В судьбе старейшей реставрационной организации России, которую три года назад совместными усилиями общественности, в том числе и нашей газеты, удалось спасти от выселения из родных стен, наступил новый драматический момент. ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» Министерства культуры РФ опять ждет команду «На выход с вещами!». На сей раз — от собственного учредителя.
«Труд» уже писал, как реставраторов пытались выселить из обустроенного ими же, своими силами и за собственные средства, здания на Школьной улице вместе с уникальным архивом, библиотекой, а главное, сложившимся за десятилетия коллективом редких специалистов. Только в прошлый раз гонителем выступала мэрия Москвы, пожелавшая на свежеблагоустроенной пешеходной территории видеть исключительно ресторанный бизнес (номер «Труда» от 14.02.2020, «Реставраторы или рестораторы? И третьего не дано»). Тогда Министерство культуры под давлением общественного мнения отменило уже было принятое решение о выселении. Но теперь под надуманным предлогом банкротства снова задумало лишить ученых их дома.
И неважно, что коллектив реставраторов недавно отметил солидный юбилей, который неслучайно совпал с датой рождения расположенного по соседству Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева. Этот музей живет в стенах Спасо-Андроникова монастыря, спасенного учеными от разрушения. Когда в обители, при советской власти успевшей послужить концлагерем, колонией для беспризорников и заводским общежитием, было решено устроить хранилище икон и фресок, специалисты ЦНРПМ деятельно участвовали в воссоздании древнего архитектурного комплекса.
Мастерские были организованы в 1947 году для сохранения и возрождения национального культурного наследия — памятников архитектуры, в том числе пострадавших во время Великой Отечественной. Удивительно, но в тяжелый послевоенный период государство выделяло средства для реставрации, понимая, что сберечь достояние культуры столь же важно, как отстроить заводы. Хотя реставраторы получали мизерные зарплаты, им не приходилось сомневаться в своей востребованности. Специалисты ЦНРПМ работали по высочайшим стандартам все 75 лет истории Мастерских.
Список возрожденных ими памятников огромен. Вот только часть из них: кремли — Московский, Новгородский, Псковский, Астраханский, Смоленский, Рязанский и Тульский; крепости — Дербент и Кронштадт; монастыри — Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Ново-Иерусалимский, Соловецкий, Новодевичий, Даниловский, Троице-Сергиева лавра: Среди излеченных реставраторами «пациентов преклонного возраста» — храм Василия Блаженного на Красной площади, Успенский собор на Городке в Звенигороде, храмы Московского Кремля, дворцы-усадьбы «Архангельское», «Кусково». Не будет преувеличением сказать, что этот труд на самых знаковых объектах национального зодчества стал неоценимым вкладом в сохранение исторической и культурной идентичности страны в целом.
Сегодня ЦНРПМ — единственный в своем роде на всю Россию научный, исследовательский и методический комплекс в области реставрации. Не удивляйтесь: реставрационных организаций много, но далеко не все умеют работать именно с древней архитектурой. Теперь нередки случаи, когда нанятые по странным тендерным процедурам невесть откуда возникшие компании псевдореставраторов, выполняя заказы по самым дешевым расценкам, наносят непоправимый ущерб старинным зданиям. Ничего подобного не происходило с теми объектами, над которыми брали опеку ЦНРПМ.
Высокий авторитет был подтвержден в 2000 году аккредитацией в статусе научной организации Минкультуры. Такого нет больше ни у одной из мастерских, ведущих реставрацию недвижимых памятников. Коллектив удостоен благодарности президента РФ, ордена Русской православной церкви Андрея Рублева I степени. Сотрудники ЦНРПМ получали государственные награды и премии. Мастерские побеждали в конкурсах реставрации...
Увы, ни доброе имя, ни заслуги, ни долгая история не способны защитить от чиновничьего произвола. Слишком велик соблазн использовать возрожденные из руин здания на Школьной улице, сооружения, признанные объектами культурного наследия, в сугубо коммерческих целях. Хотя понятно, что, выселяя серьезных специалистов, инициаторы такого решения развязывают руки безграмотным лжемастерам:
Нет, в Министерстве культуры не звери сидят, они же не на улицу специалистов гонят. Просто предлагают переезд, как это было и три года назад. Правда, эти помещения для труда реставраторов не приспособлены и разбросаны на громадных пространствах Москвы. С общей площадью раза в три меньше нынешней. А ведь ученому-реставратору позарез нужны книги, фотофиксация объектов «до и после», исторические изыскания. Представьте: 270 тысяч единиц хранения насчитывает накопленный за 75 лет архив — обмерные, проектные и рабочие чертежи, альбомы, сметы: Один только фотоархив негативов с каталогом «контролек» — огромная, не имеющая аналогов историко-культурная ценность. Кроме того, Мастерские постоянно предоставляли свои архивные и книжные фонды коллегам, как и всем, кто изучает и реставрирует памятники архитектуры, кто был рад консультироваться у специалистов ЦНРПМ. Но теперь хранить эти сокровища будет попросту негде.
Коллектив ЦНРПМ обратился к общественности с открытым письмом, в котором предупреждает, что «необдуманное решение чиновников, ставящих свои сиюминутные интересы выше национальных, повлечет тяжелые и, возможно, необратимые последствия». По мнению специалистов, невосполнимый ущерб может быть нанесен не только Мастерским, где за считаные месяцы будет сорвана нормальная работа — пострадает реставрационное дело в масштабах всей России.
Остается удивляться, каким образом министерство планирует осуществлять нацпроекты в сфере культуры, в том числе касающиеся восстановления памятников истории, обезглавливая одну из ключевых отраслей — реставрационную.