Главная Культура 11:45 06 Мая 2022 3250
Танец до Родины доведет

Москва встретила якутский этнобалет овацией

Сергей Бирюков
Волчица (Саина Егорова) и юноша Таастимир (Сергей Алексеев) скоро станут родоначальниками нового народа. Фото предоставлено Театром танца Республики Саха-Якутия

Театр танца Республики Саха-Якутия имени А. С. Зверева – Кыыл-Уола (художественный руководитель – Светлана Бессонова, директор – Александр Алексеев) показал этнобалет Рашида Калимуллина «Дети Белого Солнца» на сцене Российского академического молодежного театра в Москве. Обозревателю «Труда» давно не доводилось видеть такого душевного единения между артистами и залом – ведь спектакль рассказал людям об их собственных корнях, сделав это в самой чудесной из возможных форм – сказочной.

Рашид Калимуллин – один из ведущих современных российских композиторов, автор множества ярких симфонических, музыкально-театральных, вокальных произведений. Его творчество конечно же представляет прежде всего культуру Татарстана, где музыкант родился, вырос и учился. Но яркость этой музыки принесла ей признание далеко за пределами республики: партитуры Калимуллина украшают репертуар ведущих симфонических оркестров, оперных и балетных театров, эстрадных ансамблей…

В балете «Дети Белого Солнца» композитор задался особенно интересной задачей. Его, представителя одного из тюркских народов, увлекла история происхождения другого, родственного татарам этноса – якутского. Ведь не всегда эти люди жили в тех местах, которые ныне привычно с ними ассоциировать. Что привело их туда из древней прародины (считают, ею был восток Центральной Азии)? Балет рассказывает это в сказочно-легендарной форме. Вот сюжет, который, опираясь на традиционные сказания, сочинили либреттисты Георгий Ковтун и Светлана Бессонова.

Некогда бог всего мира – Белое Солнце – решил дать жизнь новому роду, начало которому положат молодая Волчица и юноша-человек по имени Таастимир. Их сын, богатырь Тимир Уол, полюбил красавицу Айыы Коу – дочь старой Удаганки (т.е. женщины-шамана). Но на девушку имеет виды и воинственный вождь соседнего племени Хара Хаан, точнее – его сын Хара Суор. Красавицу вместе с ее матерью и детьми Волчицы пленяют, однако Старик Торсын помогает им бежать. Хара Суор, к тому моменту в борьбе за лидерство убивший отца, бросается в погоню – но беглецы уже достигли реки Лены, где встретили радушный прием здешних жителей, и вместе они дали отпор захватчикам.

Динамичный и контрастный, полный батальных, ритуальных, лирических моментов сюжет дал повод петербургскому балетмейстеру Георгию Ковтуну сочинить яркую хореографию, в которой можно заметить и моменты классических па, и выразительную пантомиму. Но главное в ней – мотивы народного танца, поданного в сочетании с народной же акробатикой, элементы которой подсмотрены на этнографических праздниках. Особенно впечатляют мужские пляски, где наряду с собственно хореографическими приемами можно увидеть и трюки с копьями, и даже батут, подбрасывающий смельчака-танцовщика чуть ли не под самые колосники.

Конечно, не могло обойтись без обаятельных женских танцев-ручейков – особенно красивы они в сцене выхода героев к Лене, которую символизируют двенадцать девушек-русалок. Равно как важным элементом драматургии стали трогательные дуэты Таастимира и Волчицы, Тимир Уола и Айыы Куо. А сцена рождения Волчицей ее сына решена так остроумно, что зал взорвался аплодисментами прямо посреди танца. Разумеется, все это было бы невозможно без мастерства и харизмы танцовщиков – Саины Егоровой (Волчица), Сергея Алексеева (Таастимир), Василия Эверстова (Тимир Уол), Валентины Аммасовой (Айыы Куо), Семена Кузьмина (Хара Хаан), Эдуарда Жиркова (Хара Суор), Владислава Попова (Старик Торсын)… Особо хотел бы отметить таких синтетических артистов, как певица, исполнительница на хомусе, импровизатор Василена Шарина (Удаганка) и ее коллега Дмитрий Артемьев, который не только выступил в роли Алгысчыта (Заклинателя), но в антракте спектакля так увлек гуляющую в фойе публику (особенно детскую ее часть) своими закличками и вождением хоровода, что я решил – он настоящий шаман.

Наконец, о самой музыке балета – как признался мне потом Рашид Калимуллин, задача оказалась крайне непростой: настолько вжиться в интонации пусть и родственной, но иной культуры, чтобы чувствовать себя в ней совершенно органично. Но талант и отточенный профессионализм – это уже говорю от себя – позволили великолепно с ней справиться. Причем сделал это композитор, не прибегая к привычным для себя симфоническим средствам, а ограничившись ансамблем якутских народных инструментов – таких как кырыымпа (род скрипки), хомус (род варгана), дунур (род бубна)… Вышло очень атмосферно – причем (еще раз респект таланту сочинителя) на успех сработала даже организационная трудность: исполнителей музыкального ансамбля Театра танца (руководитель – Николай Петров) оказалось элементарно тяжело собрать вместе – ведь их работа в основном кочевая, по дворцам культуры республики, и записывать изрядно сложную в ритмическом отношении партитуру пришлось по отдельным партиям. Но, во-первых, слушая результат (в котором участвуют и живые исполнители на сцене), никогда не скажешь, что это собрано по частям, а не сыграно вместе; во-вторых – запись дала повод композитору применить электронные эффекты, которые придали, например, звуку хомуса, и без того, кажется, пришедшему к нам из иного, магического мира, совсем космический характер. Что, кстати, отлично совпало со сверхзадачей постановки – ведь по сути в ней речь о якутской космогонии с традиционной, народной точки зрения.

Успех спектакля был тем ярче, что на него собралась смешанная публика, изрядную часть которой составила этническая диаспора: якуты радовались тему, что в самом сердце российской столицы так впечатляюще ожили их предания и напевы, а остальные могли оценить непреходящую свежесть национальной культуры на сегодняшнем московском космополитичном фоне.

И это притом, что, как мне рассказали сами артисты, балет за пять лет своей истории играется всего четвертый раз. Хотя много ли мы знаем в современном хореографическом искусстве полнометражных (два акта, два часа действия!) балетов – не только в этно-, но и в классической стилистике? Однако в самом Якутске коллектив дает представления на сцене Театра оперы и балета, которая чаще всего занята его собственными спектаклями. А выезды на сцены, где можно развернуть столь яркое и масштабное представление (одни декорации петербургского художники Олега Молчанова, изображающие дикие скалы или лесные дебри или бескрайние степные просторы, равно как его же красочные костюмы, чего стоят) случаются совсем нечасто, при каких-то особых поводах и поддержке. Например, нынешние гастроли в Москве, Петербурге и соответствующих областях стали возможны благодаря государственным программам, связанным с Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, 100-летием образования Якутской Автономной Республики – ну и удачно совпали с 65-летним юбилеем Рашида Калимуллина.

От души желаю якутским артистам, чтобы такие случаи впредь выпадали им гораздо чаще. А композиторам и хореографам (не только российским – вот и в нынешнем спектакле хормейстер Светлана Смирнова и аранжировщик Ян Сырбу представляют украинскую Одессу, да и Георгий Ковтун – одессит по рождению, а образование получил на родине, в Воронеже и Петербурге) советую обратить внимание на коллектив, за сорок лет своей истории продемонстрировавший головокружительный рост и открытый к воплощению самых смелых творческих замыслов.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 33277
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7997
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4903
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4714
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4503
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Семен Теодорович рассказал, как они с супругой заменяют друг другу пуделей и что делать, если у человека нет чувства юмора

Марина Суранова
Труд
Артист вот уже более полувека хранит невозмутимое выражение лица. А зрители все это время – смеются. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся концерт, посвященный 80-летию Семена Альтова. Вот уже более полувека Семен Теодорович с невозмутимым видом читает свои миниатюры со сцены, а зрители,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 4002
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...