И Николай II, и братья Стругацкие мечтали об улучшении человеческой породы. Но представляли себе эту проблему по-разному. В «Полдне» писатели-провидцы еще верят в общество познания, а в «Хищных вещах века» уже описывают цивилизацию потребления. Похоже, именно второй прогноз оказался верным. Так есть ли он, рецепт гармонии? Есть, утверждает известный биохимик.
Дмитрий Володихин, Геннадий Прашкевич «Братья Стругацкие»
Братья Гонкур на вопрос: «Как вы пишете вместе?» — отвечали просто: один стережет рукописи на квартире, другой бегает по издательствам. Наши братья АБС острили: мол, встречаемся в Бологом (между Ленинградом и Москвой) и там вдвоем работаем. Но это все шуточки. Серьезность момента состояла в том, что в лучших своих книгах они предстают не столько фантастами, сколько антитоталитарными философами. Все их Венеры да Зоны с таинственным Лесом требовались лишь для того, чтобы найти ответ о смысле жизни, о том, как человеку противостоять государству здесь, на Земле, а не где-то в космосе. Их разошедшиеся на афоризмы повести 60-х — веселая «Понедельник начинается в субботу» и сумрачная «Трудно быть богом» — гораздо сильнее, чем «вражьи голоса», повлияли на умы будущих лидеров перестройки. О знаменитых писателях на фоне «хромой судьбы» страны во второй половине ХХ века — книга в серии «ЖЗЛ».
Александр Колпакиди, Геннадий Потапов «Николай II. Святой или кровавый?»
«Кто начал царствовать — Ходынкой, / Тот кончит — встав на эшафот» — эта мысль, высказанная в 1906-м Бальмонтом, красной нитью проходит через все исследование правления «хозяина земли Русской». Авторы проделали колоссальную работу для развенчания мифов о процветающей дореволюционной России. Данные о выплавке чугуна и стали, урожае, добыче нефти, катастрофическом положении крестьянства, детской смертности, плачевном состоянии здравоохранения и образования кричат о том, что страна находилась «в клубке тяжелейших проблем». Отсталая экономика, поощряемые императором казни и карательные акции после волнений 1905-го углубляли пропасть между элитой и народом. Лев Толстой в статье «Голод» писал: «Есть господа и мужики, черный народ. Одни уважаемы, другие презираемы. Одних пускают в чистые места и соборы, других секут и толкают в шею». Хроника тогдашних реалий в цифрах и фактах очень впечатляет. Сотни тысяч душ, загубленных и безвестно сгинувших, помянуты хотя бы таким образом. И все же валить вину на одного человека, пусть и верховного самодержца, как-то немилосердно...
Кэтрин Шэнахан «Умный ген»
Когда автор пришла работать врачом в клинику, начальство сразу дало ей понять: «Чтобы стать успешной, вам нужно как можно больше хронических пациентов». Она подчеркивает, что современное здравоохранение — это преж-де всего бизнес. Сегодня у доктора в приоритете пилюли, в то время как правильное питание — мощный инструмент для оптимизации здоровья и сохранения генов. Любой съеденный кусочек чуть-чуть их меняет, перепрограммируя к лучшему или наоборот. Прежде к еде относились не как к источнику калорий, прием пищи был священнодействием. Самые стойкие и мужественные люди в истории, среди которых Чингисхан, Джордж Вашингтон, Георгий Жуков, Никола Тесла, Джеймс Кук, питались, оказывается, схоже. Когда ген получает не то, чего ждет, организм начинает болеть. Правильно питаясь, мы выстраиваем его защиту от быстрого старения. Сахар разрушает клетки мозга, а растительное масло вызывает воспаление артерий. Что автор советует есть? Разноцветные салаты из сырых овощей без растительного масла, молочные продукты от коров на свободном выпасе, натуральные йогурты, соленые огурцы и квашеную капусту: В общем, еще одно назидание на популярную тему. Которым, увы, мало кто следует.