Главная Культура 00:06 04 Декабря 2020 9653
Женщина на грани нервного срыва

Зачем Педро Альмодовар переосмыслил классическую пьесу Жана Кокто

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Тильда Суинтон в фильме «Человеческий голос». Кадр с сайта kinopoisk.ru

В связи с пандемией из наших кинотеатров ушел «большой Голливуд», но не ушло большое кино. Да, американские блокбастеры практически исчезли с экранов (последним был «Довод», два месяца продержавшийся в прокате), но зрителям по-прежнему есть из чего выбирать. Киноафиша, как на мой вкус, стала даже разнообразнее, на экранах стали чаще появляться фестивальные авторские фильмы, которым раньше было трудно прорваться к зрителям.

Даже у великого Педро Альмодовара еще год назад было мало шансов претендовать на прокат с короткометражной картиной «Человеческий голос» по пьесе Жана Кокто — ей просто не нашлось бы места в киноафише. А теперь эта лента, ставшая сенсацией Венецианского кинофестиваля, выходит на широкий экран.

Дистрибьюторы, правда, сопроводили 30-минутный фильм своеобразным «довеском»: они дополнили «Голос» 45-минутным видео-интервью с его создателями. То есть, с самим Альмодоваром — вальяжным, седовласым, в статусе классика отметившим год назад свое 70-летие, и актрисой Тильдой Суинтон — исполнительницей главной (и единственной) роли в картине. В итоге получилось зрелище на 75 минут — а это уже, считай, длительность полнометражного фильма.

Оценят ли посетители кинотеатров такой формат? Думаю, фанатов Альмодовара (а их в мире немало) такое зрелище устроит, за простых зрителей не поручусь. Это зависит от того, в какой мере их взволнует сам фильм, захотят ли они глубже проникнуться старой историей, написанной 90 лет назад и рассказанной режиссером сегодня на новый лад. Ибо, несмотря на то, что Жан Кокто просил «уважать авторский текст, в котором все ошибки, повторы, литературные обороты, безвкусица и пошлость тщательно выверены и распределены», Альмодовар отважился радикально переписать и переосмыслить пьесу.

Во-первых, он перенес действие в наши дни. Во-вторых, поселил героиню — брошенную мужчиной женщину, которая в течение сбивчивого телефонного разговора пытается вернуть его, спасти ускользающую любовь, — в типично «альмодоваровскую» квартиру, как, например, в своем предыдущем фильме «Боль и слава». С дизайнерской роскошью убранства, с обилием ярких цветовых пятен, с картинами «Спящая Венера» Артемизии Джентилески и «Гектор и Андромаха» Джорджо де Кирико на стенах. То есть, из обычной женщины, не великой, судя по всему, актрисы, написанной Жаном Кокто, главная героиня стала у Альмодовара высокооплачиваемой примой. Ну, что ж, богатые тоже плачут.

Еще одно новшество, которое придумал режиссер, заключается в том, что камера в какой-то момент размыкает четвертую стену, воспаряет под потолок, и мы видим, что героиня находится не в квартире, а в театральной декорации, которая, в свою очередь, расположена внутри кинопавильона. И героиня, меняя разноцветные наряды, фланирует по этому пространству. Пьет успокоительные таблетки и кофе, принимает душ, спит, разговаривает по телефону, в порыве отчаяния рубит топором костюм неверного возлюбленного.

Помещая действие фильма в это умозрительное пространство, Альмодовар не только соединяет в своем фильме театр и кино, но и дает понять, что на экране не реальная жизнь, а некое условное зрелище. Даже дважды условное. А главная героиня, она же успешная актриса в облике Тильды Суинтон, играет перед нами свою новую роль. Получается этакая игра, игры, игрою, об игре, если перефразировать известную поэтическую строчку Булата Окуджавы...

Тильда Суинтон, одна из крупнейших актрис современности, лауреат «Оскара» и множества других наград, мастерски обыгрывает предложенные ей режиссером обстоятельства, но ощущения «полной гибели всерьез» от ее стараний в фильме «Человеческий голос» не возникает. Во всяком случае, меня эта роль глубоко не задела, в отличие от иных ее работ в картинах Дерека Джармена, Салли Потер, Джима Джармуша. Может, потому, что придуманная Альмодоваром изобретательная, броская форма, как это нередко бывает в искусстве, потеснила содержание?

Уже упоминаемый мною Жан Кокто просил актрис, которые будут исполнять эту роль (а ее в разное время играли в театре и кино такие звезды, как Симона Синьоре, Ингрид Бергман, Лив Ульман, Анна Маньяни) «избегать даже намека на иронию, язвительность, колкость, свойственные оскорбленной женщине. Героиня — жертва, обыкновенная женщина, влюбленная без памяти». И дальше: «Автор хотел бы, чтобы актриса производила впечатление человека, истекающего кровью, теряющего кровь при каждом движении, как раненое животное, и чтобы в конце пьесы комната казалась наполненной кровью».

В финале фильма героиня Тильды Суинтон, наоборот, после разговора с бывшим возлюбленным лихо сжигает свое прошлое и вместе с собакой, которая была привязана к оставившему их мужчине, отправляется в распахнутые ворота павильона, в новую жизнь. Получается, что пережитое ею чувство было не гибельной страстью, как у героини Жана Кокто, а всего лишь любовным приключением, подобием нервного срывы, которые легко исторгнуть из души и памяти?

Хотел того Альмодовар или нет, но по его фильму выходит, что женщины, да и сами чувства в нынешние времена изрядно обмельчали. Стоило ли ради этого небесспорного вывода переписывать поистине великую пьесу Жана Кокто?

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5316
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4373
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...