Главная Культура 00:06 01 Сентября 2023 3591
От пролетки до беспилотного аэротакси

Директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко зовет в путешествие через пространство и время

Сергей Бирюков
Под началом Оксаны – и этот, и десятки других антикварных красавцев-богатырей

О том, что такое Музей транспорта Москвы и насколько его коллекция востребована зрителями, наверное, лучше всего представляешь себе во время парадов ретро-техники, когда десятки тысяч москвичей и приезжих буквально облепляют антикварные красавцы-вагоны, трудяги-грузовики, легендарные легковушки... Захватывающее зрелище, а для многих еще и повод для воспоминаний. Но за «парадной» стороной — громадная работа музейщиков по разысканию, восстановлению, поддержанию на ходу экспонатов. А еще столичный Музей транспорта — это научные исследования, дискуссии о будущем. Наконец, это уникальное здание на Новорязанской улице, построенное великим архитектором Константином Мельниковым почти сто лет назад. Оно сейчас реставрируется, через год в нем после многих лет скитаний музей обретет постоянный дом. О непростой и яркой судьбе коллекции, ее связи с жизнью города — прошлой, сегодняшней и будущей — наша беседа с директором музея Оксаной Бондаренко.

— Один из главных сегодняшних проектов вашего музея — выставка в павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ. Она рисует грандиозные перспективы — например, линейные города, которые связали бы нашу необъятную страну в единый организм. Что-то из этого уже нашло отражение в жизни?

— В зоне выставки под названием «Неожиданное прошлое» мы представили несколько идей городского переустройства, которые оказали влияние на мировую урбанистику в целом, а значит и на архитектурный облик Москвы второй половины XX века. Я имею в виду концепцию молодых тогда московских архитекторов из группы НЭР («Новый элемент расселения»), масштабный макет проекта «Сибстрим» — линейного города от Санкт-Петербурга до Владивостока — и работы «бумажных архитекторов», которые мечтали о движущихся тротуарах, высокофункциональных мостах и километровых автобусных остановках... Кстати, популярные сегодня пешеходные улицы, вроде Старого Арбата, Столешникова переулка, Кузнецкого Моста — это часть генплана Москвы 1989 года, предложенная именно НЭРом в лице его главы Алексея Гутнова, ставившими во главу угла комфорт человека. Разработки НЭРа нашли отражение и в переосмыслении кварталов у метро «Кропоткинская». К сожалению, та концепция была реализована лишь частично.

— Вы уделяете внимание и беспилотным машинам. В какой степени Москва станет беспилотной лет через десять? Это будет личный транспорт? Общественный? А когда в Москве появятся аэротакси?

— Транспортным перспективам столицы посвящена плакатная выставка «Вокруг Москва-Сити» в пешеходной зоне этого квартала. Проанализировав Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года, программу «Москва. Умный город — 2030» и другие документы, мы пришли к выводу, что в недалеком будущем почти весь транспорт, в том числе городской, будет с компьютерным автопилотом. Что касается аэротакси, то на выставке на ВДНХ представлен макет такой беспилотной машины «Формула». По словам Александра Атаманова, основателя разработавшей машину компании Hoversurf, уже через два года в «Сколково» могут запустить пробные полеты.

Кстати, об этой самой «Формуле» мы сперва услышали на одной из регулярно устраиваемых музеем дискуссий по актуальным городским проблемам. А вот другой пример обсуждаемой нами проблематики — говорю о дискуссии «Визуальный шум на дорогах города». Сколько лишней зрительной информации обрушивается на нас, порой отвлекая от дорожного движения и других жизненно важных вещей! На мой взгляд, необходима система ориентирующих дизайн-кодов наподобие того, какой применяется, скажем, в Мосгортрансе, чей маршрутный автобус благодаря фирменной раскраске вы всегда узнаете в потоке машин.

— Сердцевина любого музея — коллекция. Где сейчас живут экспонаты? Есть у вас среди них любимцы?

— Все мы с нетерпением ждем момента, когда в конце 2024 года постоянная экспозиция въедет в специально реставрируемое для нее здание — гараж Константина Мельникова на Новорязанской улице, 27. А пока что обширную часть коллекции можно увидеть на экскурсиях в фонды хранения, на которые может записаться каждый. Это более сотни единиц пассажирской, грузовой и специальной техники времен СССР: легендарные трамваи, автобусы и троллейбусы, автомобили такси и милиции, редкие модификации «москвичей» и «волг», памятные многим с детства.

Этот «Москвич» с полным правом носил свое имя, не будучи переделкой китайской легковушки

Еще наши экспонаты представлены на выставках, фестивалях и ретропарадах. Например, Музей транспорта уже два года подряд проводит такой городской фестиваль «Ретрорейс».

Экспонаты, конечно, любимы все, но если говорить о вызывающих особое чувство, то отмечу один из старейших предметов коллекции — извозчичий двухместный экипаж с кузовом типа фаэтон. Такие городские дрожки назывались пролетками, их можно было встретить на дорогах России с середины XVIII века до 1940-х годов. Другой интересный экспонат — автобус-кабриолет «Рица», созданный в Центральных авторемонтных мастерских Сочи. Эти машины перевозили туристов на курортах Крыма и Кавказа вплоть до 1970 года, потом их отменили по соображениям безопасности. С одной стороны, правильно сделали, с другой — ушел в прошлое любопытнейший курортный аттракцион.

Такие «Рицы» возили советских курортников на одноименное озеро и много куда еще. Фото из открытых источников

— Я-то ждал, что вы назовете трамвайный вагон КМ 2170 — настоящую «кинозвезду»...

— Да, вы правы, довоенный вагон КМ с бортовым номером 2170 после ухода на заслуженный отдых действительно сделал завидную кинокарьеру. Самую известную роль он сыграл в знаменитом сериале «Место встречи изменить нельзя», перевозя бандита, встречавшегося с Васей Векшиным. В этом же вагоне Жеглов и Шарапов поймали Кирпича на месте преступления, а в ленте «Покровские ворота» совершили романтическую поездку Хоботов с Людочкой. Кроме того, были «Законный брак» с Игорем Костолевским, «Холодное лето 1953-го», «Мастер и Маргарита» и многие другие картины, запечатлевшие наш 2170-й.

Трамвай-кинозвезда в одном кадре с Владимиром Высоцким и Станиславом Садальским (изображение из открытых источников). Он же — на современном транспортном параде (фото автора)

— Знаю, что у вас есть и литературный клуб...

— ...Где мы обсуждаем произведения, которые реально прочесть за одну городскую поездку из точки А в точку Б. Разумеется, эти тексты должны быть связаны с транспортной темой. Вот как «Злоумышленник» Антона Павловича Чехова, или «Облако, озеро, башня» Владимира Набокова, или «Телеграмма» Константина Паустовского. А культовый «Синий троллейбус» Булата Окуджавы стал темой клуба в дни фестиваля «Ретрорейс».

— В просветительских видеороликах, выпускаемых музеем, рассказывается, в частности, об электробусах конца ХIХ века. Неужели были такие?

— Конечно! Первый европейский электробус еще в 1900 году был представлен на Всемирной выставке в Париже, а годом раньше такую машину построил в России инженер Ипполит Романов. Но долгое время внедрение беспроводного электротранспорта сдерживалось отсутствием надежных технологий. Зато сегодня он активно развивается сразу по нескольким направлениям — от машин с полностью автономным передвижением и подзарядками на конечных станциях до троллейбусов с аккумуляторами и возможностью беспроводного функционирования.

— А что такое заряжающие дороги?

— В Москве такие умные дорогие — без всяких, замечу, проводов — возможно, появятся в 2035 году. Заряжать на них прямо в пути можно будет и автомобили, и самокаты, и роботы-доставщики. Как именно — увидите на все той же выставке на ВДНХ в зоне «Ожидаемое будущее».

— Звучит фантастично. А что насчет более близких к сегодняшнему дню проблем вроде резко возросшей аварийности велосипедного транспорта?

— Вы попали в точку! Нынешней весной на старте сезона мы совместно с ЦОДД, «Московским долголетием», проектом «Пора за вело», веломастерской Van-Bike и самокатным сервисом Whoosh проводили велокурсы для родителей и детей, пожилых велосипедистов. Год назад накануне возвращения детей в школы музей выпустил книгу «Экобукварь» и приурочил к этому большую просветительскую программу. Наши сотрудники приходили в парки, культурные центры и библиотеки, вели там беседы и мастер-классы. Идея простая: не запрещать, а просвещать. Думаю, у этих проектов будет продолжение.

— Можно поподробнее о реконструкции основного музейного здания?

— Сейчас мы демонтировали исторические фермы, которым требуются дополнительные обследования и как минимум очистка (пескоструйка), а возможно, вычинка и другие реставрационные действия. После этого их окрасят и вернут в проектное положение. Также укрепляются верхние ряды кладки, обветшавшие от постоянного намокания в течение 80 лет, устраивается обвязочная балка, воссоздаются по обмерным чертежам капители. Уже в нынешнем сентябре мы закончим важный этап — обустройство 1-го, подземного уровня, где разместится экспозиция о столичном метро. Через несколько недель туда начнут опускать музейные вагоны, отреставрированные нами при помощи Московского метрополитена и компании Трансмашхолдинг.

В музее уверены, что этот роскошный постоянный дом коллекции примет публику в конце будущего года

— Рядом с Гаражом Мельникова долгое время был 2-й московский троллейбусный парк, логично, что в этих местах пролег единственный троллейбусный маршрут, оставленный в городе на память о крупнейшей в мире троллейбусной системе, переставшей существовать в 2020 году. Но, по моим наблюдениям, уже и он умер...

— Ни в коем случае! Кольцевой музейный маршрут «Т» был запущен 4 сентября 2020 года. Он проходит от площади Трех вокзалов мимо станции метро «Красносельская», через Нижнюю Красносельскую улицу, Елоховскую площадь с ее знаменитым Богоявленским собором, Новорязанскую улицу с гаражом Константина Мельникова и возвращается к Казанскому вокзалу и станции метро «Комсомольская». Но с апреля 2022 года работа маршрута была временно приостановлена в связи с проведением Департаментом капитального ремонта города Москвы работ по благоустройству улиц Басманного района, в том числе по переустройству кабельной линии и троллейбусной контактной сети. Как только эти работы завершатся, мы анонсируем возобновление маршрута «Т» и пригласим публику на экскурсии.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9452
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7152
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?