Убедительной победой Магнуса Карлсена завершился традиционный супертурнир в Вейк-ан-Зее. Чемпион мира набрал 9,5 из 13 (фактически 8,5 из 12, но об этом позже) и на целых 1,5 очка опередил поделивших второе место Рихарда Раппорта (Венгрия) и Шахрияра Мамедьярова (Азербайджан). Еще на пол-очка отстал Аниш Гири (Голландия). Все они в какой-то момент посягали на лидерство Магнуса (а Раппорт перед шестым туром вообще был на полшага впереди), но были безжалостно обыграны в районе 30 ходов. Эти победы были одержаны белым цветом, а черными Карлсен победил одного из своих самых принципиальных соперников Фабиано Каруану, а также исключительно талантливого индийского юношу с совершенно непроизносимым (пока!) именем Рамешбабу Прагнанандха. Кстати, именно 16-летний индус мог поставить перед Карлсеном определенные проб-лемы, в остальных партиях норвежец ничем не рисковал и мог набрать еще больше, если не упустил бы выгодные возможности с нашим Андреем Есипенко и другим индусом — Сантошем Видитом. Сейчас для Магнуса важно каждое очко, ведь в недавнем интервью он не только заявил о своем охлаждении к «процессу отстаивания» титула чемпиона мира, но и поставил себе цель достичь цифры 2900 в рейтинге ФИДЕ по классическим шахматам. Вообще-то уже в 2014 году Карлсен достиг отметки в 2882, и тогда казалось, что до заветного рубежа рукой подать. Однако, учитывая огромную разницу в коэффициенте с конкурентами, добиваться прироста невероятно сложно. Вот и сейчас, несмотря на великолепный результат (+5), Магнус добавил лишь всего три пункта.
Российские шахматисты выступили не слишком удачно. Лучшим из них оказался Сергей Карякин, ставший пятым. Все же +1 — это не уровень участника турнира претендентов. Очень расстроила партия Карякина с американцем Сэмом Шенклендом, проигранная быстро и как-то безнадежно. Но еще больше огорчили 15-минутная ничья с Карлсеном белыми и гордый, но очень сомнительный комментарий Сергея «ничья с Магнусом. Нет рейтингу 2900». Справедливости ради добавим: несколько по-единков Карякин провел на очень высоком уровне.
Андрей Есипенко не смог повторить свой прошлогодний успех, однако 50-процентный результат для молодого и еще не до конца освоившегося в турнирах такого уровня шахматиста вполне приемлемый.
Особо следует сказать о Данииле Дубове. Глупо отрицать, что после матча на первенство мира Карлсен — Непомнящий именно Даниил неожиданно стал наиболее популярной фигурой в российских шахматах. Как выяснилось (на обнародовании этого факта настоял сам Дубов), член сборной России, один из наших не только сильнейших, но и продолжающих прогрессировать игроков был в тренерской бригаде чемпиона мира. И, к сожалению, тема «предательства» для СМИ и, что греха таить, для многих из нас действительно оказалась гораздо интереснее, нежели все остальное, связанное с матчем. С одной стороны, «тренерский интернацио-нализм» и натурализация спортсменов стали повсеместным явлением, с Карлсеном Даниил сотрудничает не первый год, да и первенство мира — соревнование личное. С другой — для нашей страны владение титулом чемпиона мира по шахматам носит сакральный характер и соизмеримо, если даже не важнее, чем, скажем, победа в командном первенстве мира или на Олимпиаде, а Дубов, уверен, это прекрасно осознает. И, конечно, в этой ситуации его нейтралитет был бы не только с пониманием воспринят Карлсеном, но и высоко оценен шахматной общественностью России. Так или иначе, Даниил сделал другой выбор, охотно отстаивая свою «гражданскую позицию» где только можно. Но в большом спорте твои причуды, особая позиция, тяжелый характер и пр. находят гораздо большее понимание, когда ты побеждаешь. Скажем, наорал на судью тезка Дубова теннисист Даниил Медведев — и выиграл, значит, борец за свои права, неравнодушный к несправедливости. Проиграл — те же самые люди говорят об агрессии, хамстве, неадекватности. Короче, Дубову нужен был успех, а он занял последнее место с 3,5 очка без побед (-6). Правда, реально проиграно было лишь две партии, еще четыре нуля — минусы за несыгранные партии с Гири, Карлсеном, Раппортом и Прагнанандхой. Три последние — из-за положительного теста на коронавирус, на партию с Гири Даниил не вышел, принципиально отказавшись от просьбы организаторов сыграть один тур в маске. Надеюсь, что со здоровьем у Даниила все будет в порядке, а его яркие креативные идеи поработают больше на него самого. Прямо намекаю, что три ключевые вышеупомянутые победы Карлсена были одержаны в каталонском начале — в фирменном дебюте Дубова, а теперь, похоже, и Магнуса.