Главная Культура 00:03 08 Ноября 2024 214
«Последний день Помпеи» и другие шедевры Великого Карла

В Русском музее открылась главная выставка сезона

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
С размещением главного брюлловского шедевра устроители перемудрили: за выгородками внезапного «бельевого» цвета ее нелегко разглядеть целиком. Фото предоставлено Русским музеем

В главных залах Михайловского дворца Петербурга (он же Русский музей) открылась долгожданная и самая яркая выставка этой осени, посвященная 225-летию со дня рождения Карла Павловича Брюллова. Даже если бы он написал в жизни одно-единственное полотно, «Последний день Помпеи», уже остался бы в истории мировой живописи как Великий Карл. Но творчество его многогранно и масштабно.

В нынешней экспозиции нашлось место как живописи, так и любимым им акварелям, графике, рисункам, как портретам, так пейзажам и жанру. Всего на выставке предстали 400 произведений, в основном из Русского музея и Третьяковской галереи, а также частных собраний.

То, что акцент будет сделан на крупноформатной (456,5×651 см) и многофигурной «Помпее», не вызывало сомнений. Притягательная сила этого холста со временем, кажется, только растет. К тому же незадолго до выставки она прошла комплексную научную реставрацию. Удивительно, но за 191 год существования картину ни разу не обновляли. Разве что восполняли кое-какие утраты, заделывали трещины. В середине 1990-х решили было взяться основательнее, но времена были непростые, и дело ограничилось консервацией. Теперь все получилось.

— Перед реставрацией мы просвечивали полотно инфракрасной камерой, — рассказал Марат Дашкин, завотделом реставрации станковой масляной живописи музея. — Увидели места, которые Брюллов переписывал, меняя освещение, ракурс персонажей ради драматизации основного сюжета. Например, у девушки в правой нижней части картины голова изначально была поднята. То есть героиня в тот момент оставалась живой. Но в итоговом варианте погибла: юноша держит на руках ее бездыханное тело...

В начале большой комплексной работы по восстановлению картины много говорилось о необходимости возвращения ей авторского цвета. Даже неспециалистам было заметно, что, например, слой лака, покрывавший холст, пожелтел, а часть красок поблекла. Расчищали его, предварительно укрепив с обратной стороны дополнительным материалом, «вживую» — в одном из залов музейного корпуса Бенуа. Стенку, которой отгородили рабочую зону от посетителей, сделали прозрачной, так что весь процесс могла наблюдать публика. Так шедевр стал еще ближе и понятнее зрителю.

Результат многомесячного труда в прямом смысле слова налицо: у фигур на картине даже глаза наполнились еще большим ужасом, усиливая впечатление от полотна. А через утоньшение (профессиональный термин) поверхностного лака реставраторы добились четкости большого количества деталей, которые ранее были скрыты. Как признавался по окончании реставрации многоопытный Марат Дашкин, во время этой работы он снова и снова открывал для себя Карла Павловича «как безусловно гениального рисовальщика». Благодаря команде реставраторов Русского музея «Последний день Помпеи» предстал на выставке таким, каким задумывал его сам художник.

Теперь знаменитая картина Великого Карла снова в главном — своем родном! — зале Михайловского дворца, разве что на другой, торцовой стене. И как прежде, в центре притяжения посетителей.

К слову, сам этот зал Брюллов много лет делил с Айвазовским. Два столь несхожих русских гения удачно дополняли друг друга своими масштабными холстами. Сейчас маринист Айвазовский «готовится» к выставке шедевров академической живописи в Инженерном замке, так что у Брюллова появилось еще больше пространства. Туда кураторы «поселили» портреты.

Карл Павлович писал их часто, с явным удовольствием, и не столько по заказам, сколько по зову сердца. Известно, что отказал своему ровеснику Пушкину, когда тот, уже первый поэт России, просил его написать Наталью Гончарову. Ну не восхищала она Карла Павловича как портретная героиня. Другое дело — графиня Самойлова, вдохновившая художника на многие работы. Она у него то «Всадница», то «Одалиска», то с приемной дочерью, а то и среди руин гибнущей «Помпеи»... Красивое лицо, великолепная фигура, утонченный вкус. И пылкий, как у Брюллова, темперамент, пробивающийся даже сквозь холсты.

Лиц брюлловских современников на выставке много. Карл Павлович слыл самым модным портретистом эпохи. Любил писать и себя в разных техниках. Чем заслужил у современников сравнение с Рембрандтом, которого, заметим, считал одним из главных своих учителей. При этом каждый автопортрет (их более 20) — как взгляд со стороны, способ самопознания. И своего рода хронология жизни и творчества. Последний был написан в Петербурге незадолго до отъезда на лечение в любимую Италию, где через четыре года мастер и умрет. А ушло на его создание, утверждал автор, всего два часа. С небольшого полотна глядит на нас бледное, изможденное лицо; взгляд тяжелый, усталый; безвольно свисает «рабочая» рука... Не сравнить с тем полным жизни и творческого задора молодцом, каким Брюллов выглядит на портрете работы Тропинина 12 годами ранее. Обе эти картины — на выставке, ближе к концу экспозиции.

Но вернемся в главный зал, к шедевру номер один. Посетители поднимаются к нему... по пандусу лазурного цвета. Выглядит мощно. Первая мысль: потребовался для монтажа «Последнего дня Помпеи», а разобрать до открытия не успели. Но нет. Все дело, оказалось, в замысле архитектора выставки Андрея Воронова. Как объяснил он журналистам, идея была создать образ достижения Брюлловым своей творческой вершины, а затем спуска вниз, к преждевременному уходу из жизни в 52 года.

А перепад высот до 2 метров? Фальшполы в других залах — тоже лазурные, прямо как новые автобусы на питерских улицах? Оказалось, так задумано, чтобы поместить небольшие картины и графику как можно ближе к публике, на расстояние вытянутой руки. Эти миниатюры «упаковали» в столы — витрины под черной салфеткой, чтобы не мешал свет. Увы, проверено: все равно мешает...

Так ли уж нужны все эти вычурные архитекторские придумки на выставке? Когда стоишь у картин Брюллова, такого вопроса не возникает. Все наносное просто исчезает. Остается Русское Искусство. И один из главных его столпов — Великий Карл.

Премьер Большого театра задумал превратить проект телеканала «Россия-Культура» в империю танца всероссийского охвата

Екатерина Беляева
Труд
Танец - это прежде всего радость, убежден Игорь. Фото предоставлены телеканалом «Россия-Культура»

На телеканале «Россия-Культура» стартовал шестой сезон проекта «Большие и маленькие». В течение восьми субботних вечеров зрители смогут следить за перипетиями конкурса детской и юношеской хореографии....

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Культура 00:03 / 27 Сентября 2024 9316
Девушка в бикини

Роли, мужья, любовники и любимые животные Брижит Бардо

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © ©Beitia Archives, globallookpress.com

Она ненавидит свои дни рождения. Старается о них не вспоминать. Тем не менее 28 сентября Брижит Бардо — актрисе, фотомодели, певице, писательнице, бунтарке и секс-символу 1960-х — исполняется 90 лет....

Культура 00:06 / 20 Сентября 2024 8832
Софи Лорен. Недосягаемая

Итальянская актриса до сих пор остается эталоном вкуса и стиля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Людская молва приписывала Софи Лорен роман с Марчелло Мастроянни. Но она не давала повода для сплетен. Фото: globallookpress.com

Великой и прекрасной Софи Лорен — обладательнице двух «Оскаров», пяти «Золотых глобусов», призов Венецианского, Каннского, Берлинского, Московского фестивалей — 20 сентября исполняется...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 8244
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Наконец-то нам представилась возможность познакомиться с жизнью разведчиков-нелегалов, что называется, из первых уст

Сергей Беднов
Труд
НТВ показывает сериал «Русские», основанный на автобиографической книге полковника СВР Елены Вавиловой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Работа разведчиков-нелегалов окрашена романтическим флером. Иногда даже возникает вопрос: а они на самом-то деле существуют или придуманы Ле Карре? Существуют! НТВ показывает сериал «Русские», основанный на автобиографической...

Культура 00:18 / 20 Сентября 2024 6458
Как хорошо мы плохо жили

Эта строчка из Бориса Рыжего объемно характеризует взгляды режиссеров, снимающих фильмы о нашем недавнем прошлом

Сергей Беднов
Труд
Сериал «Хор», рассказывающий историю знаменитого музыкального коллектива времен «дорогого Леонида Ильича», не исключение. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Эта строчка из Бориса Рыжего в данном контексте никак не связана с байопиком о поэте, не вышедшим на экран. Просто она объемно характеризует взгляды режиссеров, снимающих фильмы о нашем недавнем прошлом...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 6064
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?