Директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко зовет в путешествие через пространство и время
О том, что такое Музей транспорта Москвы и насколько его коллекция востребована зрителями, наверное, лучше всего представляешь себе во время парадов ретро-техники, когда десятки тысяч москвичей и приезжих буквально облепляют антикварные красавцы-вагоны, трудяги-грузовики, легендарные легковушки... Захватывающее зрелище, а для многих еще и повод для воспоминаний. Но за «парадной» стороной — громадная работа музейщиков по разысканию, восстановлению, поддержанию на ходу экспонатов. А еще столичный Музей транспорта — это научные исследования, дискуссии о будущем. Наконец, это уникальное здание на Новорязанской улице, построенное великим архитектором Константином Мельниковым почти сто лет назад. Оно сейчас реставрируется, через год в нем после многих лет скитаний музей обретет постоянный дом. О непростой и яркой судьбе коллекции, ее связи с жизнью города — прошлой, сегодняшней и будущей — наша беседа с директором музея Оксаной Бондаренко.
— Один из главных сегодняшних проектов вашего музея — выставка в павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ. Она рисует грандиозные перспективы — например, линейные города, которые связали бы нашу необъятную страну в единый организм. Что-то из этого уже нашло отражение в жизни?
— В зоне выставки под названием «Неожиданное прошлое» мы представили несколько идей городского переустройства, которые оказали влияние на мировую урбанистику в целом, а значит и на архитектурный облик Москвы второй половины XX века. Я имею в виду концепцию молодых тогда московских архитекторов из группы НЭР («Новый элемент расселения»), масштабный макет проекта «Сибстрим» — линейного города от Санкт-Петербурга до Владивостока — и работы «бумажных архитекторов», которые мечтали о движущихся тротуарах, высокофункциональных мостах и километровых автобусных остановках... Кстати, популярные сегодня пешеходные улицы, вроде Старого Арбата, Столешникова переулка, Кузнецкого Моста — это часть генплана Москвы 1989 года, предложенная именно НЭРом в лице его главы Алексея Гутнова, ставившими во главу угла комфорт человека. Разработки НЭРа нашли отражение и в переосмыслении кварталов у метро «Кропоткинская». К сожалению, та концепция была реализована лишь частично.
— Вы уделяете внимание и беспилотным машинам. В какой степени Москва станет беспилотной лет через десять? Это будет личный транспорт? Общественный? А когда в Москве появятся аэротакси?
— Транспортным перспективам столицы посвящена плакатная выставка «Вокруг Москва-Сити» в пешеходной зоне этого квартала. Проанализировав Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года, программу «Москва. Умный город — 2030» и другие документы, мы пришли к выводу, что в недалеком будущем почти весь транспорт, в том числе городской, будет с компьютерным автопилотом. Что касается аэротакси, то на выставке на ВДНХ представлен макет такой беспилотной машины «Формула». По словам Александра Атаманова, основателя разработавшей машину компании Hoversurf, уже через два года в «Сколково» могут запустить пробные полеты.
Кстати, об этой самой «Формуле» мы сперва услышали на одной из регулярно устраиваемых музеем дискуссий по актуальным городским проблемам. А вот другой пример обсуждаемой нами проблематики — говорю о дискуссии «Визуальный шум на дорогах города». Сколько лишней зрительной информации обрушивается на нас, порой отвлекая от дорожного движения и других жизненно важных вещей! На мой взгляд, необходима система ориентирующих дизайн-кодов наподобие того, какой применяется, скажем, в Мосгортрансе, чей маршрутный автобус благодаря фирменной раскраске вы всегда узнаете в потоке машин.
— Сердцевина любого музея — коллекция. Где сейчас живут экспонаты? Есть у вас среди них любимцы?
— Все мы с нетерпением ждем момента, когда в конце 2024 года постоянная экспозиция въедет в специально реставрируемое для нее здание — гараж Константина Мельникова на Новорязанской улице, 27. А пока что обширную часть коллекции можно увидеть на экскурсиях в фонды хранения, на которые может записаться каждый. Это более сотни единиц пассажирской, грузовой и специальной техники времен СССР: легендарные трамваи, автобусы и троллейбусы, автомобили такси и милиции, редкие модификации «москвичей» и «волг», памятные многим с детства.
Еще наши экспонаты представлены на выставках, фестивалях и ретропарадах. Например, Музей транспорта уже два года подряд проводит такой городской фестиваль «Ретрорейс».
Экспонаты, конечно, любимы все, но если говорить о вызывающих особое чувство, то отмечу один из старейших предметов коллекции — извозчичий двухместный экипаж с кузовом типа фаэтон. Такие городские дрожки назывались пролетками, их можно было встретить на дорогах России с середины XVIII века до 1940-х годов. Другой интересный экспонат — автобус-кабриолет «Рица», созданный в Центральных авторемонтных мастерских Сочи. Эти машины перевозили туристов на курортах Крыма и Кавказа вплоть до 1970 года, потом их отменили по соображениям безопасности. С одной стороны, правильно сделали, с другой — ушел в прошлое любопытнейший курортный аттракцион.
— Я-то ждал, что вы назовете трамвайный вагон КМ 2170 — настоящую «кинозвезду»...
— Да, вы правы, довоенный вагон КМ с бортовым номером 2170 после ухода на заслуженный отдых действительно сделал завидную кинокарьеру. Самую известную роль он сыграл в знаменитом сериале «Место встречи изменить нельзя», перевозя бандита, встречавшегося с Васей Векшиным. В этом же вагоне Жеглов и Шарапов поймали Кирпича на месте преступления, а в ленте «Покровские ворота» совершили романтическую поездку Хоботов с Людочкой. Кроме того, были «Законный брак» с Игорем Костолевским, «Холодное лето 1953-го», «Мастер и Маргарита» и многие другие картины, запечатлевшие наш 2170-й.
— Знаю, что у вас есть и литературный клуб...
— ...Где мы обсуждаем произведения, которые реально прочесть за одну городскую поездку из точки А в точку Б. Разумеется, эти тексты должны быть связаны с транспортной темой. Вот как «Злоумышленник» Антона Павловича Чехова, или «Облако, озеро, башня» Владимира Набокова, или «Телеграмма» Константина Паустовского. А культовый «Синий троллейбус» Булата Окуджавы стал темой клуба в дни фестиваля «Ретрорейс».
— В просветительских видеороликах, выпускаемых музеем, рассказывается, в частности, об электробусах конца ХIХ века. Неужели были такие?
— Конечно! Первый европейский электробус еще в 1900 году был представлен на Всемирной выставке в Париже, а годом раньше такую машину построил в России инженер Ипполит Романов. Но долгое время внедрение беспроводного электротранспорта сдерживалось отсутствием надежных технологий. Зато сегодня он активно развивается сразу по нескольким направлениям — от машин с полностью автономным передвижением и подзарядками на конечных станциях до троллейбусов с аккумуляторами и возможностью беспроводного функционирования.
— А что такое заряжающие дороги?
— В Москве такие умные дорогие — без всяких, замечу, проводов — возможно, появятся в 2035 году. Заряжать на них прямо в пути можно будет и автомобили, и самокаты, и роботы-доставщики. Как именно — увидите на все той же выставке на ВДНХ в зоне «Ожидаемое будущее».
— Звучит фантастично. А что насчет более близких к сегодняшнему дню проблем вроде резко возросшей аварийности велосипедного транспорта?
— Вы попали в точку! Нынешней весной на старте сезона мы совместно с ЦОДД, «Московским долголетием», проектом «Пора за вело», веломастерской Van-Bike и самокатным сервисом Whoosh проводили велокурсы для родителей и детей, пожилых велосипедистов. Год назад накануне возвращения детей в школы музей выпустил книгу «Экобукварь» и приурочил к этому большую просветительскую программу. Наши сотрудники приходили в парки, культурные центры и библиотеки, вели там беседы и мастер-классы. Идея простая: не запрещать, а просвещать. Думаю, у этих проектов будет продолжение.
— Можно поподробнее о реконструкции основного музейного здания?
— Сейчас мы демонтировали исторические фермы, которым требуются дополнительные обследования и как минимум очистка (пескоструйка), а возможно, вычинка и другие реставрационные действия. После этого их окрасят и вернут в проектное положение. Также укрепляются верхние ряды кладки, обветшавшие от постоянного намокания в течение 80 лет, устраивается обвязочная балка, воссоздаются по обмерным чертежам капители. Уже в нынешнем сентябре мы закончим важный этап — обустройство 1-го, подземного уровня, где разместится экспозиция о столичном метро. Через несколько недель туда начнут опускать музейные вагоны, отреставрированные нами при помощи Московского метрополитена и компании Трансмашхолдинг.
— Рядом с Гаражом Мельникова долгое время был 2-й московский троллейбусный парк, логично, что в этих местах пролег единственный троллейбусный маршрут, оставленный в городе на память о крупнейшей в мире троллейбусной системе, переставшей существовать в 2020 году. Но, по моим наблюдениям, уже и он умер...
— Ни в коем случае! Кольцевой музейный маршрут «Т» был запущен 4 сентября 2020 года. Он проходит от площади Трех вокзалов мимо станции метро «Красносельская», через Нижнюю Красносельскую улицу, Елоховскую площадь с ее знаменитым Богоявленским собором, Новорязанскую улицу с гаражом Константина Мельникова и возвращается к Казанскому вокзалу и станции метро «Комсомольская». Но с апреля 2022 года работа маршрута была временно приостановлена в связи с проведением Департаментом капитального ремонта города Москвы работ по благоустройству улиц Басманного района, в том числе по переустройству кабельной линии и троллейбусной контактной сети. Как только эти работы завершатся, мы анонсируем возобновление маршрута «Т» и пригласим публику на экскурсии.