В минувший уикэнд в одном из самых живописных уголков Калужской области близ деревни Никола-Ленивец прошел ежегодный фестиваль «Архстояние», собравший на своих лужайках свыше 10 тысяч гостей.
Название фестиваля отсылает к знаменитому стоянию русского и ордынского войск на реке Угре в далеком 1480 году. А добавка «Арх» подразумевает связь с искусством архитектуры. Вот уже 15 лет каждый из таких смотров выбирает себе стержневую тему. Если прошлый, 2020 года, взял в качестве таковой «Лень» (о чем еще прикажете говорить в первые месяцы локдауна), то ключевым для нынешнего «Архстояния» стало понятие «Личное». Ясно, что слово это многозначное, и трактовать его по-своему может каждый, будь он художник или зритель. На то и рассчитывали организаторы – пусть, мол, и участники, и гости подумают, что привнес лично в их жизнь нелегкий 2021-й. Заодно публика узнает, какими новыми арт-объектами прирос к нынешним фестивальным дням Никола-Ленивец.
В проекте «Глубокие связи» танцовщик со дна колодца управляет сложной музыкальной системой
Наиболее ярким пополнением коллекции парка большинство экспертов сочли стальной дом-цилиндр под названием «Русское идеальное», спроектированный главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, и возведенную на широком лугу накренившуюся стену под названием «Пьяный забор» – работу художника-авангардиста Владимира Наседкина. Оба автора посетили фестиваль в день открытия и ответили на вопросы гостей, обсудив, как было заявлено, «природу творчества и Россию как пространство внутреннего поиска». Беседа получилась интересной – например, Сергей Кузнецов поделился своим представлением о будущем архитектуры, которое, считает он, должно свести самые современные технологии с корневыми потребностями человека. Вот как в этом его доме, словно взлетающем с пригорка в небо, но притом прочно стоящем на земле и обеспечивающем его потенциальным обитателям полный комфорт. Не знаю, правда, способствовала ли такому комфорту сыгранная тут же вживую стонущая музыка композитора Николая Попова, под которую корчилась, пытаясь встать с земли (наверное, чтобы взлететь вслед за архитектором, покинувшим Никола-Ленивец на вертолете) девушка в телесном трико. Или насколько соответствовала идее «Пьяного забора» ходившая вокруг него вереница клоунов с факелом, балалайкой, тромбоном, тубой и барабаном, издававшая звуки наподобие похоронного марша, какой можно услышать где-нибудь на захолустном кладбище в исполнении местных хмельных «виртуозов».
Не намек ли это на извечную судьбу России – вот так ходить кругами вокруг своими же руками воздвигнутой бессмысленной помехи?
Еще один любопытный арт-объект под названием «Непроходимая чаща» был установлен на просеке в близлежащей роще. Его авторы – творческий тандем дизайнера Василисы Прокопчук из города Апатиты Мурманской области и подмосковного программиста Евгения Брагина. Удивительно, но до последнего времени Василиса занималась в основном татуировками, а Евгений вообще гость в мире искусства, но именно их проект выиграл объявленный фестивалем зимой конкурс на лучший инклюзивный объект, т.е. тот, который будет интересен и людям с инвалидностью – например, слепым, или слабослышащим. К июлю «чаща» была готова. Она представляет собой как бы «лес вверх ногами» – плотную стену из ольховых жердей, висящих тесно друг к другу. Чтобы пройти такую чащу, необходимо постоянно раздвигать «деревья» руками, и, надо сказать, пройти так несколько десятков метров – непростая забава. Так и кажется, что частокол «глотает» идущих впереди тебя, более того – неизвестно, в каком краю арт-парка он их «выплюнет», ведь инсталляция сооружена на пересечении четырех лесных дорожек, так что заблудиться проще простого. Но тем интереснее потом собраться в центре и обсудить увиденное, услышанное, ощущенное с авторами.
«Непроходимая чаща» норовит «проглотить» зазевавшегося зрителя. И где потом его выплюнет?
Как же все-таки сочетались эти арт-объекты с темой «Личное»? Каждый из авторов вкладывал в свой проект что-то волнующее именно его. Например, Сергея Кузнецова занимала тема качества строительства – почему в России оно так часто далеко от идеала. Сергея Наседкина тревожила растущая в стране тенденция отгораживания заборами, а также незримая стена, выросшая между Россией и Европой. Создатели «Непроходимой чащи» своим проектом хотели развить личное восприятие искусства у людей с ограниченными возможностями.
Создателем и идейным вдохновителем «Архстояния», так же как и самого ландшафтного арт-парка, является московский художник Николай Полисский, живущий в Никола-Ленивце с начала 90-х годов. Поселившись в деревне с друзьями-коллегами, он в 2000 году оставил живопись и стал заниматься лэнд-артом, т.е. сооружать необычные объекты, гармонирующие или, чаще, контрастирующие с окружающим пейзажем. Его первым опытом в этом жанре стала армия из ста с лишним снеговиков, спускающихся с холма к берегу Угры. К лепке фигур он привлек местных жителей. Говорят, зрелище получилось мистическое, особенно ночью, при лунном свете. Также Полисским придуманы наиболее яркие и необычные сооружения в арт-парке – башня «Бобур», представляющая собой нечто вроде помеси гигантского осьминога со стадом слонов, плетеная башня из лозы «Маяк» у живописного склона на берегу Угры, двуглавый железный петух-печка «Жар-птица» у пруда и забавное хитросплетение деревянных извилин под названием «Вселенский мозг». Художник считает, что материал должен быть недорогим и естественным для данной местности, поэтому делает свои объекты преимущественно из отходов сельского производства.
Николай Полисский и сегодня внимательно следит за судьбой своего детища – «Архстояния»
Отметим, что парк Никола-Ленивец – пример успешного сочетания художественной, туристической и коммерческой составляющих. За полтора десятилетия он превратился в довольно посещаемое место: в нефестивальные будни число зрителей измеряется сотнями, в выходные – тысячами, а сам фестиваль до ковида посещали и десятки тысяч. И сейчас многие задерживаются на несколько дней, чтобы как следует отдохнуть и все осмотреть. Остановиться здесь можно в гостевых домах, шатрах и деревянных домиках, удобных и чистых, к дизайну которых явно приложили руку пока еще не признанные архитектурные таланты. Сдается дом и вполне признанного Сергея Кузнецова, причем ценник довольно высок: 9-16 тысяч рублей за ночь, в зависимости от дня недели. Недешево будет и утолить голод в главной едальне этих мест – кафе «Угра». Цены здесь не отстают от московских, а названия блюд изумляют своей изысканностью: например, томленая телячья шея с карамелизованной морковью – 750 рублей за порцию. Такая ценовая политика, по словам организаторов, рассчитана на то, чтобы парк посещала преимущественно состоятельная и культурная (читай столичная) публика, которая не будет создавать проблем в виде пьяных дебошей и мусорных отходов. Насколько это оправдано – по-моему, вопрос, если вспомнить, какие разборки порой устраивает в весьма пафосных местах самая что ни на есть золотая московская молодежь, но, видимо, у администрации свои резоны.
Если же говорить об итогах «Архстояния-2021», то, по словам куратора фестиваля Антона Кочуркина, удачей стали, помимо новых арт-объектов, вечерние музыкальные программы. Среди минусов куратор отметил дефицит комфортного жилья, хотя «поселиться в палатках, конечно, всегда пожалуйста – поля у нас большие». Антон выразил сожаление, что слишком мало людей смогли посмотреть, например, тонкий и нежный перформанс Габбилена Галычева, вполне отвечающий теме «Личное». Перформер катал желающих в лодке по пруду, как бы спонтанно рассказывая им разные истории. Но лодка вмещает только одного пассажира…
Арт-парк Никола-Ленивец таинствен и притягателен
В целом, по мнению организаторов «Архстояния», фестиваль, как и парк, выполняет важную миссию – воспитывает у гостей и местных жителей вкус к современному искусству и хорошей архитектуре, то есть помогает вырабатывать в людях социальный заказ на красоту – то, чего, на их взгляд, сегодняшнему обществу так не хватает.