Между тем помню Аллу совсем не такой. Была она тогда, правда, дамой небогатой, малоизвестной. Теннис - занятие не для бедных. Чтобы подняться на рейтинговые высоты, требуются серьезные денежные вложения. И здесь помогали Алле и ее мужу Сергею некие спонсоры. Вокруг тенниса крутится немало людей обеспеченных, и как раз они вовремя поддержали маму и ее дочурку, занимавшуюся на спартаковских кортах Ширяевки у доброго и отзывчивого тренера Ларисы Преображенской. Помощь с благодарностью принималась. Да и сама Алла была общительна и дружелюбна.
А потом - отъезд в США, в теннисную академию Ника Боллетьери. Упорные занятия с мэтром, триумфальное возвращение на короткое время на Родину - и семья Курниковых представала уже в ином обличии...
На пресс-конференциях, которые приходилось проводить и мне, Аня могла вдруг "подзабыть" русский, предпочитая родному языку более, видимо, "престижный" английский с явно американским акцентом. И горе тому журналисту, который невольно осмеливался задать ей вопрос не по душе. Он одергивался, высмеивался так, что вылезать со своими вопросами ему больше не хотелось. А уж просьбы об интервью почти всегда отвергались с надменностью и даже каким-то удивлением: у меня контракт, никаких персональных интервью.
В ресторане для игроков, где все перемешиваются со всеми и болтают о чем угодно, клан Курниковых тоже вел себя очень сдержанно. Анна с мамой и тренером, массажистом всегда занимала отдельный столик. Исключения разве что для швейцарской звезды Мартины Хингис и ее мамы. Именно с Мартиной завоеваны большинство из тех 16 титулов в паре, которыми может заслуженно похвастаться Анна...
Еще в 1996-м она установила так и не побитое мировое достижение - сыграла в 14 лет (!) за сборную России в неофициальном командном чемпионате мира - Кубке Федерации - и помогла добыть победу над командой Швеции. А через пару-тройку годков, когда все газеты кричали, что Курникова - стопроцентная американка, взяла, приехала в Москву и выступила за команду в розыгрыше того же Фед Капа, хотя и не очень удачно. Однажды позволила себе поступок, вполне достойный приза Фэйр-Плей. Перед официальной жеребьевкой Кубка Кремля организаторы ломали голову: как лучше объявить о том, что "из-за травмы" Аня, выступления которой так ждали, на корт не выйдет. Помогла сама Курникова. Присела за стол президиума и спокойно, на русском объявила, что передает своему родному "Спартаку" на Ширяевке 10 тысяч долларов. В ответ - аплодисменты публики, об отказе участвовать в Кубке Кремля как-то сразу забыли. Говорят, что Курникова переводила деньги детской спортивной школе, и не афишируя. Был и еще один благородный жест. Курникова провела на кортах "Олимпийского" долгий, совсем не формальный урок с детьми, показывая им азы игры, превратившей ее (тут, правда, дело отнюдь не только в игре как таковой) в одну из самых богатых спортсменок ХХI века.
Одних призовых она честно заработала больше 3,5 миллиона. А уж рекламные контракты тянули во много-много раз больше. Однако, несмотря на умелую раскрутку, Анне Прекрасной так и не удалось выиграть ни единого турнира в одиночном разряде. Что бы для этого ни делалось, какие бы шаги устроители и организаторы не предпринимали, чтобы вывести Аню в победители, теннисистке, занимавшей одно время высокую - восьмую - позицию в мировом рейтинге, победу в одиночке отпраздновать так и не удалось. Почему?
- По-моему, все усилия победить, стать наконец первой размывали ее рекламные обязательства, - считает член МОК, капитан нашей женской теннисной сборной Шамиль ТАРПИЩЕВ. - Не хватало каких-то необходимых сверхусилий, трудолюбия. Могла быть в первых, но не получилось.
- И уже не получится?
- Думаю, что нет. Сейчас теннис набрал такую мощь и скорость, что догнать караван после года отсутствия на корте почти невозможно. А жаль. Аня была от природы исключительно талантлива. Но надо бороться за что-то одно. Или чемпионство, или паблисити.
- Курникова в свое время выступала за сборную...
- ... Сам ее и приглашал.
- И в эти дни, когда команда России играла в Лужниках важный матч Кубка Федерации с Австралией, Анна как раз оказалась в Москве с певцом Энрике Иглесиасом - своим новым, после хоккеистов Федорова и Буре, увлечением. Вы ждали, что Аня выкроит время и хоть заглянет на игру?
- Честно говоря, я этого и не ожидал. У Курниковой теперь своя жизнь. До тенниса ли ей?
- Вы хорошо знаете не только Аню, но и ее маму. Как объяснить всю эту громкую историю с предстоящими судами? Сначала отец и мать Курниковой потребовали у дочери раздела ее виллы в Майами. Потом Аня, точнее, адвокаты подали встречный иск против родителей: единственной владелицей является Анна Курникова - и никаких папы с мамой.
- Я объясняю эту историю так - Аня предпринимает очередной пиаровский ход. Здесь, на мой взгляд, нет ничего серьезного. С теннисом, видимо, покончено, но надо по-прежнему быть в центре внимания. Вот как раз вовремя и подоспел этот интригующий процесс...
С многоопытным тренером, хорошо знающим Курникову, можно и согласиться. А можно выдвинуть и другую версию. Птичка вылетела из маминого гнездышка. Скоро "Популярнейшей спортивной фигуре" 2000 и 2001 годов исполнится 24 года. И находиться все время под маминой опекой мировой знаменитости надоело. Да и родители не какие-то бездомные. Для них года полтора назад была куплена квартира неподалеку от Майами. Не слишком по местным понятиям фешенебельная, но потянувшая почти на 500 тысяч. Анино персональное жилье во много раз дороже. Рядом с большим домом - свой собственный пляж, что делает "обитель" чертовски шикарной даже в дорогущем штате Флорида. По оценкам побывавших в доме, он тянет на пять-шесть миллионов.
Где-то в середине мая семейству Курниковых предстоит судиться. И, видимо, у Анны шансы на выигрыш весьма высоки. Бедные мама и папа...