта спрашиваю музыкантов — случайно ли сходство одной из мелодий «Руковетов» со «Славянским маршем» Чайковского, написанным в пору освободительной борьбы сербов против турок в середине 1870-х годов. — Конечно нет, — звучит ответ, — Петр Ильич хотел морально поддержать сербов и взял очень популярную у нас народную тему.
Продолжаю: судя по серии опубликованных недавно у нас в газете интервью с сербскими актерами Милошем Биковичем, Миленой Радулович, Иваном Босильчичем, в этом народе есть что-то особенное — даже если и не очень спрашиваешь их о вере, культуре, духовности, они сами начинают говорить на эти темы глубоко и страстно... Отвечать берется лидер квинтета валторнист Никола Чирич:
— Когда вы маленькая страна в окружении западной культуры, то жизненно важно быть выше обывательской тупости и держаться вашего духа, судьбы, морали. Сербов всего семь миллионов, но мы не одиноки — ощущаем очень сильную духовную связь с русским народом, Россией. И нам необходимо сообща эту связь поддерживать не только в политике, но и на человеческом, культурном уровне. Классическая музыка в том — бесценный помощник.
Думаю, трудно придумать для фестиваля, где прозвучали эти слова, лучшее резюме.