«Россия. Дорогами цивилизаций» — новая выставка в серии проектов, приуроченных к 150-летию Государственного исторического музея. ГИМ принято считать музеем истории Российского государства, однако в его фондах хранятся миллионы предметов, отражающих общую историю человеческой цивилизации. Можно сказать, что идею этой выставки «подсказало» само музейное собрание. «Мы хотим, — признается директор музея Алексей Левыкин — через ценнейшие памятники прошлого представить тот путь, каким шла история мировой цивилизации на просторах нашей страны. Эпохи, сменяя одна другую, не исчезали бесследно, но наслаивались, создавая сложный контекст взаимосвязей и взаимовлияний, который, в конечном итоге, и формировал ход истории».
ГИМ, стремясь идти в ногу со временем, представил эту выставку не как классическое «бытописание», а как проект-перформанс. Посетителю предоставлена возможность выйти из привычной роли стороннего наблюдателя, переходящего от одной витрины с редкими экспонатами к другой, и попробовать себя в качестве настоящего путешественника во времени, способного расслышать за шумом дня сегодняшнего голос былых эпох. Экспозиционные залы словно «скручены» в спираль времени, двигаясь вдоль которой, можно и вернуться в прошлое, и заглянуть в будущее.
Точкой отсчета этого путешествия стал самый древний экспонат выставки — каменное рубило эпохи раннего палеолита, которому более 600 тысяч лет. Некогда оно входило в коллекцию известного английского путешественника и историка Генри Сетон-Карра. Не просто взять в руки камень, чтобы нанести удар по врагу или добыть пищу, а обточить его, «усовершенствовать» — вот это, в сущности, и было первым цивилизационным шагом человечества. Но для того, чтобы его сделать, людям понадобилось очень много времени — не зря палеолит является самым длинным периодом в «биографии» человечества на земле.
Из круглого, как колесо, зала древности всего шаг до зала античности — эпохи торговцев и путешественников, центральным экспонатом которой стал смоделированный корабельный трюм, заполненный амфорами. Но, пожалуй, самое сильное впечатление производят монеты — этот универсальный «язык» международного общения, появившийся как раз во времена античности. Расцвет торговли сделал крайне неудобным использование для взаимных расчетов слитков драгоценных металлов, и около 630 года до н.э. в Лидии, крошечном варварском государстве в Малой Азии, начали чеканить первые монеты из сплава золота и серебра. В течение всего 30 лет, фактически — за жизнь одного поколения, это изобретение распространилось по греческим городам-государствам, а затем в короткий срок охватило все Средиземноморье. Под стеклянными колпаками таинственно мерцают «валюты» античного мира — афинские тетрадрахмы, золотые статеры Филиппа Македонского и его сына Александра Великого, статеры черноморского Пантикапея IV в. до н.э. — древнейшие золотые монеты будущих русских земель.
Начиная с IV века н.э. наследницей угасающей античной цивилизации становится Византия — империя, просуществовавшая почти тысячу лет. Принятие христианства — цивилизационный выбор Руси, определивший ее дальнейшую историю. В центре «византийского» зала — мраморная колонна одного из храмов Херсонеса. Среди множества бесценных экспонатов — икон, рукописей, фресок — особое внимание обращает на себя еще один предмет из Крыма, а именно из Инкермана — мраморная плита XII века с изображением святого Георгия, поражающего копьем змея. Легенда о воине, освободившем прекрасную девушку из заточения — одна из самых жизнеутверждающих в отечественной культуре. Не зря именно образ святого Георгия стал сначала символом Москвы, а затем и всего государства Российского.
Крышка оссуария (саркофага). Самарканд, VI век
Зал войны — единственное тупиковое ответвление в «спирали» выставочной анфилады. Метафора не случайна — без массовых вооруженных конфликтов цивилизацию, увы, представить невозможно, но на время войны развитие останавливается, и после победы путь вперед приходится начинать с той точки, в которой оно остановилось. Центр экспозиции занимает стол, за которым главы СССР, США и Великобритании принимали судьбоносные решения на Тегеранской конференции 1943 года. Все войны начинаются за столом, когда военачальники рисуют карты боевых действий, за столом и заканчиваются, когда наступает время переговоров о послевоенном устройстве мира. Среди множества экспонатов выделяется шахматная доска, в свое время обнаруженная советскими солдатами в рейхсканцелярии. Трофей и сам по себе символичный, но для выставки на доске воссоздали партию Бориса Спасского и Роберта Фишера в матче за мировую шахматную корону 1972 года — момент перед фатальным ходом Спасского, решившим судьбу поединка. Ведь и в любой войне рано или поздно складывается ситуация, которая предопределяет ее исход.
Китайские шахматы начала ХХ века, найденные советскими солдатами в гитлеровской рейхсканцелярии
Зал пути, как называют его создатели выставки, в сущности воплощает саму суть русской цивилизации — ключевого звена, соединяющего Восток и Запад. Посмертная маска Петра Великого, прорубившего «окно в Европу»; перо, которым Александр II, подписал Манифест об отмене крепостного права; Транссибирская магистраль — крупнейший цивилизационный проект рубежа XIX и ХХ веков. И тут же — так называемый «Жандровский список» комедии «Горе от ума» с исправлениями, сделанными рукой автора. Как известно, при жизни Грибоедова, тоже прошедшей в странствиях, пьеса так и не была издана полностью, ходила только в рукописных копиях, при том что Александр Сергеевич продолжал работать над текстом. Друг поэта Андрей Андреевич Жандр забрал у Грибоедова страницы с новым текстом, с которых было сделано множество списков. Один из списков, поправленный рукою самого Грибоедова, остался у Жандра и послужил основой для академического издания пьесы. Рукопись долго хранилась у потомков и попала в Исторический музей только в начале ХХ века.
Такими далерами весом в несколько килограммов шведы расплачивались с русскими купцами в XVII веке
Завершает экспозицию зал космический, в котором прошлое и будущее словно отражаются друг в друге — от двух глобусов, земного и небесного, привезенных Петром I из путешествия по Европе, до тюбика «Кофе с молоком», побывавшего на орбите вместе с Гагариным, и скафандра, принадлежавшего летчику-космонавту Леониду Попову, и стартового ключа, отправившего в космос ракету «Союз» в 1980 году. Глядя на них, понимаешь, что главный вектор истории русской цивилизации заключен в строках популярной некогда песни — «преодолеть пространство и простор».