Главная Культура 00:18 12 Марта 2021 8566
Как товарищ Сталин с «Носом» воевал

Нужно ли власти бороться с инакомыслием в искусстве и политике

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр из фильма «Нос, или Заговор «не таких» с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм классика отечественного кино Андрея Хржановского «Нос, или Заговор «не таких». Несмотря на солидный возраст (недавно Андрею Юрьевичу исполнился 81 год), режиссер создал живое, дерзкое и, как мне кажется, весьма значимое для нашего искусства произведение. Это первый полнометражный российский фильм, который удостоился приза жюри на главном в мире фестивале анимационного кино в Анси. А в ближайшее время «Нос» поборется и за оскаровскую статуэтку.

Свой фильм режиссер задумал давно — и эта история сама по себе могла бы стать сюжетом для мультика. В молодости Хржановский дружил с Евгением Чуковским, внуком писателя Корнея Чуковского и зятем великого композитора Дмитрия Шостаковича. В 1966 году Чуковский в красках пересказал Дмитрию Дмитриевичу 10-минутный дипломный фильм Хржановского «Жил-был Козявин», имевший шумный успех в профессиональной среде. Шостаковичу фильм в пересказе понравился, о чем Чуковский не преминул сообщить своему другу.

Хржановский, будучи завзятым меломаном, так воодушевился известием, что, набравшись смелости, попросил разрешения экранизировать оперу композитора «Нос», которую до того даже не слышал. Написанная в 1928 году, опера предназначалась для Большого театра в режиссуре Мейерхольда. Но из-за его занятости она была поставлена на другой сцене. «Нос» сыграли 16 раз, а затем под залпы нормативной критики сняли с репертуара. В итоге опера на десятилетия оказалась под негласным запретом. Тем не менее Шостакович разрешил молодому режиссеру со временем использовать свою музыку для фильма. И вот это время пришло...

В основе экранного «Носа» — и многострадальная опера Шостаковича, «реабилитированная» постановкой в 1974 году, и знаменитая повесть Гоголя. Режиссер ведет диалог сразу с двумя гениями мировой культуры, которые запросто общаются между собой в пространстве фильма. Помимо этого Хржановский вовлекает в орбиту своих размышлений других титанов и новаторов искусства: Мейерхольда и Эйзенштейна, Филонова и Шагала, Кандинского и Малевича, Маяковского и Ахматову: Всех тех, кто имел отвагу идти в искусстве непроторенными тропами, плыть против рутинного течения, за что многие из них поплатились благополучием, карьерой, а иные и жизнью.

А в начальных кадрах фильма Хржановский сажает в самолет своих друзей и соратников: Юрия Арабова, Анатолия Васильева, Дмитрия Крымова, Сергея Бархина, Каму Гинкаса, Чулпан Хаматову, Юрия Роста и еще дюжину персон, близких ему по мятежному духу. Самолет с пестрой компанией взлетает в небо — и вместе с ним «взлетает» в творческие выси этот звонкий, шумный, многоголосый, многоликий, ни на что не похожий фильм-эксперимент, фильм-провокация, фильм-коллаж, который потребует от зрителей известного культурного багажа.

Экранный «Нос» состоит из трех глав — трех снов, которые, позволю себе такой каламбур, привиделись автору фильма во время творческой бессонницы. Первый сон посвящен злоключениями коллежского асессора Ковалева, ставшего героем оперы Шостаковича. Второй сон в стиле потешного лубка рассказывает о недолгой и странной дружбе писателя Михаила Булгакова и товарища Сталина. Коба, заскучав после отъезда «друга Михо» в Киев, отправляется вместе со своей неизменной свитой (Ягода, Молотов, Каганович, Жданов) в театр на просмотр той самой оперы «Нос», которая вождю и его присным категорически не понравилась.

Ну а третий сон — самый сильный и страшный — повествует о расправе, которую учиняет Сталин над этим «сумбуром вместо музыки». А шире — над свободно дышащим искусством, которое, по мнению власти, не нужно трудящимся, ибо оно не вписывается в железобетонный канон соцреализма. Докладчики Единицын, Двойкин и Тройкин под одобрительные взгляды вождя клеймят на сцене «антинародных композиторов» и призывают массы к бдительности: «Смотри сюда, смотри туда — и выкорчевывай врага!» Чем кончилась эта паранойя «бдительности», шпиономании, мы сегодня знаем.

Соединяя материал мини-оперы Шостаковича «Антиформалистический раек» и язык анимации, документальные кадры массовых репрессий и фрагменты мажорных советских фильмов той поры, страшную карту ГУЛАГа, опоясавшую колючей проволокой страну, и ряды физкультурников, задорно марширующих по Красной площади, Хржановский поднимается в финале до высот яростной, перехватывающей горло публицистики.

«Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, — цитирует фильм письмо арестованного и впоследствии расстрелянного Мейерхольда Молотову. — Клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине; когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам <:>. И в следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-сине-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что, казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток (я кричал и плакал от боли)».

Эта боль передается зрителям фильма, когда они видят на экране оригиналы расстрельных списков, тюремные портреты (анфас и в профиль) Гумилева, Вавилова, Бабеля, Шаламова, Мандельштама, Жженова, Сергея Королева, Ольги Берггольц и других деятелей культуры, науки, попавших в жернова сталинской репрессивной машины. Камера отъезжает, и эти снимки растворяются в целом море схожих фотографий. Огромный иконостас мучеников и жертв социального эксперимента по «переделке», «улучшению» человека, который на деле обернулся кровавым террором Сталина против собственного народа.

Но ряды поклонников тирана с годами не скудеют. Ему опять поклоняются, ставят памятники, возлагают к подножию цветы. По одному из недавних опросов общественного мнения, почти половина жителей нашей страны считает массовые репрессии «вынужденной мерой, которая позволила Сталину обеспечить порядок в обществе». И это делает фильм Хржановского, задуманный более полувека назад, жгуче актуальным в наши дни.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7032
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6220
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?