Главная Культура 00:34 02 Февраля 2010 4071
Галина Тюнина: «Политика и искусство — вещи трудно совместимые»
Известная актриса сыграла Марину Цветаеву в телефильме Михаила Козакова «Очарование зла»
Самойлова Елена

На канале «Культура» — премьера телевизионного фильма Михаила Козакова «Очарование зла» об эмиграции 1930-х годов. Творческую интеллигенцию помимо Галины Тюниной играют Алексей Серебряков, Анна Каменкова, Карэн Бадалов и Андрей Ильин.

— Галина, фильм основан на реальных событиях. Была ли важна биографическая достоверность героев?

— В том, что касается основных вех судьбы Марины Ивановны Цветаевой, разумеется. Но это не подразумевает буквальности воссоздания всех деталей. В конце концов, это художественный фильм, а не документальная биографическая справка. Моей задачей было сделать роль максимально живой, очеловеченной.

— Как вспоминали современники, Цветаева была далека от бытовых проблем и не особо хозяйственна. Какая она в «Очаровании зла»?

— Мне кажется, фильм не об этом. Не знаю как режиссера, но меня вопросы ее качеств как хозяйки никоим образом не волновали.

— Ваша героиня здесь прежде всего жена и мать, любящая женщина или великий поэт?

— Первостепенно, наверное, то, что Марина Ивановна — женщина. А уж это определение включает в себя и все остальные ее ипостаси: и матери, и жены, и поэта.

— Вы играли в спектакле «Приключение» по пьесе Цветаевой, написанной ею, правда, еще до эмиграции. Какой образ Цветаевой тогда сложился у вас, изменился ли после работы в «Очаровании зла»?

— Не изменился — дополнился, может быть. Мне кажется, в Цветаевой наравне с проявлениями женской нежности всегда соседствовала некая жесткость. Начиная с ее жесткого стихотворного ритма, размера, зачастую граничащего с буквальным разрывом звуков. Этот разрыв, надрыв вообще свойственен природе ее личности. Марину Ивановну вряд ли можно было бы назвать комфортным и легким в общении человеком. Это неудобство было заложено внутри нее. Думаю, многое в ней мучило ее саму. В этом смысле она иногда даже больше получала тяжелые уроки жизни от собственных проявлений, нежели от внешнего мира. Мне кажется, Марина Ивановна прожила достаточно мучительную жизнь, но вместе с тем именно ту, которую сама создавала — своими эмоциями, чувствами, игрой. Много в ее судьбе было тяжелого и трудного. Однако это была ее жизнь: она прожила ее так, как захотела, и уж жертвой обстоятельств, времени я ее точно не считаю. Вот такой, пожалуй, образ у меня сложился.

— Вам приходилось играть как самих знаменитых людей (Ольгу Спесивцеву в «Мании Жизели», к примеру), так и членов их семьи (Веру Бунину в «Дневнике его жены»). Задумывались ли вы над тем, насколько сильно влияние ближайшего окружения?

— Думаю, если речь идет об исключительном даровании, то меньше всего человек по-настоящему талантливый думает об условиях развития своего таланта. Вообще трудно любого человека отделить от его окружения: те, кто его окружает, прежде всего связаны с ним жизнью. Тем более если говорить о самых близких связях — отцов и детей, жен и мужей, любимых людей. Кстати, что касается Ивана Алексеевича Бунина и Веры Буниной, для меня обе эти фигуры неразделимы. Кто из них и на что повлиял в их семейной и творческой жизни, одному Богу известно.

— В «Охранной грамоте» Пастернак подметил: «Зрелищное понимание биографии было свойственно нашему времени». Насколько вам по-человечески близка эпоха, воспроизводимая в телефильме? Ведь как в кино, так и на сцене вам довольно часто доводилось в нее погружаться.

— На пространстве своей работы я сталкиваюсь с героями эпохи конца XIX — начала, середины XX века. Но все это очень конкретные вещи, люди, судьбы. Будь то образ Спесивцевой или Цветаевой: я могу прочувствовать время, в котором они жили, только исходя из индивидуальных особенностей их биографий. Наверное, можно услышать запах времени, ощутить его вкус, сказать, что, по личным ощущения, в нем было много тумана. Но я в этом смысле не специалист и не так хорошо знаю эпоху, чтобы рассуждать о ней. Все-таки я человек своего времени, и его реалии мне ближе.

— Возможно ли настоящему поэту, художнику в широком смысле слова быть в России аполитичным?

— Я бы поставила вопрос иначе: возможно ли настоящему художнику быть политизированным? Мне кажется, политика и искусство — вещи трудно совместимые.

Реплика

Михаил Козаков, режиссер фильма «Очарование зла»:

— Фильм не выпускали на экраны четыре года, но я благодарю Бога за то, что картина вылежала. Картина — прежде всего размышление по многим поводам: что есть зло, что есть русский менталитет (даже очень порядочных русских людей). Почему героиня Тюниной, Цветаева, это такой нравственный камертон? Ей ведь очень тяжело жилось как в России, так и во Франции и после снова в России. Она беспрестанно разрывалась, в том числе между Родзевичем (прототип Болевича в фильме) и Эфроном. Мужа, Эфрона, она любила и защищала до последнего на допросах во французской полиции, когда он сбежал из Франции на теплоходе «Мария Ульянова».

Как она его защищала, сама при этом страдая, — будь здоров! При этом Цветаева не могла не понимать, что Эфрон в силу убеждений был связан с органами и вынужден был — всех подробностей она не знала — принимать участие в том же убийстве Рейсса. Как сказал кто-то из известных, «если ты не интересуешься политикой, политика рано или поздно заинтересуется тобой». Многие пытались быть над схваткой. Но ничего у них не получалось.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5285
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4347
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...