На этой неделе Минкультуры слегка ошеломило новостью: уходит стоявший у руля Сергей Женовач. Впрочем, для тех, кто пристально следил за жизнью театра в Камергерском, это событие не стало таким уж неожиданным.
Когда в 2018 году после смерти Олега Табакова выбирали нового художественного руководителя — директора Московского художественного театра, среди кандидатов были Константин Богомолов, Константин Хабенский и Сергей Женовач. Но Богомолов, очевидно, показался Министерству культуры слишком радикальным для осененной традициями сцены. У Хабенского ощущалась нехватка режиссерского опыта. Вот и остановились на Женоваче.
Но с самого начала руководства театром на Сергея Васильевича посыпались трудности. Во-первых, его очень уж в лоб стали сравнивать с ушедшим от нас Олегом Павловичем Табаковым, который уверенно поставил театр на коммерческие рельсы и привлек к работе успешных режиссеров-экспериментаторов. Критики при этом подчас забывали, что и Табаков достиг всего не сразу. Во-вторых, разразилась пандемия, жизни легендарному коллективу точно не облегчившая. Ну а душа художника — хрупкий инструмент, зависящий от происходящего кругом. Выпущенные Сергеем Васильевичем в прошлом сезоне два спектакля — «Заговор чувств» и «В окопах Сталинграда» — не стали большой удачей. В то же время продолжали пользоваться кассовым успехом поставленные еще при Табакове спектакли Константина Богомолова «Идеальный муж» и «Карамазовы». И когда в начале нынешнего сезона Женовач объявил, что снимает их с репертуара, так как-де требуется освободить место для новых постановок, это вызвало шок. Конечно, обновлять афишу надо — но не за счет же работ, пользующихся популярностью у зрителя и любимых актерами!
Впрочем, было бы несправедливо утверждать, будто Женовач не допускал в театр других сильных режиссеров. Например, в прошлом году Оскарас Коршуновас поставил в МХТ знаковую для театра чеховскую «Чайку», а Егор Перегудов выпустил «Месяц в деревне». А в сентябре на сборе труппы худрук рассказывал о том, что Юрий Бутусов приступит к работе над «Адамом и Евой» Михаила Булгакова.
Но в последнее время осложнились отношения Женовача с выбранной им же самим в качестве первого заместителя Мариной Андрейкиной, призванной освободить его от хозяйственных забот. Вероятно, все это вместе и подтолкнуло Сергея Васильевича на нынешнее решение уйти... К счастью, ему не грозит остаться на улице: режиссер по-прежнему возглавляет созданную им же самим «Студию театрального искусства», нежно любимую многими театралами.
А пост художественного руководителя МХТ имени Чехова занял Константин Хабенский. Что принесет это назначение, пока большой вопрос. На стороне народного артиста РФ то, что во вверенном ему театре он служит без малого два десятилетия и имеет авторитет у коллег. Нужно пожелать ему удачи, а вместе с ней и мужества — очевидно, что легко ему не будет.
Так, например, Союз театральных деятелей опубликовал заявление своего председателя Александра Калягина, посетовавшего, что о смене худрука в МХТ узнал из интернета, тогда как по поводу назначения Женовача с ним советовались. И хотя, по словам Калягина, он очень уважает Хабенского как артиста и человека, но «Московский Художественный театр возник как театр режиссерский, с него родилось понятие режиссер. Его не может возглавить просто очень хороший артист, за которым нет опыта театрального руководства, или менеджер».