В первом полугодии 2023 года число покупок черной икры в столичном регионе оказалось на 11% выше прошлогоднего, что и зафиксировали аналитики ресурса «ЧекИндекс», крупнейшего в России оператора фискальных данных, учитывающего чеки более чем в 1,1 млн онлайн¬касс. Хотя в среднем по России число покупок черной икры за это время снизилось на 5%, а средний чек за одну покупку в регионах вырос на 7%. Инфляция, сэр...
Причин роста потребления деликатеса немало, но главной из них эксперты называют... катастрофическое падение зарубежного туризма. Дескать, из¬за этого наши богатые сограждане теперь должны объедаться вкусностями дома, а не на выезде, где, кстати, москвичи всегда опережали провинциалов (по данным социологов, жители столицы вдвое чаще выезжают за границу, чем среднестатистический россиянин). Да и действующий загранпаспорт есть у четверти граждан страны и у 56% жителей столицы, а открытой визой в другие страны располагают 9% россиян и 20% москвичей.
Доходы у москвичей тоже значительно выше общероссийских. По официальным данным на 1 августа 2023 года, средняя зарплата в Москве составляет 111 090 рублей. В микропредприятиях численностью до 15 работников — 66 660, в средних компаниях — 122 200, а в крупных, с численностью от 250 человек, зарплата составляет уже 155 530 рублей. В среднем по России, за исключением нефтегазовых и северных регионов, эти цифры вдвое¬-втрое ниже.
Несправедливо? Ну это как сказать. Мэр Москвы Сергей Собянин еще пару лет назад на форуме «Территория смыслов» объяснял, почему столица живет лучше регионов, опровергая слухи о том, что Первопрестольная забирает себе большинство общероссийских налогов. По словам мэра, все регионы живут по одной формуле распределения, и Москва получает такую же долю, что и Рязань или Кострома. Различия в доходах жителей столичный градоначальник связал с производительностью труда — она в мегаполисе почти в пять раз выше, — а также с возможностями, которые предоставляет большой город и которых нет на периферии. То есть «не потому, что москвичи работают по 18 часов. Большой город дает другие возможности, и с этим ничего не сделаешь», — утверждает столичный градоначальник.
Его заместитель по вопросам экономической политики и имущественно¬земельных отношений Владимир Ефимов ежемесячно, а то и чаще отчитывается на официальном сайте правительства Москвы о наращивании выпуска промышленной продукции, в первую очередь товаров народного потребления, на 6–9% и более. Поскольку предприятия «активно используют возможности занять новые ниши и доли рынка, освободившиеся после ухода иностранных конкурентов из России». Многие ли российские города могут сказать такое о себе?
Другой столичный чиновник Владислав Овчинский добавляет, что локализация производств в Москве позволяет «быстрее находить парт¬неров, каналы сбыта, выходить на новые рынки и увеличивать мощности». В результате сегодня в столице работают более 3,5 тысячи производств, не менее 250 из них выпускают продукты питания, столько же работают в отрасли легкой промышленности, около 200 заводов выпускают лекарственные препараты и медицинское оборудование, столько же заняты в машиностроении, а полсотни — в сфере микроэлектроники. То есть как потопаешь, так и полопаешь — в том числе и черную икру.
А еще столица не забывает делиться своими доходами с регионами: Москва собирает примерно столько налогов, сколько 59 самых отстающих регионов (всего в России 85 регионов) с населением 64,16 млн человек. По сборам в казну Москва обгоняет все федеральные округа, кроме Уральского (в котором расположены богатые нефтью Ханты¬-Мансийский и Ямало-¬Ненецкий автономные округа).
Эти же «нефтяные» регионы, а вовсе не столица, держат первенство по окладам чиновников, чье содержание обходится государству примерно в 132 500 рублей в месяц, или 4416 в день. Самый же низкий показатель заработной платы госслужащего почему¬-то зафиксирован на Псковщине — эту цифру даже неудобно приводить. Но два года назад на местном интернет¬-сайте были опубликованы реальные зарплаты начальников — и псковичи ахнули. Выяснилось, что глава аппарата губернатора имеет ежемесячный доход 622 тысячи рублей, его заместитель — 430 тысяч, еще один зам, начальник управления внутренней политики администрации области — 260 тысяч, управделами губернатора — 490 тысяч, руководитель протокола — 315 тысяч , а глава секретариата — 442 тысячи рублей в месяц...
Ныне, как известно, Госдума законодательно запретила публикацию данных о доходах чиновников, но вряд ли они обиделись или обеднели от этого. А нам интереснее другое: почему при таких окладах областного менеджмента регион прозябает в нищете?