Главная Культура 00:16 12 Января 2018 13609
Перед этим писателем опустилась на колени сама Марлен Дитрих

Но знаменитая кинодива встретила Паустовского слишком поздно...

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Та самая встреча, которая состоялась в 1964 году в ЦДЛ. Фото из открытых источников.

Замечательный советский писатель Константин Паустовский мог получить Нобелевскую премию по литературе в 1967 году. Об этом свидетельствуют архивные документы, обнародованные на днях Шведской академией наук. По установившейся традиции их рассекречивают через 50 лет. Из них явствует, что соперниками Паустовского в тот год были Сэмюэл Беккет, Луи Арагон, Альберто Моравиа, Хорхе Луис Борхес, Пабло Неруда, Грэм Грин, Уистен Хью Оден... Премию же в итоге получил гватемальский писатель Мигель Анхель Астуриас — один из классиков мировой литературы ХХ века. К таковым нынче справедливо принадлежит и Паустовский.

Всписок номинантов на Нобелевку в 1967-м Паустовский попал уже во второй раз. Двумя годами ранее он был одним из вероятнейших кандидатов на самую престижную литературную премию мира. Тогда на финишную прямую вышли сразу четверо «наших»: Владимир Набоков, Михаил Шолохов, Анна Ахматова и Константин Паустовский.

По некоторым сведениям, академики всерьез рассматривали идею разделить награду между Шолоховым и Ахматовой, которые олицетворяли как бы два разных крыла советской литературы. Иначе интерпретирует эту коллизию известный немецкий славист Вольфганг Казак. В своей книге «Лексикон ХХ века» он убежденно написал: «Запланированное вручение Нобелевской премии К. Паустовскому в 1965-м не состоялось, так как советские власти начали угрожать Швеции экономическими санкциями. И таким образом вместо него был награжден крупный советский литературный функционер М. Шолохов».

Схожую версию разделяет и литературный секретарь Паустовского Валерий Дружбинский. Он рассказывал, что накануне вручения премии в нескольких европейских странах уже были готовы к выходу однотомники Паустовского в «Нобелевской» серии. Он лично держал в руках сигнальные экземпляры этого издания. Но из-за триумфа Шолохова (на мой скромный взгляд, тоже вполне заслуженного) автор «Романтиков», «Колхиды», «Черного моря», «Золотой розы», близкой к гениальности «Повести о жизни» остался в 1965 году без Нобелевки.

Двумя годами позже шансы Паустовского были уже гораздо меньше — трудно было предположить, что престижную награду с таким небольшим временным интервалом снова дадут советскому писателю. Не исключено, что Паустовского могли, как говорится, поставить в «лист ожидания» (первый наш нобелевский лауреат Иван Бунин получил премию лишь с пятого захода), но летом 1968 года Константина Георгиевича не стало...

Правда, за несколько лет до смерти он все же успел пережить свою «минуту славы». Оказывается, Паустовский был любимым писателем знаменитой кинодивы Марлен Дитрих. Она в свое время прочитала в переводе его рассказ «Телеграмма», и он произвел на нее такое сильное впечатление, что актриса навсегда запомнила имя автора. Позже она прочитала «Повесть о жизни» и, по ее словам, «была опьянена» прозой Паустовского. В своей книге воспоминаний она посвятила русскому писателю отдельную главу. Вот как она описала их встречу, которая состоялась в 1964 году во время ее выступления в ЦДЛ. Паустовский к тому времени был уже тяжело болен.

«По окончании шоу меня попросили остаться на сцене. И вдруг по ступенькам поднялся Паустовский. Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему свое восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени: Он вскоре умер. У меня остались его книги и воспоминания о нем. Он писал романтично, но просто, без прикрас: В своих описаниях он напоминает Гамсуна. Он лучший из тех русских писателей, кого я знаю. Я встретила его слишком поздно».

Паустовский ушел в зените читательской популярности и международной известности. Фотографии с коленопреклоненной кинодивой, целующей русскому писателю руку, обошли весь мир, его книги издавались во многих странах мира. Но вклад Паустовского в отечественную литературу, как мне представляется, был недооценен родным государством. На его писательском пиджаке к моменту ухода не оказалось ни Звезды Героя Социалистического Труда, ни ордена Ленина, ни знака лауреата Госпремии СССР — высших по тем временам наград, которыми были щедро отмечены иные из его собратьев, обладавшие куда более скромными талантами, но умевшие синхронно колебаться вместе с изменчивым курсом партии. Паустовскому эти телодвижения претили.

Он вошел в литературу в конце 1920-х. Пройдя серьезную жизненную школу (служил вожатым и кондуктором на трамвае, участвовал в Первой мировой, работал на металлургических заводах, в рыбацкой артели), он, разумеется, не был лишен общественного, социального темперамента. Поначалу отдал дань модной в 30-е годы производственной теме («Кара-Бугаз»). Но по мере скатывания страны в кошмар тоталитаризма сознательно, как мне кажется, ушел от «злобы дня» в мир лирической, романтической, автобиографической прозы. Стал вдохновенным певцом русской природы («Мещерская сторона», «Повесть о лесах»), знатоком и толкователем русской истории («Северная повесть», «Судьба Шарля Лонсевиля»).

Это не был трусливый эскапизм, это была осознанная попытка сохранить себя, отстоять свою писательскую свободу. Да, Паустовский не был диссидентом, хотя власть и относила его к «попутчикам», да, он не всегда писал горькую правду о времени, в котором ему выпало жить, но в его книгах не найдешь и угодливой лжи. По словам Корнея Чуковского, Паустовский «за всю жизнь не написал ни одной фальшивой или криводушной строки». Среди его героев нет представителей партийной номенклатуры, но с какой любовью писал он «о ремесленниках, пастухах, паромщиках, лесных объездчиках, бакенщиках, сторожах и деревенских детях — своих закадычных друзьях»...

Уже упоминавшийся Валерий Дружбинский вспоминал с некоторой долей изумления: «Удивительно, но Паустовский ухитрился прожить время безумного восхваления Сталина и ни слова не написать о вожде всех времен и народов. Ухитрился не вступить в партию, не подписать ни единого письма или обращения, клеймящего кого-нибудь».

Зато он неизменно заступался за отверженных и гонимых. В этом смысле Паустовский был эталоном порядочности и нравственной цельности. Он активно поддержал роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», над которым сгустились тучи. Он выступал в защиту Юлия Даниэля и Андрея Синявского, Иосифа Бродского, Александра Солженицына. А в 1966 году подписал письмо 25 деятелей культуры генсеку ЦК КПСС Брежневу с требованием положить конец попыткам реабилитировать Сталина.

Уже незадолго до смерти тяжело больной писатель позвонил Косыгину с просьбой не увольнять главного режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова: «С вами говорит умирающий Паустовский. Я умоляю вас не губить культурные ценности нашей страны. Если вы снимете Любимова, распадется театр, погибнет большое дело». Приказ об увольнении Любимова тогда подписан не был. Не исключено, эти заботы и тревоги укоротили век самого писателя, который болел астмой и пережил несколько инфарктов. 14 июля 1968 года его сердце остановилось.

Его земное путешествие закончилось в Тарусе, где находится могила писателя. Это место для своего упокоения он выбрал неспроста. «Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок, — писал он, — я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску — на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу. С этим кустом и пасмурным небом, помаргивающим дождями, с дымком деревень и сырым луговым ветром отныне накрепко связана моя жизнь».

Будете в Тарусе или в любом другом месте, связанном с Паус-товским (а он объездил, и не по одному разу, всю нашу огромную страну), низко поклонитесь писателю, который так и не был обласкан Нобелевской премией, но от этого его романтические, пронизанные любовью к стране и ее людям произведения, разумеется, не стали хуже...

P.S. Лучше понять и оценить творчество писателя поможет выставка «Константин Паустовский. Без купюр», которая развернута в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате. Она посвящена 125-летию со дня рождения писателя и продлится до 4 февраля.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9738
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7371
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?