
Гастрономическая карта, составленная Роспатентом, уже содержит больше двух сотен региональных брендов. Среди них и привычные уху названия, и экзотика: перепечи, калитки, ярушки и посикунчики. Как еда помогает развивать туризм и смежные с ним отрасли?
Начнем с признания факта: гастрономическое направление является одним из самых динамично развивающихся сегментов мировой туристической индустрии. Ежегодный прирост его достигает 7-12%, а в России и того больше: 15-17%. Что совсем неудивительно, ведь еду считали неотъемлемой частью души и культуры народов такие авторитеты, как лауреат Нобелевской премии Илья Мечников, итальянский ученый и писатель Умберто Эко, и многие другие известные личности.
Впрочем, большинство путешественников мыслят не столь возвышенно, предпочитая приземленные категории «вкусно — невкусно». Вот и пройдемся по нашей гастрономической карте придирчивым взглядом: 215 брендов из 73 регионов страны, среди которых и блюда с многовековой историей, и те, что появились недавно. В безусловных лидерах — Краснодарский край (девять продуктов, девять марок вина и восемь сортов минеральной воды). Далее следуют Тульская и Астраханская области (по шесть брендов) и Московская область (пять брендов).
Впрочем, эта гастрономическая карта постоянно дополняется. Только в прошлом году на ней появились 22 новых продукта: ранний кубанский картофель, можайское молоко, мелитопольская черешня, холмовская земляника из Крыма, байдарский мед из Севастополя, ленинградские пышки-пончики...
Остановимся, к примеру, на зарайской коврижке. Это одно из древнейших славянских лакомств. Первые письменные упоминания о ней относятся к IX веку. К XVIII веку ее производство концентрировалось в Зарайске, потом рецепт подмосковного медового хлеба едва не утратили, а теперь вот восстановили. Но самый «возрастной» специалитет, пожалуй, оленина с полуострова Ямал, рецепт которой известен пару тысяч лет. Не меньше 500 лет насчитывается удмуртским лепешкам-корзинкам с начинкой — перепечам. А карельские пирожки из ржаного теста калитки ведут свою историю со времен Ивана Грозного, с ними ведут спор посикунчики — национальное блюдо коми-пермяков, распространенное в Пермском крае.
На помощь кулинарам пришли историки, изучающие архивные документы и музейные хранилища. Иногда изыскания дают потрясающие результаты. Например, несколько лет назад ярославскими энтузиастами было восстановлено блюдо из меню торжественного обеда, устроенного в Городской думе в честь 300-летия дома Романовых: ярушки рыболепные. Эти пельмени с начинкой из волжской рыбы, которые варятся в бульоне из судака, теперь подают в десятке ярославских ресторанов в качестве особой гастрономической достопримечательности.
Среди освященных историей лакомств можно назвать олюторскую и сосьвинскую сельдь, астраханскую воблу, тульские пряники, вологодское масло, коломенский калач, луховицкий огурец, крымские и кубанские вина, дагестанские коньяки и, конечно же, водку. По словам главы Ассоциации гастрономического туризма Андрея Парамонова, расширение гастрономической карты страны — это благо для экономики. «Туристы с удовольствием добавляют в программу путешествий знакомство с местной кухней, посещают гастрономические фестивали и ярмарки. А рестораторы все активнее используют локальные продукты. В итоге все в выигрыше».
И вот он результат: по опросам, 2% туристов, посетивших в прошлом году Санкт-Петербург, целью своего визита указали не экскурсии по дворцам и музеям, а посещение местных ресторанов и баров. Что и говорить, вызывающее признание. Да и остальные 98%, думаю, не только прекрасным питаются.