Главная Культура 00:08 08 Ноября 2024 4132
Дошли до Берлина. А теперь – до Манежа

Столетие «Кукрыниксов» отметили широкой ретроспективой

Елена Широян
Плакаты Кукрыниксов передают дух ушедшей, но памятной эпохи. Изображения из открытых источников

В 1924 году в недрах легендарного московского художественного института ВХУТЕМАС сложилось трио молодых художников. Поначалу название коллектива вобрало первые слоги двух фамилий — студента из Казани Михаила Куприянова и уроженца Тулы Порфирия Крылова, вдвоем рисовавших стенгазету и подписывавшихся то «Кукры», то «Крыкуп». Когда в тандем влился прибывший из Рыбинска Николай Соколов, название группы дополнилось его псевдонимом «Никс». Спустя всего десяток лет имя Кукрыниксов было уже широко известно, хотя до войны в основном благодаря шаржам, еще не составившим крупного вклада в арсенал пропаганды. Выставка в Манеже, организованная «РОСИЗО» по случаю юбилея знаменитой троицы, прослеживает весь творческий путь группы длиной в 60 лет, приведший ее на советский олимп, равно как и камерные работы каждого художника в отдельности.

Этот проект вполне можно расценивать и как предварительный этап празднования 80-летия Победы. Кто из мастеров карандаша и кисти, как не Кукрыниксы, приближал ее наступление. Несмотря на трудности, это был их звёздный час, апогей творчества. Неслучайно именно на фоне произведений той поры был написан портрет коллектива — торжественно, как триумфаторов изобразил их уроженец Палеха и продолжатель тамошней иконописной традиции Павел Корин, знаменитый автор цикла о полководцах — триптиха об Александре Невском и портрета Георгия Жукова.

В дни Великой Отечественной «Окна ТАСС» чуть не каждый день обновлялись плакатами Кукрыниксов, в дальнейшем тиражируемых в миллионах экземпляров. Карикатуры на врагов, листовки для распространения в зоне оккупации, даже инструкции к употреблению концентратов для советских бойцов, снабженные задорными рисунками и стихами, — результат неусыпного труда ударников идеологического фронта.

Уже по окончании войны коллективом были написаны большие полотна, знакомые почти каждому жителю СССР: картина «Таня», воспевающая подвиг Зои Космодемьянской, «Конец», обличающий Гитлера и его приспешников, сгрудившихся в бункере перед поражением. Самая тонкая из картин этого цикла, «Бегство фашистов из Новгорода» с собором св. Софии Новгородской, тоже драматична: пронзительную ноту вносит древняя архитектура с утратами, когда в кремле орудуют захватчики.

«Бегство фашистов из Новгорода» — одно из самых драматичных полотен Кукрыниксов

В последние годы Центральный выставочный зал «Манеж» всё активнее возвращает себе роль важной официальной площадки, присущую ему в советское время. Вероятно, ушли надолго дерзкие выставки и ярмарки современного искусства типа «АртМИФ», потрясавшие основы отечественного официоза с 1990-х. Редкие гастроли заморских проектов вроде показа Фриды Кало тоже стали забываться. В 2010-х здание в горячие для выставочного дела ноябрьские дни заполоняли колоссальные мультимедийные экспозиции цикла «Россия — моя история», порой оттеняемые и дополняемые проектами вроде нашумевшего в 2015 году «Романтического реализма»: по мнению одних, он произвел деконструкцию сталинского искусства, согласно другим — восславил его. Все эти проекты явно отвечали насущным политическим задачам, отчего мне порой вспоминались выставки в Манеже «при старом режиме», посвящённые то некоей славной дате советской эпохи, то очередному съезду КПСС, который встречали отчетом Союза художников СССР. Честно говоря, те масштабные смотры бывали выше профессиональным качеством многих нынешних, ведь и делали их крепкие профессионалы, пусть скованные цепями идеологии. Правда, о чем повествовали большинство тех экспонатов, что называется, без слез не вспомнишь...

В этом году грандиозных экспозиций от команды «Россия — моя история» не видно, а на фоне масштабной ретроспективы советских генералов от искусства проходит лишь камерная «Русь литературная»: иллюстрации к русской классике и фольклору, а также офорты и зарисовки на тему Москвы. Это привносит дополнительный акцент в ретроспективу Кукрыниксов, ведь в обширной экспозиции из трехсот предметов отвели место и их книжной графике. Однако при всей ее мастеровитости, при полученных за эти труды премиях вроде Сталинской и Государственной заметно, что в иллюстраторском жанре тройка сенсации не произвела, а скорее шла в общем русле. Хотя среди их преподавателей во ВХУТЕМАСе были настоящие столпы графики — например Владимир Фаворский. Впрочем, институт они окончили как живописцы, но и тут к учителям вопросов нет: скажем, Крылов учился у Александра Осмеркина, а в аспирантуре у Петра Кончаловского; в дальнейшем он нередко писал и выставлял поэтические пейзажи, милые цветочные натюрморты, подернутые романтическим флером женские портреты... У всех троих точно такое же, с минимальными вариациями, «чистое искусство для себя» вполне академического толка. Где ни малейшего намека на ту острую, в самом деле запоминающуюся манеру сатириков, с которой Кукрыниксы вошли в историю.

Из иллюстраций к роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок»

Реагировать на выставку можно по-разному. Кто-то приходит в восторг от давно знакомых картин и карикатур, кто-то воротит нос при столь глубоком погружении в эпоху, от которой мы так долго и мучительно уходили. В любом случае творчество Кукрыниксов неотъемлемо от истории страны, и уже в этом ключе оно вызывает отклик. Особенно интересно узнать, что, прежде чем стать лицом советской политической сатиры, они пробовали силы в совсем иных жанрах. Первым делом по пути к главным залам выставки вы проходите сквозь коридор, где развешены уморительные сценографические эскизы к спектаклям в постановке Всеволода Мейерхольда. Всё это буйство красок оттеняет фотография трио в совсем молодые годы, и этим дерзким ребятам веришь. Хотя были они искренними, наверное, и в пору, когда делали свои первые сатирические плакаты, осмеивая кулаков и клерикалов. Без сомнения, гордились Золотой медалью Всемирной выставки в Париже (1937). А вот не пришлось ли позже прятать почётный диплом к этой медали? Ведь она — за фарфоровые дружеские шаржи на деятелей театра, среди которых и тот же Мейерхольд, арестованный два года спустя после того парижского триумфа, а еще через год убитый в застенке...

За высшей формой популярности — дружеским шаржем работы знаменитых художников — в годы Большого террора могла последовать и высшая мера

Выставку Кукрыниксов собирали по различным музеям, от Русского до областных, включая Тульский (кстати, имени Порфирия Крылова), а если б международная обстановка была поспокойнее, то и флорентийскую галерею Уффици можно было бы попросить поделиться его вещами.

Это пикантный момент: сколь ни обличали три художника политиков и образ жизни Запада (а выставка дает подробнейший отчёт об их идеологической активности во время холодной войны), но за рубеж ездили исправно, и не только как туристы, но с выставками в самом логове врага, например в Италии. А впрочем, кому же ездить и показывать таланты советского народа, как не Героям Социалистического Труда, народным художникам РСФСР и СССР, многажды орденоносцам, лауреатам всех возможных премий: первую Сталинскую им вручили в 1942 году, разумеется, за серию политплакатов и карикатур, третью за ту самую картину «Конец», а пятую, последнюю, в 1951-м — за серию плакатов «Поджигатели войны», а также иллюстрации к роману М. Горького «Мать». При новых временах героям досталась и Ленинская премия (1965) — за серию политкарикатур в газете «Правда» и журнале «Крокодил»: эти две редакции можно считать вотчиной прославленной троицы. Сотрудники главного сатирического печатного органа вспоминали, что годами могли не видеть самих Кукрыниксов, но свои эскизы те присылали исправно. Да и постоянное их присутствие в еженедельнике подтверждает целый зал «крокодильих» обложек с карикатурами орденоносного трио, завершающий экспозицию. Надо сказать, что зрителям тут в самом деле интересно, видно, что наконец они могут расслабиться, пройдя сквозь строй острых, выразительных, но уж больно идеологически нагруженных работ в разных жанрах и техниках.

На вернисаже многие с неподдельным вниманием рассматривали невеселые, на мой взгляд, хоть и смешные картинки с обложек, уточняя даты событий (например, фултонской речи Черчилля — 1946-й, как же, помним вехи холодной войны!). Кто-то предавался ностальгии, поскольку «Крокодил» был любимым изданием...

Зная о советских «творческих бригадах» при крупных художниках официоза, можно предположить, что и в роскошной мастерской на улице Горького наши герои творили не в гордом одиночестве, а подобно мастерам Возрождения, имели под рукой целую артель профессиональных помощников. Кто знает... Но один из этих «сотворцов» точно не принадлежал к категории исполнительных подмастерьев — им был поэт Самуил Маршак, присоединившийся к трио в годы войны. Как видим, когда «страна звала» и «партия приказывала», никто не оставался в стороне от работы на Победу, включая автора сверхпопулярных детских стихов и изящных переводов с английского. На какой-то период троица даже изменила сам псевдоним на «Маршкукрыниксы».

Среди огромного наследия трио, помимо военных плакатов и карикатур, в самом деле великолепных, но известных вдоль и поперек, весьма интересны шаржи на литераторов. За них в 1931 году художников похвалил сам Максим Горький, дав совет следовать в этом направлении. Пародировать таланты мастера не прекращали почти до конца дней, а работу не оставляли и в 1980-х. Из жизни уходить стали в 1990 году, последним умер уже в 2000-м Соколов; разумеется, все удостоились Новодевичьего кладбища.

За работой

Умение Кукрыниксов схватить в облике характерное, утрируя черты, доносят и зарисовки, сделанные на Нюрнбергском процессе. В этом случае нет ни малейшего сомнения, что художниками двигали сильные эмоции. Это уже не шаржи, но и не карикатуры: ну как подобрать слово для портрета лютого врага? Гротеск, наверное. И на контрасте — пейзажи самого города, родины великого Дюрера, и беглые этюды с изображением жителей Нюрнберга, таких жалких после поражения Германии и жизни под бомбёжками. Как бы ни работал художник «на идеологию», но приученная к добросовестному труду рука с кистью или мелком врать не способна.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 33190
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7963
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4882
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4672
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4488
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Семен Теодорович рассказал, как они с супругой заменяют друг другу пуделей и что делать, если у человека нет чувства юмора

Марина Суранова
Труд
Артист вот уже более полувека хранит невозмутимое выражение лица. А зрители все это время – смеются. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся концерт, посвященный 80-летию Семена Альтова. Вот уже более полувека Семен Теодорович с невозмутимым видом читает свои миниатюры со сцены, а зрители,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 3998
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...