Главная Культура 14:08 09 Октября 2023 2882
«Летучий голландец» – как это по-русски!

Новая опера сделала еще одну попытку сдружить Вагнера с нашей публикой

Сергей Бирюков
Это не провинциальный «Мистер Икс», а столичный «Летучий голландец» с Мариной Нерабеевой и Игорем Подоплеловым в главных партиях. Фото Екатерины Христовой предоставлены пресс-службой Новой оперы

В московской Новой опере показали «Летучего голландца» Вагнера. Парадокс времени и места: в космополитичной Москве, где чего и как только ни ставят, великого немецкого романтика, преобразователя оперы, да что там – революционера всей мировой музыки – последовательно осваивает только эта труппа. А если учесть, что нынешняя работа воссоединила опять же парадоксальный тандем рафинированного виртуоза Филиппа Чижевского (дирижер) и брутального провокатора Константина Богомолова (режиссер), уже зарекомендовавший себя громкими проектами вроде «Триумфа Времени и Бесчувствия» в Московском академическом музыкальном театре и «Кармен» в Пермской опере, то станет ясно: супераншлаг событию был обеспечен.

Если кто не помнит, в тончайшей философской притче Генделя громадное тщание команды Чижевского сочеталось со смачным поеданием на сцене детских мозгов (так либреттист Владимир Сорокин истолковал тему пожирания Временем своих детей). А в шедевре Бизе главная героиня, на сей раз уже только стараниями Богомолова (он тут и драматург), превратилась из испанской цыганки в одесскую еврейку, комиссаршу времен революции, включившую сексуальную распущенность в свою революционную мораль. А что, не без логики, правда? Хуже другое: ради этого «освежения» сюжета одну из самых гениальных опер мира жестоко покромсали, взамен напихав вставных номеров типа «На Дерибасовской открылася пивная»…

То ли прислушавшись к критике, то ли просто найдя ту дорожку исхоженной, постановщики на сей раз решили чуть сдать назад: в очаровательной, уже совершенно вагнеровской по языку, но еще считающейся с оперными канонами времени партитуре (компактна – два часа с минутами, полна изумительных арий, дуэтов и терцетов, от чего впоследствии творец безразмерно-текучих музыкальных драм отказался) не изменено ни одной ноты.

Не очень сильно изменен и сюжет. Ну, превратился Голландец из моряка-скитальца, за давний грех обреченного на вечную бесприютность, в отечественного маньяка – убийцу неверных подружек, отбывающего заключение в северной колонии «Белый лебедь», бегущего оттуда и под видом артиста Московской оперетты с потерпевшего крушение самолета забредающего в соседнюю деревню Бураново-2. Ну, стал папа главной героини Сенты не норвежским капитаном Даландом, а главой местной артели охотников, только что вернувшимся из Москвы, где продавал свой пушистый товар. Ну, норвежский же юноша Эрик переквалифицировался в бурановского метеоролога, влюбленного в Сенту (художник-постановщик Лариса Ломакина). Но суть конфликта осталась прежней: преступника, которого сделала таковым уродливая жизнь (мама, первая невеста и та, что стала женой – все оказались шалавами), пожалела одна-единственная, по-настоящему чистая женская душа. Как это по-русски, правда? Даже удивительно, что никто прежде, если только мне не изменяет память, не обращал внимания на этот родной нам оттенок вагнеровской истории.

И, будто вдохновившись этим озарением, Богомолов…опять-таки не могу подобрать другого слова, кроме «напихивает» – драму нашими домашними ассоциациями. Поющие персонажи, как и положено, изъясняются по-немецки, но в русских субтитрах постоянно сбиваются то на визборовскую «Ты у меня одна», то на алибасовскую «Фаину», то даже на «Кольщика» Михаила Круга. Сам маньяк по любому поводу заявляет: «Устал я греться у чужого огня, но где же сердце, что полюбит меня», и это признание вполне корреспондирует с маской Мистера Икса, которую он вместе с прочим опереточным хламом напялил на себя у обломков упавшего самолета. Для полноты ощущения этот маскарад иллюстрируется видеоцитатами из популярных фильмов вроде того самого «Мистера Икса» или «Свинарки и пастуха». Правда, однажды возникает и жуткий немецкий «Носферату» 1922 года, но после него мы быстро возвращаемся на родные просторы.

И как же милы деревенские женщины, в ожидании мужей вырядившиеся не хуже знаменитых бурановских бабушек! Как уютны избушки со светящимися в северной ночи окошками! Ностальгична даже форма офицеров тюремной охраны, еще советского покроя – дело происходит, как говорит бегущая строка, в 1993 году. «Грустном», добавляет она: намек на историю героев? Или всей страны, именно тогда, кажется, окончательно понявшей, что сказка о грядущем благоденствии оказалась очередным государственным враньем? Кстати – совпадение, конечно, но какое удачное – с выходом в эти же дни фильма Александра Велединского по роману Сергея Шаргунова «1993»! Хотя, разумеется, каждый зритель волен толковать и увиденное, и возникшие параллели по-своему…

А что, даже не без северного уюта

Но насчет грусти – это точно. Особенно грустен конец. Он даже грустнее, чем у Вагнера, где, как написано в партитуре, герои хоть в последний момент, но воссоединяются на небе. Здесь же метеоролог не вступает в «дуэль» за Сенту, он просто доносит начальнику лагеря на беглеца, и того прямо из-под венца с побоями возвращают в камеру. Сента с отчаяния выходит за метеоролога, но год жизни с ним убеждает ее в совершенной ошибке. Она возвращается, добивается свидания с любимым и у всех на глазах со словами «сама стану себе маньяком» режет собственную шею…

Можно спорить о том, насколько богомоловские придумки смелы, кощунственны или плоски. Но и меня, которому сценическая суета временами страшно мешала воспринимать музыку (одно кормление волков обломками опереточных рук и ног на трагической выходной арии Голландца чего стоит), эта скрываемая за хохмами грусть обрусевшего сюжета под конец проняла не на шутку. Перед самим же музыкальным решением – великолепным (как и большинство известных мне работ Чижевского) – могу только снять шляпу. Все солисты – на своем месте: деловито-положительный Алексей Антонов (позвольте назвать мне его героя вагнеровским именем Даланд, а не непонятно откуда взявшимся Дональд), отчаянно-страстный Хачатур Бадалян (Эрик, хотя у Богомолова он почему-то Георг), мечтательный Антон Бочкарев (вечно «тепленький» Рулевой, то бишь шофер), правильная, как телеграфный столб, Мари (из воспитательницы Сенты переквалифицировавшаяся в руководительницу местного хора)… Особых слов заслуживает исполнительница главной женской роли Марина Нерабеева, иногда, не выходя из образа вагнеровской Сенты, преображавшаяся, казалось мне, в этакую Настену из распутинского «Живи и помни» - «женщину с застывшей болью на лице». И, конечно, Игорь Подоплелов, у героя которого тоже время от времени сквозь облик ряженого Мистером Иксом Голландца проступали черты обреченного дезертира Андрея. Право, с такими солистами Новой опере, считаю, можно отважиться и на «Кольцо нибелунга» (которое в Москве, кажется, не ставил еще ни один театр, по крайней мере в обозримые для меня десятилетия). Интересно – смогут ли гипотетические постановщики и в его эсхатологии найти русский акцент?

Не скрою восхищения работой хора под руководством Юлии Сенюковой, особенно – в сумасшедшем по динамике финале, где сталкиваются веселый лендлер крестьян и страшная песня мертвых матросов (тут – заключенных тюрьмы).

Наконец, как не сказать о роскошной палитре оркестра, от проникновенных голосов солирующих деревянных и нежно-любовных струнных до тысячетонных, будто летящий на тебя корабль мертвецов, медных – и все это не в хаотическом буйстве, а направляемое безошибочной волей дирижера-постановщика. Может быть только, стоило бы уважаемому Филиппу иногда чуть сдержать свои лихие темпы – например, в увертюре? Это бы позволило еще больше насладиться и его работой, а главное – гениальностью Вагнера.

Еще штрих: нынешний спектакль – первый пример сотрудничества между Пермской оперой, где премьера состоялась весной, и Новой, чья очередь наступила теперь. Почин, достойный продолжения!

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9350
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7052
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?