В компании работает 3 тысячи человек. Из них как минимум 210 - члены летного состава, среди них 80 пилотов. "Сокращение персонала - лучший способ после обновления парка самолетов увеличить рентабельность предприятия. Раздутость штата - проблема большинства российских авиакомпаний. Причем в основном это непроизводственные специальности, например бухгалтеры. А специалистов летных составов всегда не хватает", - рассказывает руководитель аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев.
НАДЕЯЛИСЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО
Напомним: кризис в компании "Дальавиа" начался вслед за проблемами в компании AirUnion и был вызван схожими причинами. "Дальавиа" выполняла регулярные рейсы по 29 маршрутам, в том числе в Сеул, Ниигату, Харбин, Пекин, Гуаньчжоу. 12 сентября Хабаровский аэропорт отказался заправлять самолеты "Дальавиа" в связи с тем, что компания задолжала 240 млн. рублей. Кроме того, дальневосточная транспортная прокуратура обнаружила множественные нарушения при оказании услуг перевозки пассажиров. С 17 сентября прекращена продажа билетов на рейсы "Дальавиа".
22 сентября коллектив "Дальавиа" обратился с открытым письмом к президенту РФ с требованием "принять меры по выводу его ("Дальавиа". - "Труд") из кризиса, не допустить массового увольнения сотрудников". Работники компании сетовали на то, что к тому моменту зарплату задерживали уже на три месяца. По данным агентства "Авиаперсонал", несмотря на волнения, сколько-нибудь заметный исход сотрудников из компании не наблюдался вплоть до сегодняшнего момента.
Каким именно сотрудникам предложено искать другую работу, в компании не уточняют. Однако вряд ли стоит ожидать массового сокращения летного персонала. Скорее всего, в большей степени сокращения коснутся непроизводственных специалистов - финансистов, юристов, маркетологов и других. В принципе ничего не мешает им попытать счастья в другой авиакомпании или найти работу по профилю в иной отрасли.
Например, авиатехникам, в случае если они попадут под сокращение, также не стоит беспокоиться. Даже если им не найдется места в авиаотрасли, они легко смогут найти работу, например, на станции техобслуживания автомобилей.
ЛАКОМЫЙ КУСОК
В том случае если среди уволенных окажутся и летчики, найти новую работу им будет просто. Работник "Дальавиа" в условиях кадрового дефицита был бы лакомым кусочком для конкурентов даже сейчас, когда большинство компаний терпят убытки. Пилоты - большой дефицит на рынке труда, поэтому авиаперевозчики будут рады пополнить свои ряды летными специалистами, причем даже с увеличением заработной платы по сравнению с "Дальавиа".
В первую очередь пилотами "Дальавиа" могут заинтересоваться местные конкуренты. В Хабаровске помимо "Дальавиа" представлены авиакомпании "Восток" и "Хабаровские авиалинии". Рядом во Владивостоке функционирует компания "Владивосток Авиа". Во время проблем авиакомпании "Домодедовские авиалинии", входившей в альянс AirUnion, в "Трансаэро" готовы были принимать целые экипажи из "Домодедовских авиалиний". Возможно, теперь "Трансаэро" проявит интерес и к сотрудникам "Дальавиа".
НЕПЛОХО БЫ ПОДУЧИТЬСЯ
Вряд ли московским коллегам стоит бояться пилотов-конкурентов с Дальнего Востока. "Сокращение в "Дальавиа", как показывает практика, никак не повлияет на количество переезжающих в Москву пилотов, - размышляет Антонина Лушкина, директор по развитию консалтинговой компании "Авиаперсонал". - Пилоты в большинстве своем люди немолодые и вряд ли решатся на переезд".
Чтобы увеличить свои шансы на успешное трудоустройство, части пилотов неплохо бы подучиться. В "Дальавиа" парк состоит исключительно из отечественных самолетов (27 машин). У конкурентов и потенциальных работодателей есть иностранные суда. Например, в парке "Владивосток Авиа" существует три судна Airbus A-320.
Переучиться на пилота иностранной машины - неплохой скачок в карьере летчика. Для этого работнику обычно требуется два-три месяца. При этом при смене самолета пилот увеличивает свою зарплату примерно на 30-40 тысяч рублей. Главная проблема пилотов - знание иностранного языка. Далеко не все в состоянии его быстро освоить. Тем более что пилоты - зачастую люди предпенсионного возраста, ведь средний возраст российского летчика - 50 лет.
Впрочем, пилоты, которые не захотят садиться за штурвал иностранных лайнеров, все же без работы не останутся. Самолеты Ту-154 при региональных полетах не потеряют рентабельности на Дальнем Востоке, где сильно развита чартерная деятельность. А значит, и пилотам место найдется.
ШТАТ
3000
человек составляет штат "Дальавиа"
80
пилотов работают в компании
25 000
рублей - средняя зарплата сотрудников "Дальавиа"
27
самолетов в авиапарке компании
694 000
пассажиров перевезла компания в 2007 году
43%
пассажиров на Дальнем Востоке перевозит авиакомпания
Источник: собственные данные