Главная Экономика 00:01 09 Августа 2024 6834
Бес дорожный попутал

Почему богатая страна строит дешевые, но недолговечные автомагистрали

Александр Киденис
Россия тоже могла стать «страной автобанов и хайвеев». Но увы – не срослось. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

«Автодорожная сеть в России деградирует», — прямо заявил министр транспорта Роман Старовойт на заседании комитета по развитию транспортной инфраструктуры Госдумы. И предложил не начинать новые большие стройки, пока не приведены в порядок уже существующие автомагистрали. А ведь не хватает и тех и других.

Между тем два года назад на совещании по вопросам дорожного строительства президент Владимир Путин потребовал привести в нормативное состояние не менее 85% всей опорной сети дорог страны (138 тысяч км ) в течение пяти лет, не останавливая нового строительства. «У нас есть все, чтобы вести строительство на высочайшем уровне, с соблюдением всех экологических норм, выполнять современные требования по качеству дорожного полотна и его долговечности, по безопасности дорожного движения», — подчеркнул тогда глава государства.

После чего вице-премьер Марат Хуснуллин пообещал за пять лет построить и реконструировать более 4 тысяч км дорог, а еще 3 тысячи км расширить до четырех полос. Чуть раньше он заявил, что правительство рассчитывает привести в порядок 85% дорог в крупнейших агломерациях к 2023 году, а к 2024-му — еще и как минимум половину региональных дорог. А теперь взглянем на карту. Приемлемые показатели по части состояния дорог демонстрировали лишь пять регионов: Москва (97,6%), Ханты-Мансийский автономный округ (86,5%), Краснодарский край (84,6%), Челябинская область (83,1%) и Республика Ингушетия (81,6%). А у аутсайдера — Архангельской области — нормальных дорог оказалось лишь 13,3%, чуть больше километра из каждых десяти. Хотя у соседей в Вологодской области, почти таких же северян, их набралось 35,1%, у Карелии — 43,3%, у Коми — 51%.

Учтем: это показатель не обеспеченности регионов автодорогами, а лишь состояния уже имеющихся трактов, улиц и переулков. И в почти заполярном ХМАО за этим следят лучше, чем во многих благоприятных по климату регионах. Местный интернет-сайт автодорожных тендеров заполнен десятками победителей — это и акционерные общества, и ООО, и многочисленные индивидуальные предприниматели. Объемы работ тоже разные: от сотен тысяч рублей за устройство бетонного тротуара до десятков миллионов за ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия в целом поселке. Совокупно деньги уходят немалые: технологии используются дедовские, а материалы нередко экономят. Зато результат почти как в Москве. Впрочем, в Нижневартовске уже отремонтировали улицу Интернациональную по самой последней евротехнологии «георешетки», защищающей асфальт от высоких нагрузок, увеличивая срок его службы. Почему же в ХМАО все это получается, а у архангелогородцев не очень, особенно если сравнивать с Югрой?

Понятно, в нынешних условиях лесному краю по бюджетным доходам (и расходам!) невозможно соревноваться с нефтегазовым лидером страны. Но каковы могут быть долгосрочные перспективы у обделенного природными месторождениями населения? Надеяться, что геологи когда-нибудь найдут залежи углеводородов, железной руды, алмазов, или срочно сколачивать дедовские тротуары из сосновой доски? И куда деваться безлесным районам — например, Ставрополью или Калмыкии? Но главное: почему Германия, в отличие от Югры не добывающая ни нефти, ни газа, по строительству автобанов вдвое опережает Россию? А еще в этой стране совсем нет дорог-развалюх.

Впрочем, ответ известен: немецкие автодороги служат как минимум в пять раз дольше российских, их не нужно ремонтировать каждые два-три года и ежегодно «переасфальтировать», затрачивая гигантские силы и средства. Немцы на деле исповедуют старинный принцип рачительных хозяев: мы не так богаты, чтобы тратиться на дешевые, но недолговечные дороги.

Два года назад премьер Михаил Мишустин с гордостью сообщил о российском рекорде: в стране за 2022 год построено и отремонтировано более 22 тысяч км дорог. Через год — новое достижение. «Построено и реконструировано около 650 км федеральных и региональных трасс, почти втрое больше, чем годом ранее», — доложил глава правительства.

Но почему-то в обоих победных рапортах в единую цифру были сведены два разных показателя: «построено» и «отремонтировано». И отсутствовал третий: сколько километров уже имеющихся российских дорог перешли за это время в категорию «убитых»? В статистике государственной программы ликвидации аварийного жилья делается именно так: сообщается, сколько за такой-то срок расселено развалюх — и сколько ветхого жилья тем временем перешло в стадию аварийного. Это помогает лучше видеть реальную ситуацию.

Сколько денег мы тратим на бесконечные ремонты больших и малых автодорог России, не знает никто, хотя при нынешней цифровизации всего и вся можно было бы уже подсчитать. Но представляется, что Германия и Америка давно бы разорились на этом бюджетном «бизнесе». Потому что, по директивам Минстроя, в России установлены следующие гарантийные сроки для различных слоев «пирога» строящихся дорог: для земляного полотна и слоев основания дороги — не менее восьми лет, а для верхнего слоя — в зависимости от интенсивности движения. Если по участку проезжает более 20 тысяч автомобилей в сутки, то гарантия — минимум два года. Минимум четыре года — при интенсивности движения от 10 тысяч до 20 тысяч автомобилей в сутки. А если еще меньше, можно обойтись щебеночными трактами. То есть о 30-летних автобанах можно не мечтать.

Приведем показательный пример. В июне власти Москвы заявили о масштабном ремонте асфальта на МКАД — одной из главных и лучших магистралей города. Хотя ее капитально и полностью за громадные деньги реконструируют с 2012 года и, казалось бы, должны были вот-вот закончить. Но теперь заммэра по вопросам благоустройства и ЖКХ Петр Бирюков рассказал: асфальт поменяют на 10 участках внутренней стороны и на 18 участках внешней стороны МКАД. А еще на восьми развязках: Боровской, Варшавской, Дмитровской, Калужской, Киевской, Ленинградской, Бутовской и Волоколамской.

Главные слова в этом рассказе — «поменяют асфальт». Хотя с 2006 года в столице все кому не лень экспериментируют с разными технологиями производства и укладки такого покрытия самой напряженной по грузопотоку столичной магистрали. По этой проблеме проводились десятки экспериментов, защищались диссертации, пресса еще полтора десятка лет назад гремела в литавры: «Московские ученые изобрели сверхпрочный асфальт для городских дорог!» Увы: шума было сначала много, потом поменьше, а толку мало до сих пор.

Тем временем в США знаменитые хайвеи строят исключительно из бетона, и эти дороги составляют свыше 60% американских автотрасс. Все просто: даже по документам цементобетонное полотно в США может служить 30 лет, на практике — до полувека. А наш Росавтодор признается, что «гарантийные сроки для верхнего слоя автодороги составляют для асфальтобетонного покрытия от двух до восьми лет, минимальный гарантийный срок для нижнего слоя асфальтобетонного покрытия — пять лет». Но после «гарантийного» износа верхнего покрытия или нижнего слоя дорога не закрывается на капремонт — она служит, пока не развалится. После чего возникают новые проекты с освоением новых бюджетных средств.

Недавно в прессе появилась информация, что по заказу Федерального дорожного агентства разработаны новые стандарты проектирования составов асфальтобетонных смесей с «высокими эксплуатационными характеристиками в зависимости от транспортных нагрузок и климатических условий на конкретном участке строительства». Значит, будем с новым энтузиазмом наступать на старые грабли. И если в государствах Европы цементобетонное покрытие имеют 13-40% автотрасс, в Китае — около 50%, то в России их всего 1300 км — в 92 раза меньше, чем в США. Хотя ведущие цементники уверяют, что стране не хватает лишь специализированной техники и квалифицированных кадров. Сейчас нет дефицита цементов — российские заводы загружены примерно наполовину, сообщают руководители ведущих предприятий отрасли. Предприятия приближены к участкам строительства дорог, цемент не придется возить за тысячи километров. Совершенствуется нормативная база по дорожным бетонам и цементам. Иная ситуация с асфальтом: битумные производства в стране высоко загружены, его стоимость неуклонно растет...

Россия тоже могла стать «страной автобанов и хайвеев». В 1970-е было решено освоить массовое строительство цементобетонных дорог, применяя инновационные машины со скользящей опалубкой на гусеничном ходу. Для этого из США привезли бетоноукладочные комплексы «Автогрейд». Но вскоре строительство таких магистралей начало сворачиваться. Выяснилось, что советские «бетонки» быстро выходят из строя из-за растрескавшихся температурных швов и раскрошившегося поверхностного слоя. Причина была в отсутствии пластифицирующих добавок и герметизирующих материалов. Сказалась и неопытность дорожников, из-за чего купить на грош пятаков не получилось. Вмешались и нефтяники, которым из-за тогдашней низкой глубины переработки добываемой нефти оказалось некуда девать громаду попутно получаемого битума. Сегодня все эти минусы былых времен легко преодолимы, и даже свободного битума на рынке нет, но куда девать целую «асфальтовую индустрию»?

Впрочем, соседняя Грузия объявила о переходе на современные дороги в 2006 году и очень быстро продвигается по этому «цементобетонному» пути. Может быть, у них поучиться?

Но четыре года назад правительством РФ была утверждена «Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года», где указано, что к 2030 году доля ввода в эксплуатацию дорог с цементобетонным покрытием в общем объеме строительства должна составлять до 50%. Как и многие чудесные планы, этот тоже сдвигается к линии горизонта.

Экономика 00:01 / 14 Марта 2025 7583
Их не догонят

Почему цены на продукты растут быстрее зарплаты?

Александр Киденис
Труд
В Госдуме задумались о регулировании цен. Во времена СССР это было чревато дефицитом. Фото: Размик Закарян/Ura.ru, globallookpress.com

В Госдуме идет обсуждение проекта федерального закона, ограничивающего торговые наценки на социально значимые продукты питания. Такой порядок существовал в советские времена, что неизменно оборачивалось дефицитом. Как сложится...

Нас должно быть больше. Но как от слов перейти к делу исправления демографической ситуации?

Александр Киденис
Труд
За год в России почти четверть миллиона как корова языком слизала. Фото: Сергей Фомин/Russian Look, globallookpress.com

«Та страна богаче, где проживает больше людей», — писал английский классик политэкономии Давид Рикардо, один из отцов-основателей современной экономической науки. Однако наша Россия по этой формуле с каждым...

Экономика 00:01 / 07 Марта 2025 5052
Слив в оффшор

Почему тарифы ЖКХ растут быстрее, чем пенсии и зарплаты

Александр Киденис
Труд
Самая большая неприятность впереди: летом нас ожидает увеличение коммунальных тарифов на электроэнергию, воду и отопление. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

В новом году цены на социально значимые товары и услуги растут как на дрожжах. В январе подорожали общественный транспорт, вывоз мусора, взносы на капремонт многоквартирных домов и даже пошлина на расторжение...

По версии надзорного ведомства, два топ-менеджера газового холдинга обеспечивали выгодные контракты для подконтрольных им фирм

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Бывший топ-менеджер энергетического блока группы «Газпром» Алексей Митюшов и бывший глава департамента маркетинга «Газпрома», генеральный директор компании «Русхимальянс» Кирилл Селезнев вывели из активов...

Как пишет британский журнал The Economist, в ее условиях отсутствуют «более широкие гарантии безопасности»

Фото: Геннадий Минченко/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Занимающий пост президента Украины Владимир Зеленский не станет подписывать второе соглашение с США о разработке полезных ископаемых, если в нем не будут прописаны гарантии безопасности для Украины. Об этом сообщил британский журнал The Economist...

«У Банка России нет таких полномочий по законодательству, нет», - заявила глава Центробанка

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Банк России не станет замораживать вклады просто потому, что не обладает соответствующими полномочиями, в которых и не нуждается. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявила председатель Центробанка Эльвира Набиуллина. «У Банка России...

Лозунг «Спи скорей: твоя подушка нужна другому!» берут на вооружение хозяева ночлежек и граждане, сдающие жильцам квартиры

Ольга Лернер
Труд
Фото: David Oxberry/moodboard, globallookpress.com

«Спи скорей: твоя подушка нужна другому!» — такой плакат сатирик Михаил Зощенко подметил когда-то в доме отдыха рабочих в крымской Феодосии. Сегодня в России этот лозунг берут на вооружение хозяева...

Экономика 00:01 / 21 Февраля 2025 3699
Свистать всех назад

Российский авторынок ожидает возврата южнокорейских и японских автомобилей, а маркетплейсы и супермаркеты - модных товаров из Европы

Александр Киденис
Труд
Потери экономики России от ухода из страны зарубежных компаний за последние три года оцениваются в $100 миллиардов. Фото: Сергей Лантюхов/news.ru, globallookpress.com

В России восстанавливается потребительский спрос: по данным СберИндекса, в 2024 году объемы розничной торговли в стране выросли на 15%. Правда, наибольшим спросом пользовались товары для животных (на Wildberries...

Деньги не пахнут: дачные туалеты обложат налогом. А также бани и теплицы

Ирина Хмара
Труд
Налоговики решили напомнить о том, что постройки с фундаментом обложены налогом. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Паника среди дачников и сельчан: граждан, у которых на участках есть бани, теплицы и туалеты, теперь заставят платить за них налог. «Это что, шутка?!» — бурлят соцсети. Да не совсем....

Одно время показалось, что мы шагнули в новую эру. А по сути, погружались в кредиты и долги

Надежда Арабкина
Труд
В этой куче вышедших в тираж телефонов есть такие, которые и сейчас работали бы. Фото: Bernhard Kreutzer/imagebroker.com, globallookpress.com

— Ваш автомобиль пора выбросить, возьмите кредит и купите новый, у нас сегодня хорошие условия по обмену, — выдал мне бесплатный совет приемщик в сервис-центре. На вид ему было хорошо за 50,...

Государство наконец-то занялось мерами по обузданию бедствия, давно охватившего страну. Но увы: они недостаточны и явно запоздали

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Типичная жертва мошенника - пенсионер. Фото: Matthias Balk/dpa, globallookpress.com

В Госдуму внесен проект федерального закона «О создании государственных информационных систем по противодействию правонарушениям (преступлениям), совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий»....

Россиянам сегодня почему-то не меняют доллары

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Проблема внезапного вывода из оборота денег в связи с заменой старых купюр или переходом на новые деньги всегда ущемляет рядовых граждан. Те регулярно страдают от финансовых маневров государств, валютных зон, Центробанков. Помнится,...

Экономика 00:11 / 14 Марта 2025 3386
К вам едет ревизор

Сотни ревизоров инкогнито отправятся в этом году инспектировать российские отели и рестораны

Максим Башкеев
Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Перед ними поставлена задача: выявить слабые места в отечественной индустрии гостеприимства и помочь исправить ошибки. На что будут обращать внимание проверяющие и помогут ли они повысить уровень сервиса? «Отвратительный...

По сравнению с прошлым годом сумма в платежках может подпрыгнуть на 20-30%

Евгений Акатов
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

По прогнозам специалистов, россияне в 2025 году столкнутся с заметным подорожанием услуг ЖКХ. Сумма в платежках может подпрыгнуть на 20-30% по сравнению с прошлым годом. Неужели нельзя обуздать тарифные аппетиты? Дмитрий...

… А также перепечи, калитки и ярушки

Максим Башкеев
Труд
Как еда помогает развивать туризм и смежные с ним отрасли? Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Гастрономическая карта, составленная Роспатентом, уже содержит больше двух сотен региональных брендов. Среди них и привычные уху названия, и экзотика: перепечи, калитки, ярушки и посикунчики. Как еда помогает развивать туризм...

Где поставить запятую, подсказал... фудшеринг!

Марина Крючкова
Труд
Фото: Helmut Fricke/dpa, globallookpress.com

Они называют себя «спасатели пищи». Хотя в 1960-х, когда волонтер Джон ван Хенгель в США предложил создать «банк еды» и раздавать ее неимущим, вместо того чтоб относить на свалку, речь шла о спасении...