Главная Культура 00:10 02 Сентября 2022 8549
Зачем Юрий Поляков впал в совдетство

Разговор с писателем о времени, по которому мы почему-то скучаем

Дина Егорова
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Так уж мы устроены, что в первые сентябрьские дни вспоминаем собственное детство. Кругом нарядная ребятня устремляется в школу — и кажется, что вечный этот круговорот подхватывает и несет тебя вместе с ними. Вот и Юрий Поляков в своей книге «Совдетство» (только что вышел второй том) не удержался от соблазна покачаться на теплых ностальгических волнах. Нет сомнений, что и читатель с головой окунется в ту пору своей жизни, пронизанную очень трудными вопросами — и, несмотря ни на что, солнцем, летом и счастьем.

— Юрий Михайлович, тема детства — сквозная в русской и европейской литературе. Кто из таких авторов вам наиболее близок?

— В самом деле, редкий писатель не оставил сочинений, посвященных детству и отрочеству. В этом ряду есть мировые шедевры, которые читают до сих пор. На меня в свое время громадное впечатление произвели «Том Сойер» Твена, «Детство Никиты» Алексея Толстого, великая трилогия Льва Толстого, великолепный цикл Гарина-Михайловского, «Кондуит и Швамбрания» Кассиля, повести Гайдара... На самом же деле я прочитал десятки, если не сотни художественных и мемуарных книг о детстве, так как в советские годы они огромными тиражами выпускались издательством «Детгиз», а в Союзе писателей существовала секция детских и юношеских писателей, насчитывавшая около четырехсот авторов только в Москве. Одно время возглавлял ее сам Лев Кассиль. Государство щедро дотировало эту отрасль, понимая ее огромное воспитательное значение. Теперь такого феномена, как литература для детей, в нашей словесности нет, есть отдельные книжки, чаще невысокого качества. А жаль!

— Вы в своем «Совдетстве» воскрешаете реалии 1950-60-х годов. Приходилось ли что-то достраивать, поднимать бытовые и исторические источники?

— Оказалось, память хранит самые удивительные и мелкие детали тогдашней жизни, и они в какой-то момент начинают сами всплывать в сознании. Хотя некоторые вещи напрочь выпали из головы. Например, до какого возраста при советской власти дети бесплатно ездили в транспорте? Забыл. Пришлось звонить ровесникам. А сколько, к примеру, стоил пионерский галстук? Тоже забыл. Оказалось, 75 копеек. С помощью любительских снимков из Сети я восстанавливал тогдашний вид московских улиц, по которым гулял мой 13-летний герой Юра Полуяков.

В общем, процесс реконструкции «утраченного времени» сложный, но увлекательный. Помогли читатели, которые после выхода «Совдетства-1» по моей просьбе присылали мне на электронную почту письма с указанием ошибок и неточностей. В итоге на днях выходит переиздание «Совдетства-1», где все дельные поправки и советы учтены. Надеюсь на такую же читательскую помощь и в отношении продолжения — «Совдетство-2» с подзаголовком «Пионерская ночь». Эта книга только что поступила в магазины.

— Расскажите о местах детства, самых ярких впечатлениях, человеческих типах, которые вас удивили. И есть хоть что-то, что отличает нынешнее поколение от предыдущего в лучшую сторону?

— Я коренной москвич. Сначала мы жили в большой коммунальной квартире на Маросейке, в самом центре. Потом переехали в Балакиревский переулок в общежитие маргаринового завода — это район Бакунинки-Переведеновки. Учился там в 348-й школе. Ходил в бесплатные кружки дома пионеров на Спартаковской площади. Одно из ярких впечатлений детства — обилие фронтовиков, в том числе увечных. К своему боевому прошлому они относились весьма сдержано, редко рассказывали о войне, не хвастались, а свои медали легко давали сыновьям для игр, и не помню, чтобы кого-то выпороли за потерянную или променянную медаль. Ордена — другое дело, их давали только подержать.

Помню коммунальное тесное сосуществование, делавшее соседей почти родственниками. Если родители задерживались на производстве, тебя вели к себе ужинать, могли проверить уроки, зашить порванную штанину. В коммунальную, общежитийную Москву были перенесены обычаи сельской жизни, да, собственно, мои соседи и были за редким исключением вчерашними крестьянками, как обе мои неграмотные до конца жизни бабушки. Потом началась эпоха отдельных квартир, и этот коммунальный мир со своей этикой, особой отзывчивостью, дружеской скученностью почти исчез. Он, кстати, был многонациональным. А комфорт — дело одинокое и эгоистичное. Я не говорю, что он плох, просто нам есть что вспомнить тепло и по-доброму.

— Вы говорите, что «Совдетство» — это книга-полемика с теми, кто демонизирует советское прошлое. А таких много?

— У нас в литературе появился особый жанр — злобное антисоветское фэнтэзи, когда люди, не жившие в те годы и даже ничего о них толком не читавшие, придумывают мрачные небылицы, которые зачем-то поощрялись литературными премиями. Тридцать лет назад это было объяснимо. Точно так же, как после революции, срочно создавался черный миф о царской России, после 1991 года надо было объяснять, зачем так безжалостно и бездарно уничтожили советскую цивилизацию, на пощадив и то хорошее, что в ней явно было. Но сейчас-то, когда нужна консолидация, когда стала очевидна ошибочность «тотального либерализма»? Я, как очевидец, знаю о многих недостатках советской эпохи, и я, в отличие от многих других, про них писал в своих первых повестях. Пишу о них откровенно и в «Совдетстве». Но врать-то зачем, напраслину возводить? К примеру, есть у нас один известный и весьма чиновный автор, который в своих книгах любит живописать кошмары «совка» Ему, конечно, видней, он ведь вырос не в заводском общежитии, а в семье крупного номенклатурщика — цензора газеты «Правда».

— Вопрос к началу учебного года: на каких идеалах учили полвека назад и надо ли по ним тосковать?

— Конечно, воспитание в советском обществе было чересчур идеологизированным, оно и не могло быть другим в стране, пережившей полную смену образа жизни, социальных структур и мировоззрения. Когда мой одноклассник под величайшим секретом поведал, что трехэтажный дом, в котором они живут, занимая небольшую квартиру, раньше полностью принадлежал его деду, который был еще жив и на моих глазах пил чай, раскалывая сахар особыми щипчиками, я был потрясен. Петька из буржуев! Теперь же мой знакомый архивариус завален заказами богатых россиян найти или хотя бы придумать им правдоподобные дворянские корни...

На мой взгляд, одна из причин падения советской власти заключается в том, что, воспитывая детей на революционной романтике, она невольно готовила себе могильщиков. А зачем лелеяли упертый атеизм, явно раскалывавший общество? Я работал в Бауманском райкоме ВЛКСМ и зашел в гости к сотруднику, занимавшемуся организацией комсомольской Антипасхи, а у него вся стена в иконах, и лампадка горит. К народу относились, как к ребенку, а он повзрослел. Тогдашние идеологические мантры было просто смешно слушать. Все тут же перекочевывало в анекдоты. Но зачем вместе с устаревшими догмами надо было выплескивать патриотизм и коллективизм, которых нам сейчас страшно не хватает? Ума не приложу.

— Вам, педагогу по образованию и первой поре трудовой биографии, идеологизированный подход к литературе с его знаменитым «разбором произведений по образам» не мешал рассказывать детям о писательском замысле, а через него — о жизни?

— Мое глубокое убеждение: литературу в школе и надо изучать как «учебник жизни». А с помощью «образов» это нагляднее. Если основная задача ребенка найти в «Евгении Онегине» синекдохи и оксюмороны, он никогда не поймет, почему Татьяна осталась верна нелюбимому мужу. Умные учителя, в том числе моя преподавательница литературы Ирина Анатольевна Осокина, всегда давали возможность ученикам высказать свою, пусть даже странную точку зрения, поддерживали обмен мнениями. В 1960-70 годы такое поощрялось, а на вступительных экзаменах в творческие вузы даже ценилось. Да, была программа, а куда без нее? Ее придерживались — тем формальнее, чем слабее учитель.

Помню, я работал в школе рабочей молодежи, загулял накануне, не подготовился к уроку... Прихожу, а директриса, очень строгая, пришла ко мне с проверкой и села за последнюю парту. Что делать? Говорю — знаете, ребята, в эти дни началась битва под Москвой, поэтому сегодня тема нашего урока не образ женщины-крестьянки у Некрасова, а совсем другая. И пищу на доске: «На фронт ушедшие из школ...». Потом сорок пять минут шпарю наизусть стихи Межирова, Суворова, Луконина, Когана, Слуцкого, Наровчатова... Директриса была в восторге — и я стал ее любимцем, в армию она меня отпускала со слезами...

Сегодня в школе больше нажимают на формальную сторону текста, но ведь мы сами читаем книги совсем иначе. Кто помнит, какие тропы использует Толстой, описывая Каренину — а трагедию Анны все помнят и сопереживают. В литературе главное — сопереживание. Умные словесники это понимают. На мой взгляд, традиционный историко-социально-нравственный подход к произведению, унаследованный от классической русской критики, в целом не устарел.

Что же касается новаций...Как вам, например, такая: лермонтовский «Парус» — это стихи о сексуальной фрустрации. Не верите? Сам слышал на конференции от серьезного филолога... И еще сейчас забывают о том, что в литературе главное — талант, особая чувствительность к слову, которая дается от природы, как музыкальный слух, чувство цвета, формы. Эта штука на тропы не раскладывается. О литературных героях в школе надо говорить именно как о живых людях, благо наша классика, в том числе советская, дает для этого великий материал. Надо говорить о времени, о нравственных проблемах, о взаимосвязи человека и общества. А на «средствах художественной выразительности» лучше сосредоточиться в высшей школе. Сегодня из нашей литературы в школе стараются сделать игру типа «Угадай мелодию!» Ну угадал. И что дальше?

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 33192
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7963
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4882
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4672
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4488
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Семен Теодорович рассказал, как они с супругой заменяют друг другу пуделей и что делать, если у человека нет чувства юмора

Марина Суранова
Труд
Артист вот уже более полувека хранит невозмутимое выражение лица. А зрители все это время – смеются. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся концерт, посвященный 80-летию Семена Альтова. Вот уже более полувека Семен Теодорович с невозмутимым видом читает свои миниатюры со сцены, а зрители,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 3998
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...