Главная Экономика 00:01 09 Августа 2024 6682
Бес дорожный попутал

Почему богатая страна строит дешевые, но недолговечные автомагистрали

Александр Киденис
Россия тоже могла стать «страной автобанов и хайвеев». Но увы – не срослось. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

«Автодорожная сеть в России деградирует», — прямо заявил министр транспорта Роман Старовойт на заседании комитета по развитию транспортной инфраструктуры Госдумы. И предложил не начинать новые большие стройки, пока не приведены в порядок уже существующие автомагистрали. А ведь не хватает и тех и других.

Между тем два года назад на совещании по вопросам дорожного строительства президент Владимир Путин потребовал привести в нормативное состояние не менее 85% всей опорной сети дорог страны (138 тысяч км ) в течение пяти лет, не останавливая нового строительства. «У нас есть все, чтобы вести строительство на высочайшем уровне, с соблюдением всех экологических норм, выполнять современные требования по качеству дорожного полотна и его долговечности, по безопасности дорожного движения», — подчеркнул тогда глава государства.

После чего вице-премьер Марат Хуснуллин пообещал за пять лет построить и реконструировать более 4 тысяч км дорог, а еще 3 тысячи км расширить до четырех полос. Чуть раньше он заявил, что правительство рассчитывает привести в порядок 85% дорог в крупнейших агломерациях к 2023 году, а к 2024-му — еще и как минимум половину региональных дорог. А теперь взглянем на карту. Приемлемые показатели по части состояния дорог демонстрировали лишь пять регионов: Москва (97,6%), Ханты-Мансийский автономный округ (86,5%), Краснодарский край (84,6%), Челябинская область (83,1%) и Республика Ингушетия (81,6%). А у аутсайдера — Архангельской области — нормальных дорог оказалось лишь 13,3%, чуть больше километра из каждых десяти. Хотя у соседей в Вологодской области, почти таких же северян, их набралось 35,1%, у Карелии — 43,3%, у Коми — 51%.

Учтем: это показатель не обеспеченности регионов автодорогами, а лишь состояния уже имеющихся трактов, улиц и переулков. И в почти заполярном ХМАО за этим следят лучше, чем во многих благоприятных по климату регионах. Местный интернет-сайт автодорожных тендеров заполнен десятками победителей — это и акционерные общества, и ООО, и многочисленные индивидуальные предприниматели. Объемы работ тоже разные: от сотен тысяч рублей за устройство бетонного тротуара до десятков миллионов за ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия в целом поселке. Совокупно деньги уходят немалые: технологии используются дедовские, а материалы нередко экономят. Зато результат почти как в Москве. Впрочем, в Нижневартовске уже отремонтировали улицу Интернациональную по самой последней евротехнологии «георешетки», защищающей асфальт от высоких нагрузок, увеличивая срок его службы. Почему же в ХМАО все это получается, а у архангелогородцев не очень, особенно если сравнивать с Югрой?

Понятно, в нынешних условиях лесному краю по бюджетным доходам (и расходам!) невозможно соревноваться с нефтегазовым лидером страны. Но каковы могут быть долгосрочные перспективы у обделенного природными месторождениями населения? Надеяться, что геологи когда-нибудь найдут залежи углеводородов, железной руды, алмазов, или срочно сколачивать дедовские тротуары из сосновой доски? И куда деваться безлесным районам — например, Ставрополью или Калмыкии? Но главное: почему Германия, в отличие от Югры не добывающая ни нефти, ни газа, по строительству автобанов вдвое опережает Россию? А еще в этой стране совсем нет дорог-развалюх.

Впрочем, ответ известен: немецкие автодороги служат как минимум в пять раз дольше российских, их не нужно ремонтировать каждые два-три года и ежегодно «переасфальтировать», затрачивая гигантские силы и средства. Немцы на деле исповедуют старинный принцип рачительных хозяев: мы не так богаты, чтобы тратиться на дешевые, но недолговечные дороги.

Два года назад премьер Михаил Мишустин с гордостью сообщил о российском рекорде: в стране за 2022 год построено и отремонтировано более 22 тысяч км дорог. Через год — новое достижение. «Построено и реконструировано около 650 км федеральных и региональных трасс, почти втрое больше, чем годом ранее», — доложил глава правительства.

Но почему-то в обоих победных рапортах в единую цифру были сведены два разных показателя: «построено» и «отремонтировано». И отсутствовал третий: сколько километров уже имеющихся российских дорог перешли за это время в категорию «убитых»? В статистике государственной программы ликвидации аварийного жилья делается именно так: сообщается, сколько за такой-то срок расселено развалюх — и сколько ветхого жилья тем временем перешло в стадию аварийного. Это помогает лучше видеть реальную ситуацию.

Сколько денег мы тратим на бесконечные ремонты больших и малых автодорог России, не знает никто, хотя при нынешней цифровизации всего и вся можно было бы уже подсчитать. Но представляется, что Германия и Америка давно бы разорились на этом бюджетном «бизнесе». Потому что, по директивам Минстроя, в России установлены следующие гарантийные сроки для различных слоев «пирога» строящихся дорог: для земляного полотна и слоев основания дороги — не менее восьми лет, а для верхнего слоя — в зависимости от интенсивности движения. Если по участку проезжает более 20 тысяч автомобилей в сутки, то гарантия — минимум два года. Минимум четыре года — при интенсивности движения от 10 тысяч до 20 тысяч автомобилей в сутки. А если еще меньше, можно обойтись щебеночными трактами. То есть о 30-летних автобанах можно не мечтать.

Приведем показательный пример. В июне власти Москвы заявили о масштабном ремонте асфальта на МКАД — одной из главных и лучших магистралей города. Хотя ее капитально и полностью за громадные деньги реконструируют с 2012 года и, казалось бы, должны были вот-вот закончить. Но теперь заммэра по вопросам благоустройства и ЖКХ Петр Бирюков рассказал: асфальт поменяют на 10 участках внутренней стороны и на 18 участках внешней стороны МКАД. А еще на восьми развязках: Боровской, Варшавской, Дмитровской, Калужской, Киевской, Ленинградской, Бутовской и Волоколамской.

Главные слова в этом рассказе — «поменяют асфальт». Хотя с 2006 года в столице все кому не лень экспериментируют с разными технологиями производства и укладки такого покрытия самой напряженной по грузопотоку столичной магистрали. По этой проблеме проводились десятки экспериментов, защищались диссертации, пресса еще полтора десятка лет назад гремела в литавры: «Московские ученые изобрели сверхпрочный асфальт для городских дорог!» Увы: шума было сначала много, потом поменьше, а толку мало до сих пор.

Тем временем в США знаменитые хайвеи строят исключительно из бетона, и эти дороги составляют свыше 60% американских автотрасс. Все просто: даже по документам цементобетонное полотно в США может служить 30 лет, на практике — до полувека. А наш Росавтодор признается, что «гарантийные сроки для верхнего слоя автодороги составляют для асфальтобетонного покрытия от двух до восьми лет, минимальный гарантийный срок для нижнего слоя асфальтобетонного покрытия — пять лет». Но после «гарантийного» износа верхнего покрытия или нижнего слоя дорога не закрывается на капремонт — она служит, пока не развалится. После чего возникают новые проекты с освоением новых бюджетных средств.

Недавно в прессе появилась информация, что по заказу Федерального дорожного агентства разработаны новые стандарты проектирования составов асфальтобетонных смесей с «высокими эксплуатационными характеристиками в зависимости от транспортных нагрузок и климатических условий на конкретном участке строительства». Значит, будем с новым энтузиазмом наступать на старые грабли. И если в государствах Европы цементобетонное покрытие имеют 13-40% автотрасс, в Китае — около 50%, то в России их всего 1300 км — в 92 раза меньше, чем в США. Хотя ведущие цементники уверяют, что стране не хватает лишь специализированной техники и квалифицированных кадров. Сейчас нет дефицита цементов — российские заводы загружены примерно наполовину, сообщают руководители ведущих предприятий отрасли. Предприятия приближены к участкам строительства дорог, цемент не придется возить за тысячи километров. Совершенствуется нормативная база по дорожным бетонам и цементам. Иная ситуация с асфальтом: битумные производства в стране высоко загружены, его стоимость неуклонно растет...

Россия тоже могла стать «страной автобанов и хайвеев». В 1970-е было решено освоить массовое строительство цементобетонных дорог, применяя инновационные машины со скользящей опалубкой на гусеничном ходу. Для этого из США привезли бетоноукладочные комплексы «Автогрейд». Но вскоре строительство таких магистралей начало сворачиваться. Выяснилось, что советские «бетонки» быстро выходят из строя из-за растрескавшихся температурных швов и раскрошившегося поверхностного слоя. Причина была в отсутствии пластифицирующих добавок и герметизирующих материалов. Сказалась и неопытность дорожников, из-за чего купить на грош пятаков не получилось. Вмешались и нефтяники, которым из-за тогдашней низкой глубины переработки добываемой нефти оказалось некуда девать громаду попутно получаемого битума. Сегодня все эти минусы былых времен легко преодолимы, и даже свободного битума на рынке нет, но куда девать целую «асфальтовую индустрию»?

Впрочем, соседняя Грузия объявила о переходе на современные дороги в 2006 году и очень быстро продвигается по этому «цементобетонному» пути. Может быть, у них поучиться?

Но четыре года назад правительством РФ была утверждена «Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года», где указано, что к 2030 году доля ввода в эксплуатацию дорог с цементобетонным покрытием в общем объеме строительства должна составлять до 50%. Как и многие чудесные планы, этот тоже сдвигается к линии горизонта.

Почему в России продукты дорожают, а в Китае дешевеют?

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Россия стала одним из мировых лидеров по экспорту продовольствия и даже обещает чуть ли не накормить весь мир экологичными продуктами. Но как обстоит дело с питанием внутри страны? На днях президент Владимир...

Экономика 00:01 / 25 Октября 2024 10374
Идут белые снеги

Наступающая зима станет очередным испытанием для коммунальных служб и граждан - в этом нет сомнений

Александр Киденис
Труд
Многие будущие виновники ЧП уже готовы к оправданиям: мол, нечем ремонтировать. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд обещает нам аномальную зиму 2024-2025 годов с резкими перепадами температуры и рекордными осадками — самую снежную за 300 лет. Слушаешь такие прогнозы и заранее...

Бюджетные деньги были переведены учрежденной «Роснано» компании «Пластик Лоджик», не имевшей технологий и кадров для создания подобных устройств 

Экс-глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Фото: © Anatoly Lomokhov, globallookpress.com

Бывшие руководители государственной корпорации «Роснано» похитили более 13 миллиардов рублей, выделенных из бюджета страны для производства устройств на основе так называемой гибкой электроники. Последние получили в народе...

Почему на фоне роста благосостояния гражданам все больше нравится секонд-хенд

Александр Киденис
Труд
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Продажи подержанных автомашин в России бьют рекорды: более 560 тысяч штук только за август. Ажиотажный спрос, до 30% и выше, зафиксирован на бывшую в употреблении технику и электронику, а также на компьютеры...

Странные вещи происходят на российском продовольственном рынке

Александр Киденис
Труд
В подорожании масла в «Союзмолоке» обвинили россиян, которые съели аномально много... мороженого. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Екатеринбурге случилось небывалое: гангстеры обокрали не ювелирный или винно-водочный магазин, а молочный: похитили... сливочное масло. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, что операция была не спонтанной, а продуманной....

«Друзья России - армия, флот и крепкие финансы», - заявил глава Минфина Антон Силуанов

Труд
Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

Вячеслав Володин, председатель Государственной думы — Если анализировать заявления прежних лет: Вот отдадим [электроэнергетику] частникам — и они будут наращивать мощности. Что нарастили-то? В атомной энергетике...

Экономика 00:02 / 11 Октября 2024 5191
Свечку не держали

Министер сельского хозяйства Оксана Лут призвала молиться богу о дожде

Алекс Зверев
Труд
Министер сельского хозяйства Оксана Лут. Фото: Sergey Elagin, globallookpress.com

Что творится у нас на продовольственном рынке, одному Богу известно. Или, возможно, покровителю урожая Илье-пророку. В начале октября Михаил Мишустин заявлял о рекордных урожаях. «Мы ждем еще результатов этого...

Соответствующий указ с целью достижения установленных показателей национального проекта «Международная кооперация и экспорт» подписал Махмуд-Али Калиматов

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Еще одной задачей совета станет создание благоприятных условий для осуществления экспортной деятельности. В его состав включены председатель регионального правительства Владимир Сластенин,  вице-премьеры, представители регминистерств, экономических...

Единственный производитель алюминиевой тары – компания «Урбан Крафт» – объявила о переходе с полулитровых банок на 0,45 

Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Пиво в банках объемом 0,5 литра больше не будет доступно в России, равно как и любые другие напитки. Об этом в четверг, 31 октября сообщает Telegram-канал Mash. По данным обозревателей, единственный в стране производитель алюминиевой упаковки...

Мероприятие пройдет в рамках празднования Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

В Ингушетии состоится ярмарка «Дошо Гуйре». Она пройдет в рамках празднования Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Глава республики Махмуд-Али Калиматов отметил, что событие должно привлечь множество...

Где стране с дефицитом населения найти кандидатов на «безнадежные» вакансии?

Александр Киденис
Труд
Фото: Aleksander Polyakov, globallookpress.com

Во вторник, 1 октября, отмечался День пожилого человека. И статистики порадовали сообщением о росте численности работающих пенсионеров в России — более чем на миллион за последнюю пятилетку. При...

Президент России намерен предложить коллегам создать новую глобальную финансово-платежную систему

Фото: Михаил Метцель/пул Кремля, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин представит на саммите БРИКС в Казани план по разрушению долларовой системы. Об этом сообщило издание The Economist. Как сказано в статье, Путин намерен предложить лидерам стран – членов объединения создать...

Власти региона активно работают над повышением доходной базы бюджета, и в 2024 году это принесло свои плоды 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Руководство Ингушетии прилагает все усилия, чтобы достичь стабильного социально-экономического развития региона, и сумело добиться сокращения просроченной задолженности перед федеральным центром. Глава региона Махмуд-Али Калиматов подчеркнул,...

Экономика 00:09 / 15 Ноября 2024 4264
Игра в бутылочку

Государственная дума и Совет Федерации ударили по злостным виновникам падения рождаемости с двух сторон

Марина Крючкова, Максим Башкеев
Труд
За первое полугодие в России родились 599,6 тысячи детей — абсолютный минимум за нашу новейшую историю. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На минувшей неделе, кто не заметил, у нас отличились сразу обе палаты парламента. Госдума мигом, во втором и третьем чтениях, приняла закон о запрете пропаганды чайлдфри. А Совет Федерации, зайдя на цель...

В ходе своего выступления на форуме глава РФ отметил, что доллар сегодня используется как оружие, что является «большой ошибкой тех, кто это делает» 

Фото: http://kremlin.ru

Президент России Владимир Путин на саммите БРИКС в Казани после завершения заседания организации в расширенном составе ознакомился с символической «купюрой БРИКС». Об этом в среду, 23 октября сообщает «РИА Новости». Журналисты...

В России предложили строить авиадеревни. А пока аэродромы закрываются, а замену кукурузнику пока так и не нашли

Анатолий Журин
Труд
Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

В бескрайней России только малая авиация способна обеспечить транспортную доступность для жителей провинции. Вопрос в том, как это сделать, если отрасль в кризисе, аэродромы закрываются, а замену кукурузнику пока так и не нашли....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?