Театральная жизнь в Москве не затихает даже во время отпусков. Целую августовскую неделю в помещении Театра имени Вахтангова шли гастроли Красноярского ТЮЗа, который по праву считается одним из лучших молодежных театров страны. На Основной сцене здесь показали «Евгения Онегина» Мурата Абулкатинова и «Aлиsу» режиссера и художника Даниила Ахмедова, на более камерной Новой — психологический балет «Анна Каренина» в одном действии Александра Плотникова. Полные залы не оставили сомнений в высокой степени интереса москвичей к постановкам из Сибири.
Театр, открывшийся в Красноярске 1964 году, уникален, в частности, тем, что в 1970 году его главным режиссером назначили Каму Гинкаса, который проработал здесь со своей женой и коллегой Генриеттой Яновской два года. Между прочим, и упомянутый Александр Плотников, постановщик «Анны Карениной» — ученик Гинкаса (правда, актерско-режиссерский курс Камы Мироновича он заканчивал в своей родной Москве). С 2011-го до мая нынешнего года Красноярский ТЮЗ возглавлял Роман Феодори, и этот период тоже был очень ярким. У театра — целый букет наград, а в 2021 году коллектив был отмечен Премией имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства. Этой весной главным режиссером стал молодой режиссер Мурат Абулкатинов, спектакли которого идут во многих городах России, в том числе на нескольких московских сценах.
Его «сентиментальная трагедия» 2023 года «Евгений Онегин» — единственный из трех привезенных спектаклей, который москвичи прежде не видели. Это горькая история о несостоявшейся любви и вечно спешащей молодости, импульсивно принимающей необдуманные решения и порой слишком быстро забывающей старые привязанности. Вот и в спектакле тело убитого Ленского еще лежит на столе, а шаловливая блондинка Ольга (Кристина Заборовская) уже стоит в подвенечном платье вместе с новоиспеченным мужем-уланом. Сама постановка идет в быстром ритме всего час сорок минут без антракта. Текст в некоторых местах сокращен, а где-то — намеренно недосказан в расчете на то, что воображение зрителя, знакомого с хрестоматийным произведением, дополнит картину. Действие начинается со стремительного бега Онегина (Александр Дьяконов) за Татьяной (Татьяна Скрябина), через партер и сцену, где героиня падает в изнеможении и объявляет, что она замужем. Эта картина — метафора бесплодной погони за счастьем. Все дальнейшее — воспоминание о том, как начались взаимоотношения двух героев. И костюмы, и декорации выдержаны в серых тонах, на сцене — минимум предметов. Этот стиль напоминает вахтанговские спектакли Римаса Туминаса, но у красноярцев пространство выглядит несколько безжизненным, с одной стороны показывая, что перед нами — лишь тени далекого прошлого, с другой — подчеркивая одиночество главных героев среди толпы. В ее роли выступает Хор — несколько молодых людей, на чьи голоса разложено даже письмо Татьяны, которое она пишет мелом на полу, а потом, во время отповеди Онегина, торопливо стирает. Некоторые части текста романа герои пропевают, да и весь спектакль подчинен определенной звуковой партитуре, для которой характерны повышения и понижения голосов от громкого от крика до шепота, иногда сменяющегося шумным прерывистым дыханием.
Совсем иное, веселое и шутливое настроение царило на другом спектакле, на который я тоже решила зайти, хотя его, как и «Анну Каренину», уже с успехом показывали в Москве — на «Алиsе» по мотивам книг Льюиса Кэрролла. Это — гордость театра, красочная и очень красивая пластическая постановка без слов, появившаяся в 2015 году и отмеченная многочисленными премиями, в том числе «Золотой маской» с формулировкой «за яркий образец спектакля-феерии». Возрастная рекомендация — от восьми лет, но на представление пришли и взрослые, чтобы снова почувствовать себя детьми. Совсем как главная героиня — грустная выросшая Алиса (Елена Кайзер), встретившая своего двойника-девочку (Ксения Бабкина), ведущую ее к приключениям через волшебную дверь в форме книжки со знаменитыми картинками Джона Тенниела — первого иллюстратора сказки Кэрролла. Там женщину, сбросившую и очки, и пальто, и свой возраст, ожидали события, которым добавляли остроты крутые спецэффекты. Например, очень реалистично был показан полет героини сквозь кроличью нору, Алиса парила прямо над зрителями первых рядов партера. А еще по ходу действия она встречала Чеширского Кота с глазами, меняющими цвет, исполинскую Червонную Королеву и ее оркестр, гигантскую Гусеницу, становящуюся бабочкой... Ну и на арену этого фантастического «цирка» время от времени возвращалась парочка его «коверных» — Труляля и Траляля.