Главная Экономика 00:01 09 Августа 2024 6285
Бес дорожный попутал

Почему богатая страна строит дешевые, но недолговечные автомагистрали

Александр Киденис
Россия тоже могла стать «страной автобанов и хайвеев». Но увы – не срослось. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

«Автодорожная сеть в России деградирует», — прямо заявил министр транспорта Роман Старовойт на заседании комитета по развитию транспортной инфраструктуры Госдумы. И предложил не начинать новые большие стройки, пока не приведены в порядок уже существующие автомагистрали. А ведь не хватает и тех и других.

Между тем два года назад на совещании по вопросам дорожного строительства президент Владимир Путин потребовал привести в нормативное состояние не менее 85% всей опорной сети дорог страны (138 тысяч км ) в течение пяти лет, не останавливая нового строительства. «У нас есть все, чтобы вести строительство на высочайшем уровне, с соблюдением всех экологических норм, выполнять современные требования по качеству дорожного полотна и его долговечности, по безопасности дорожного движения», — подчеркнул тогда глава государства.

После чего вице-премьер Марат Хуснуллин пообещал за пять лет построить и реконструировать более 4 тысяч км дорог, а еще 3 тысячи км расширить до четырех полос. Чуть раньше он заявил, что правительство рассчитывает привести в порядок 85% дорог в крупнейших агломерациях к 2023 году, а к 2024-му — еще и как минимум половину региональных дорог. А теперь взглянем на карту. Приемлемые показатели по части состояния дорог демонстрировали лишь пять регионов: Москва (97,6%), Ханты-Мансийский автономный округ (86,5%), Краснодарский край (84,6%), Челябинская область (83,1%) и Республика Ингушетия (81,6%). А у аутсайдера — Архангельской области — нормальных дорог оказалось лишь 13,3%, чуть больше километра из каждых десяти. Хотя у соседей в Вологодской области, почти таких же северян, их набралось 35,1%, у Карелии — 43,3%, у Коми — 51%.

Учтем: это показатель не обеспеченности регионов автодорогами, а лишь состояния уже имеющихся трактов, улиц и переулков. И в почти заполярном ХМАО за этим следят лучше, чем во многих благоприятных по климату регионах. Местный интернет-сайт автодорожных тендеров заполнен десятками победителей — это и акционерные общества, и ООО, и многочисленные индивидуальные предприниматели. Объемы работ тоже разные: от сотен тысяч рублей за устройство бетонного тротуара до десятков миллионов за ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия в целом поселке. Совокупно деньги уходят немалые: технологии используются дедовские, а материалы нередко экономят. Зато результат почти как в Москве. Впрочем, в Нижневартовске уже отремонтировали улицу Интернациональную по самой последней евротехнологии «георешетки», защищающей асфальт от высоких нагрузок, увеличивая срок его службы. Почему же в ХМАО все это получается, а у архангелогородцев не очень, особенно если сравнивать с Югрой?

Понятно, в нынешних условиях лесному краю по бюджетным доходам (и расходам!) невозможно соревноваться с нефтегазовым лидером страны. Но каковы могут быть долгосрочные перспективы у обделенного природными месторождениями населения? Надеяться, что геологи когда-нибудь найдут залежи углеводородов, железной руды, алмазов, или срочно сколачивать дедовские тротуары из сосновой доски? И куда деваться безлесным районам — например, Ставрополью или Калмыкии? Но главное: почему Германия, в отличие от Югры не добывающая ни нефти, ни газа, по строительству автобанов вдвое опережает Россию? А еще в этой стране совсем нет дорог-развалюх.

Впрочем, ответ известен: немецкие автодороги служат как минимум в пять раз дольше российских, их не нужно ремонтировать каждые два-три года и ежегодно «переасфальтировать», затрачивая гигантские силы и средства. Немцы на деле исповедуют старинный принцип рачительных хозяев: мы не так богаты, чтобы тратиться на дешевые, но недолговечные дороги.

Два года назад премьер Михаил Мишустин с гордостью сообщил о российском рекорде: в стране за 2022 год построено и отремонтировано более 22 тысяч км дорог. Через год — новое достижение. «Построено и реконструировано около 650 км федеральных и региональных трасс, почти втрое больше, чем годом ранее», — доложил глава правительства.

Но почему-то в обоих победных рапортах в единую цифру были сведены два разных показателя: «построено» и «отремонтировано». И отсутствовал третий: сколько километров уже имеющихся российских дорог перешли за это время в категорию «убитых»? В статистике государственной программы ликвидации аварийного жилья делается именно так: сообщается, сколько за такой-то срок расселено развалюх — и сколько ветхого жилья тем временем перешло в стадию аварийного. Это помогает лучше видеть реальную ситуацию.

Сколько денег мы тратим на бесконечные ремонты больших и малых автодорог России, не знает никто, хотя при нынешней цифровизации всего и вся можно было бы уже подсчитать. Но представляется, что Германия и Америка давно бы разорились на этом бюджетном «бизнесе». Потому что, по директивам Минстроя, в России установлены следующие гарантийные сроки для различных слоев «пирога» строящихся дорог: для земляного полотна и слоев основания дороги — не менее восьми лет, а для верхнего слоя — в зависимости от интенсивности движения. Если по участку проезжает более 20 тысяч автомобилей в сутки, то гарантия — минимум два года. Минимум четыре года — при интенсивности движения от 10 тысяч до 20 тысяч автомобилей в сутки. А если еще меньше, можно обойтись щебеночными трактами. То есть о 30-летних автобанах можно не мечтать.

Приведем показательный пример. В июне власти Москвы заявили о масштабном ремонте асфальта на МКАД — одной из главных и лучших магистралей города. Хотя ее капитально и полностью за громадные деньги реконструируют с 2012 года и, казалось бы, должны были вот-вот закончить. Но теперь заммэра по вопросам благоустройства и ЖКХ Петр Бирюков рассказал: асфальт поменяют на 10 участках внутренней стороны и на 18 участках внешней стороны МКАД. А еще на восьми развязках: Боровской, Варшавской, Дмитровской, Калужской, Киевской, Ленинградской, Бутовской и Волоколамской.

Главные слова в этом рассказе — «поменяют асфальт». Хотя с 2006 года в столице все кому не лень экспериментируют с разными технологиями производства и укладки такого покрытия самой напряженной по грузопотоку столичной магистрали. По этой проблеме проводились десятки экспериментов, защищались диссертации, пресса еще полтора десятка лет назад гремела в литавры: «Московские ученые изобрели сверхпрочный асфальт для городских дорог!» Увы: шума было сначала много, потом поменьше, а толку мало до сих пор.

Тем временем в США знаменитые хайвеи строят исключительно из бетона, и эти дороги составляют свыше 60% американских автотрасс. Все просто: даже по документам цементобетонное полотно в США может служить 30 лет, на практике — до полувека. А наш Росавтодор признается, что «гарантийные сроки для верхнего слоя автодороги составляют для асфальтобетонного покрытия от двух до восьми лет, минимальный гарантийный срок для нижнего слоя асфальтобетонного покрытия — пять лет». Но после «гарантийного» износа верхнего покрытия или нижнего слоя дорога не закрывается на капремонт — она служит, пока не развалится. После чего возникают новые проекты с освоением новых бюджетных средств.

Недавно в прессе появилась информация, что по заказу Федерального дорожного агентства разработаны новые стандарты проектирования составов асфальтобетонных смесей с «высокими эксплуатационными характеристиками в зависимости от транспортных нагрузок и климатических условий на конкретном участке строительства». Значит, будем с новым энтузиазмом наступать на старые грабли. И если в государствах Европы цементобетонное покрытие имеют 13-40% автотрасс, в Китае — около 50%, то в России их всего 1300 км — в 92 раза меньше, чем в США. Хотя ведущие цементники уверяют, что стране не хватает лишь специализированной техники и квалифицированных кадров. Сейчас нет дефицита цементов — российские заводы загружены примерно наполовину, сообщают руководители ведущих предприятий отрасли. Предприятия приближены к участкам строительства дорог, цемент не придется возить за тысячи километров. Совершенствуется нормативная база по дорожным бетонам и цементам. Иная ситуация с асфальтом: битумные производства в стране высоко загружены, его стоимость неуклонно растет...

Россия тоже могла стать «страной автобанов и хайвеев». В 1970-е было решено освоить массовое строительство цементобетонных дорог, применяя инновационные машины со скользящей опалубкой на гусеничном ходу. Для этого из США привезли бетоноукладочные комплексы «Автогрейд». Но вскоре строительство таких магистралей начало сворачиваться. Выяснилось, что советские «бетонки» быстро выходят из строя из-за растрескавшихся температурных швов и раскрошившегося поверхностного слоя. Причина была в отсутствии пластифицирующих добавок и герметизирующих материалов. Сказалась и неопытность дорожников, из-за чего купить на грош пятаков не получилось. Вмешались и нефтяники, которым из-за тогдашней низкой глубины переработки добываемой нефти оказалось некуда девать громаду попутно получаемого битума. Сегодня все эти минусы былых времен легко преодолимы, и даже свободного битума на рынке нет, но куда девать целую «асфальтовую индустрию»?

Впрочем, соседняя Грузия объявила о переходе на современные дороги в 2006 году и очень быстро продвигается по этому «цементобетонному» пути. Может быть, у них поучиться?

Но четыре года назад правительством РФ была утверждена «Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года», где указано, что к 2030 году доля ввода в эксплуатацию дорог с цементобетонным покрытием в общем объеме строительства должна составлять до 50%. Как и многие чудесные планы, этот тоже сдвигается к линии горизонта.

Экономика 00:01 / 30 Августа 2024 10481
Черная дыра ЖКХ

Почему коммунальное хозяйство России превратилось в головную боль для властей и потребителей?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Самая тяжелая ситуация с теплоснабжением, без которого в России нормально жить невозможно. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Как написал журнал Forbes со ссылкой на проект рекомендаций по ключевым проблемам ЖКХ, поданных в Совет Госдумы, рассматривается идея возврата к долгосрочным, на пять лет, тарифам ЖКХ. Депутаты, озабоченные проблемами...

Экономика 00:01 / 16 Августа 2024 8907
Я бы в майнеры пошел…

Есть теперь такая профессия: деньги делать

Александр Киденис
Труд
Между прочим, по объемам добычи криптовалют Россия занимает второе место в мире , уступая лишь США. Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

В России с 1 ноября 2024 года легализуется майнинг — деятельность по добыче криптовалют. По сути, гражданам официально разрешат изготавливать на своих компьютерах трансграничные «виртуальные деньги»....

Перебои с электроснабжением на юге России высветили системную, острую и важную проблему

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
В знойном июле весь юг России столкнулся с острой нехваткой электроэнергии. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Краснодаре люди, не выдержав бытовых невзгод, вышли на стихийный митинг, перекрыв несколько улиц. Как пишут в соцсетях, многочасовые отключения электричества наблюдались по всему городу 10 дней и не прекращались...

Вот министр финансов Антон Силуанов посоветовал гражданам инвестировать в облигации федерального займа

Евгений Акатов
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Министр финансов Антон Силуанов посоветовал гражданам инвестировать в облигации федерального займа. ОФЗ, по его словам, очень надежный инструмент для вложения. Кроме того, министр рекомендовал вкладывать средства в образование...

«Правительство США каждый день берет в долг 10 миллиардов долларов», - отметил бизнесмен Ким Дотком

Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Появление у стран – членов БРИКС своей финансовой системы приведет к неизбежному экономическому разрушению США. Такое мнение высказал немецко-финский предприниматель, бывший владелец крупнейшего файлообменника Megaupload Ким Дотком. «Правительство...

Экономика 00:04 / 16 Августа 2024 6625
Крепись, арендатор!

Аренда квартир и коммерческой недвижимости в российских городах заметно подорожала

Алексей Подшибякин, эксперт в области недвижимости
Труд
Рынок аренды переживает ренессанс. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

В обеих столицах цены на жилье уже выросли на 40% — и это не предел. Так рынок жилья отреагировал на действия ЦБ. Очередное повышение ключевой ставки привело к пересмотру базовых ипотечных программ,...

Правительство готовит план переезда госкорпораций в регионы. Что и кому это даст?

Александр Киденис
Труд
Например, «РЖД» предлагается переселить на Урал. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

«В Сибирь надо бы переводить определенные федеральные структуры или как минимум переводить туда те наши крупные компании и головные офисы, которые там работают, а основные налоги платят в Москве», —...

В России вновь заговорили о фудшеринге - бесплатном распределении продуктов питания с истекающим сроком годности среди нуждающихся

Максим Башкеев
Труд
Питерский проект «Общественный холодильник» просуществовал меньше суток. Фото: Sina Schuldt/dpa, globallookpress.com

На этот раз после внесения в Госдуму предложений, которые должны наконец-то сделать это явление массовым. Основные постулаты законопроекта таковы: пятикратное увеличение объема не облагаемых налогом на прибыль благотворительных...

В России наблюдается бум потребительских расходов. Почему же народ закупается, как в последний раз?

Евгений Акатов
Труд
Фото: Антон Белицкий, globallookpress.com

Экономисты отмечают бум потребительских расходов в России: реальные зарплаты выросли на 14%, а потребление товаров и услуг — на все 25%. За год трафик маркетплейсов подскочил больше чем на 70%. Траты...

Планируется закупить 10 пар таких погон для генерал-майора и пять пар - для генерал-лейтенанта

Фото: Archives Russian/Russian Look, globallookpress.com

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России объявила тендер на хрустальные погоны. Соответствующая информация опубликована на официальном интернет-портале государственных закупок. Аукцион был объявлен Центром государственного имущества...

Соединенные Штаты требуют гарантий сохранения антироссийских санкций Евросоюза

Фото: Guenter Fischer/imagebroker.com, globallookpress.com

Причиной пробуксовки переговоров о выделении Украине помощи в размере 50 миллиардов долларов за счет использования прибыли от замороженных российских активов являются требования США: они хотят гарантий сохранения санкций Европейского союза против...

«Почему американские налогоплательщики платят за оборону Европы, когда Европа вполне способна сделать это сама?» - задался вопросом миллиардер
Фото: © Britta Pedersen, globallookpress.com

США вкладывают в Североатлантический альянс «до абсурдного» больше, чем остальные члены НАТО. Об этом заявил американский миллиардер, основатель компаний Tesla и SpaceX Илон Маск. «Что касается НАТО, то сумма, вносимая Соединенными...

Далеко не все клиенты микрофинансовых организаций читают в договорах о кредитах текст мелким шрифтом

Алекс Зверев
Труд
Спрос на услуги МФО в России огромный. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

«Я уже не могу видеть по телевизору страшные трагедии людей, которые берут кредиты в микрофинансовых организациях, а потом квартиры отдают, деньги большие. А нельзя ли вообще закрыть МФО?» —...

Государство сейчас делает все возможное для улучшения ситуации, и со временем эти меры возымеют отложенный эффект, убеждены в Кремле 

Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

Коэффициент рождаемости в России находится на «страшно низком» уровне, который является катастрофическим для будущего нации. Об этом в пятницу, 26 июля заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. «Мы живем...

Ранее экс-советник главы офиса президента страны Алексей Арестович сообщил, что официальные данные о числе уклонистов на Украине занижены в 30 раз 

Фото из открытых источников

Стоимость побега с Украины в текущем году подорожала в два с половиной раза: в 2023-м она составляла около четырех тысяч долларов (340 тысяч рублей), а в нынешнем доросла уже до $10 тысяч (850 тысяч рублей). Об этом во вторник, 6 августа...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?