Гаражи и сараи, используемые не по прямому назначению, теперь будут пускать с торгов. Соответствующие поправки в Гражданский кодекс РФ вступили в силу с 1 сентября — и это стало неприятной новостью для десятков тысяч россиян, имеющих небольшой гаражный бизнес.
Гаражи и сараи всегда были своего рода бизнес-инкубаторами, где начинающие амбициозные предприниматели пробовали свои силы. С гаража начинали свой путь к мировой славе Стив Джобс (основатель Apple), Джефф Безос (Amazon), Билл Гейтс и Пол Аллен (Microsoft), Ларри Пейдж, Сергей Брин и Сьюзен Воджицки (основатели Google), а также Билл Хьюлетт и Дэйв Паккард (НР). В сарае началась история легендарной марки Harley-Davidson и крупнейшей киностудии мира Walt Disney.
В нашей стране, насколько мне известно, ни одна крупная компания не выросла из гаражного или сарайного стартапа, зато эти помещения активно используются малым бизнесом. Излюбленные места для небольших автосервисов, шиномонтажных мастерских, складов и мини-цехов по выпуску малогабаритной продукции...
Так, в одном из ГСК, расположенных на юго-востоке столицы, находятся сразу два примечательных предприятия. Владелец одного из них, Константин, установил в своем гараже два небольших станка с ЧПУ, которые «клепают» разнообразные изделия из пластика. Второй бизнесмен, Сергей, владеет двумя соседними гаражами, над которыми он надстроил крышу, а заднюю стенку сдвинул на пять метров вглубь лесопосадки. Этого оказалось достаточно, чтобы организовать в получившемся помещении полноценный автосервис с подъемником.
В большинстве случаев такие предприятия работают без образования юридического лица, с тихого согласия руководства ГСК.
Но с 1 сентября над гаражным бизнесом нависли черные тучи: вступили в силу поправки в Гражданский кодекс РФ, допускающие изъятие у собственников принадлежащих им нежилых помещений в случае их нецелевого использования.
По словам кандидата юридических наук Татьяны БЕЛОВОЙ, чаще всего претензии предъявляют к собственникам, превращающим боксы в предприятия малого бизнеса. Нарушением правил использования гаражей считается и их переоборудование для хранения строительных материалов или автомобильной резины. Что касается механизма изъятия, то он прост. Если на владельца гаража или сарая поступает жалоба, на место выезжают представители органов местного самоуправления, которые должны установить факт нецелевого использования имущества. Если собственник помещения игнорирует предписание об устранении нарушений, материалы направят в суд, который выставит нежилое помещение на торги. После его продажи вырученные средства, за вычетом расходов, передадут бывшему собственнику гаража или сарая.
Константин встретил новость об ужесточении спокойно. По его словам, оборудование у него компактное и после первого же предупреждения он без проблем перевезет его в другое место. А вот для Сергея принятые изменения представляют угрозу. Весной и осенью к его гаражному автосервису выстраиваются очереди из желающих переобуть свои автомобили, да и шумных работ тут хватает. Если кто-то из соседей пожалуется на неудобства, то «устранение нарушений» влетит в копеечку, а то и приведет к ликвидации предприятия.
Решение ужесточить правила использования нежилых помещений власти объясняют стремлением защитить интересы соседей. С другой стороны, есть ощущение, что вступившие в силу поправки в ГК избежали проверки на коррупционную составляющую. Ведь угроза лишения собственности — это идеальное начало «разговора по душам» с любым предпринимателем.