Псковская православная миссия, которую называют «вторым крещением Руси», — один из наименее изученных эпизодов Великой Отечественной войны. С одной стороны, организована она была нацистом Альфредом Розенбергом — восстановление православной жизни должно было привести к тому, чтобы народ начал считать возвращение веры заслугой Гитлера. Однако свой план был и у Сталина: священники оккупированных территорий должны были вести борьбу с фашистами. И они, выражая в проповедях благодарность немцам, при этом прятали партизан, собирали еду для узников концлагерей, хотя и знали, что, какая бы власть ни победила, их земное будущее идиллией никому не покажется.
Владимир Хотиненко начинает свой фильм об отце Александре (Сергей Маковецкий) как раз с идиллических картинок. Луга да облака, котики да курочки, славный батюшка, который слегка побаивается своей матушки (Нина Усатова) и для каждого находит хорошее слово. В том числе и для местного еврея, который переживает по поводу желания дочери (Лиза Арзамасова) креститься: «Наши замуж не возьмут, потому что она ваша, а ваши — потому что она наша». Отцу Александру чуть позже тоже придется попасть в ситуацию «и нашим, и вашим», то есть и советским, и немецким. И те, и другие ему неприятны, и на вопрос: «За немцев ты или нет?», он будет отвечать: «Я за Иисуса Христа, за Богородицу, за Серафима Саровского».
Отправленный на Псковщину рижским митрополитом (Юрий Цурило), который говорит о нем как о «выдающемся типе русского батюшки», отец Александр восстанавливает храм, спасает сирот и общается с
Однако эпизод беседы с насекомым режиссер