Главная Культура 00:03 08 Ноября 2024 4248
«Последний день Помпеи» и другие шедевры Великого Карла

В Русском музее открылась главная выставка сезона

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
С размещением главного брюлловского шедевра устроители перемудрили: за выгородками внезапного «бельевого» цвета ее нелегко разглядеть целиком. Фото предоставлено Русским музеем

В главных залах Михайловского дворца Петербурга (он же Русский музей) открылась долгожданная и самая яркая выставка этой осени, посвященная 225-летию со дня рождения Карла Павловича Брюллова. Даже если бы он написал в жизни одно-единственное полотно, «Последний день Помпеи», уже остался бы в истории мировой живописи как Великий Карл. Но творчество его многогранно и масштабно.

В нынешней экспозиции нашлось место как живописи, так и любимым им акварелям, графике, рисункам, как портретам, так пейзажам и жанру. Всего на выставке предстали 400 произведений, в основном из Русского музея и Третьяковской галереи, а также частных собраний.

То, что акцент будет сделан на крупноформатной (456,5×651 см) и многофигурной «Помпее», не вызывало сомнений. Притягательная сила этого холста со временем, кажется, только растет. К тому же незадолго до выставки она прошла комплексную научную реставрацию. Удивительно, но за 191 год существования картину ни разу не обновляли. Разве что восполняли кое-какие утраты, заделывали трещины. В середине 1990-х решили было взяться основательнее, но времена были непростые, и дело ограничилось консервацией. Теперь все получилось.

— Перед реставрацией мы просвечивали полотно инфракрасной камерой, — рассказал Марат Дашкин, завотделом реставрации станковой масляной живописи музея. — Увидели места, которые Брюллов переписывал, меняя освещение, ракурс персонажей ради драматизации основного сюжета. Например, у девушки в правой нижней части картины голова изначально была поднята. То есть героиня в тот момент оставалась живой. Но в итоговом варианте погибла: юноша держит на руках ее бездыханное тело...

В начале большой комплексной работы по восстановлению картины много говорилось о необходимости возвращения ей авторского цвета. Даже неспециалистам было заметно, что, например, слой лака, покрывавший холст, пожелтел, а часть красок поблекла. Расчищали его, предварительно укрепив с обратной стороны дополнительным материалом, «вживую» — в одном из залов музейного корпуса Бенуа. Стенку, которой отгородили рабочую зону от посетителей, сделали прозрачной, так что весь процесс могла наблюдать публика. Так шедевр стал еще ближе и понятнее зрителю.

Результат многомесячного труда в прямом смысле слова налицо: у фигур на картине даже глаза наполнились еще большим ужасом, усиливая впечатление от полотна. А через утоньшение (профессиональный термин) поверхностного лака реставраторы добились четкости большого количества деталей, которые ранее были скрыты. Как признавался по окончании реставрации многоопытный Марат Дашкин, во время этой работы он снова и снова открывал для себя Карла Павловича «как безусловно гениального рисовальщика». Благодаря команде реставраторов Русского музея «Последний день Помпеи» предстал на выставке таким, каким задумывал его сам художник.

Теперь знаменитая картина Великого Карла снова в главном — своем родном! — зале Михайловского дворца, разве что на другой, торцовой стене. И как прежде, в центре притяжения посетителей.

К слову, сам этот зал Брюллов много лет делил с Айвазовским. Два столь несхожих русских гения удачно дополняли друг друга своими масштабными холстами. Сейчас маринист Айвазовский «готовится» к выставке шедевров академической живописи в Инженерном замке, так что у Брюллова появилось еще больше пространства. Туда кураторы «поселили» портреты.

Карл Павлович писал их часто, с явным удовольствием, и не столько по заказам, сколько по зову сердца. Известно, что отказал своему ровеснику Пушкину, когда тот, уже первый поэт России, просил его написать Наталью Гончарову. Ну не восхищала она Карла Павловича как портретная героиня. Другое дело — графиня Самойлова, вдохновившая художника на многие работы. Она у него то «Всадница», то «Одалиска», то с приемной дочерью, а то и среди руин гибнущей «Помпеи»... Красивое лицо, великолепная фигура, утонченный вкус. И пылкий, как у Брюллова, темперамент, пробивающийся даже сквозь холсты.

Лиц брюлловских современников на выставке много. Карл Павлович слыл самым модным портретистом эпохи. Любил писать и себя в разных техниках. Чем заслужил у современников сравнение с Рембрандтом, которого, заметим, считал одним из главных своих учителей. При этом каждый автопортрет (их более 20) — как взгляд со стороны, способ самопознания. И своего рода хронология жизни и творчества. Последний был написан в Петербурге незадолго до отъезда на лечение в любимую Италию, где через четыре года мастер и умрет. А ушло на его создание, утверждал автор, всего два часа. С небольшого полотна глядит на нас бледное, изможденное лицо; взгляд тяжелый, усталый; безвольно свисает «рабочая» рука... Не сравнить с тем полным жизни и творческого задора молодцом, каким Брюллов выглядит на портрете работы Тропинина 12 годами ранее. Обе эти картины — на выставке, ближе к концу экспозиции.

Но вернемся в главный зал, к шедевру номер один. Посетители поднимаются к нему... по пандусу лазурного цвета. Выглядит мощно. Первая мысль: потребовался для монтажа «Последнего дня Помпеи», а разобрать до открытия не успели. Но нет. Все дело, оказалось, в замысле архитектора выставки Андрея Воронова. Как объяснил он журналистам, идея была создать образ достижения Брюлловым своей творческой вершины, а затем спуска вниз, к преждевременному уходу из жизни в 52 года.

А перепад высот до 2 метров? Фальшполы в других залах — тоже лазурные, прямо как новые автобусы на питерских улицах? Оказалось, так задумано, чтобы поместить небольшие картины и графику как можно ближе к публике, на расстояние вытянутой руки. Эти миниатюры «упаковали» в столы — витрины под черной салфеткой, чтобы не мешал свет. Увы, проверено: все равно мешает...

Так ли уж нужны все эти вычурные архитекторские придумки на выставке? Когда стоишь у картин Брюллова, такого вопроса не возникает. Все наносное просто исчезает. Остается Русское Искусство. И один из главных его столпов — Великий Карл.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 33206
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7971
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4884
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4681
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4491
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Семен Теодорович рассказал, как они с супругой заменяют друг другу пуделей и что делать, если у человека нет чувства юмора

Марина Суранова
Труд
Артист вот уже более полувека хранит невозмутимое выражение лица. А зрители все это время – смеются. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся концерт, посвященный 80-летию Семена Альтова. Вот уже более полувека Семен Теодорович с невозмутимым видом читает свои миниатюры со сцены, а зрители,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 3998
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...