Мы-то с вами думали, что наши беглые олигархи там селятся, дабы скрыться от российского правосудия — из Лондонграда выдачи нет, как когда-то из Запорожской Сечи. Но вдруг бизнес-омбудсмен на берегах Темзы обнаружил патриотов России, которые спят и видят, как бы самим вернуться на историческую родину и вернуть нажитое непосильным трудом. Спрашивается: с чего это вдруг?
В уик-энд Титов встретился с предпринимателями в Пушкинском Доме в Лондоне, после чего пообещал передать президенту Путину список бизнесменов, желающих вернуться в Россию, если будут закрыты возбужденные против них дела. Причем как-то так сошлось, что тоскующие по березкам и родным просторам подельники обнаружились в разных концах планеты. Помимо Великобритании пункты приема обращений предпринимателей, желающих попасть в упомянутый перечень, уже открыты в пяти странах мира.
Правда, участвовавший во встрече Евгений Чичваркин сообщил, что не знает никого, кто хотел бы вернуться. Но, наверное, бывшему владельцу «Евросети» и его знакомым стоило бы спуститься на грешную землю — глядишь, и увидели бы коллег из списка. Того самого, что по возвращении в Россию бизнес-омбудсмен передал в кремлевскую администрацию. Там оказалось 16 имен бывших российских бизнесменов средней руки, чьи имена вряд ли что скажут обывателю.
Почти все истории будто написаны под копирку. Предприниматель строил свой бизнес, брал оборудование в лизинг или ссуды в банке, потом возникали претензии со стороны кредиторов или партнеров, которые подавали в суд. Но к тому моменту, когда следственные органы возбуждали дело по статье «Мошенничество», фигурант уже был далече. Все хозяйственные споры, завершившиеся уголовным преследованием, подаются как заказные или сфабрикованные. С расчетом на то, что читающая эти жалостливые истории публика воспылает праведным гневом и, может быть, даже проронит скупую мужскую слезу.
Ну что же, давайте честно признаем и согласимся: таких историй у нас пруд пруди. Рейдерские захваты были и, к сожалению, остаются весьма распространенным способом передела собственности, несмотря на призывы сверху прекратить «кошмарить бизнес». Неслучайно пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что дела бизнесменов из «списка Титова» будут прорабатываться во время консультаций с соответствующими силовыми структурами.
Но сказанное не снимает недоуменных вопросов, возникающих после знакомства с упомянутыми историями, которые на сегодняшний день — по крайней мере по факту — являются криминальными. Во-первых, почему вдруг господин Титов озаботился судьбой эмигрантов, в то время как в защите уполномоченного по правам предпринимателей нуждаются сотни тысяч живущих и работающих в России бизнесменов? Ведь они от всесилия чиновников, «наездов» со стороны силовых структур страдают уж точно не меньше, чем лондонские сидельцы.
И, кстати, приносят пользу отечественной экономике, к которой не имеют отношения ни бывшие россияне, ни их зарубежные счета. А во-вторых, какие вообще у бизнес-омбудсмена полномочия давать тем же 16 фигурантам обещания в делах, являющихся прерогативой исключительно суда?
«По опыту многих своих далеко не бедных друзей, против которых когда-то были возбуждены дела, я ответственно заявляю, что прекращение дела — относительно несложный кейс, — комментирует ситуацию известный экономист Никита Кричевский. — Подозреваю, что уголовное преследование многих лондонских сидельцев давно прекращено, а не возвращаются они по каким-то другим причинам, не связанным с кровожадным российским правосудием. Кому-то что-то должны, кого-то кинули, а может, не сговорились с поддерживавшими их ОПГ».
Существует и более прозаичное объяснение. В Англии вступил в силу закон «О криминальных финансах», и местные правоохранители уже задают обитателям Лондонграда неудобные вопросы по поводу зарубежных счетов и недвижимости. Многим трудно будет доказать легальность их происхождения, в особенности с учетом шлейфа незакрытых уголовных дел. Вот тут-то, как ложка к обеду, придется кстати инициатива бизнес-омбудсмена. Который, вспомним, к тому же является кандидатом в президенты и нуждается сейчас в финансовой поддержке.
Хотя как знать, может, в правительстве еще питают юношеские надежды на то, что прощенные мини-олигархи почешут в затылке и засобираются домой вместе со своими миллионами, которым становится неуютно на Западе? Не зря же Госдума в среду сразу в двух чтениях одобрила закон «О добровольном декларировании физлицами активов и счетов». Но что-то мне подсказывает, что очередное обещание простить обладателей состояний неизвестного происхождения обречено на провал.
Нет, не для того они прятали нажитое, скупали виллы во Флориде и на Лазурном Берегу, вывозили жен, любовниц и домочадцев, отдавали детей в швейцарские пансионаты. Это отрезанный ломоть. Во всяком случае патриотами их называть или поздно, или преждевременно.