«Представители любых СМИ уже сейчас могут бесплатно посещать все государственные музеи Подмосковья. На входе необходимо будет предъявить любой документ о принадлежности к профессии журналиста — редакционное удостоверение, пресс-карту, членский билет Союза журналистов». Такое заявление было принято подмосковными чиновниками в ноябре 2016 года. Прошло шесть с лишним лет. Ни о каком бесплатном посещении журналистами в самих музеях до сих пор не знают. А подчиненные губернатора Воробьева старательно делают вид, что ничего подобного не говорили. Почему?
А так все красиво начиналось! «Мы в Подмосковье решили ввести бесплатное посещение всех без исключения государственных музеев для любых представителей СМИ — будь то крупные федеральные издания или небольшая местная газета. Эта практика позволит нам повысить туристическую привлекательность Подмосковья за счет профессиональных фото, видео и текстов, которые каждый журналист будет публиковать в своих изданиях либо страничках в социальных сетях». Цитирую выступление руководителя Главного управления по информационной политике Московской области Анастасии Звягиной, и предательская слеза умиления стекает по моей щеке. Заявление это и сегодня легко найти на интернет-портале правительства Московской области.
«Данная практика рассчитана, во-первых, на выстраивание партнерских отношений с представителями СМИ. Во-вторых, именно журналисты являются «трендсеттерами» — людьми с высоким коммуникативным ресурсом, и полученная ими информация, впечатления о музее так или иначе станут достоянием большого количества людей». Это уже слова советника губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиевой.
Сообщения о «выстраивании партнерских отношений» подхватили и тиражировали десятки федеральных СМИ — информагентства, газеты, телеканалы. Однако выборочная проверка, которую мы провели нынешним летом, показала: в музеях, куда правительство Андрея Воробьева якобы решило бесплатно пускать журналистов, об этом решении ничего не знают! И, соответственно, никаких журналистов с их удостоверениями в музеи не пускают.
Почему так? С этим вопросом «Труд» обратился к властям Подмосковья. И тут началось странное. В приемной Министерства информационных и социальных коммуникаций (в которое сейчас выросло Главное управление по информационной политике) наш вопрос вежливо выслушали, пообещали разобраться и перезвонить. Не перезвонили. Письменный запрос через электронную приемную губернатора был получен, но даже не прошел регистрацию. Это можно было бы списать на сбой системы, но так случилось дважды, с разницей в несколько дней. Еще одно письменное обращение на почту областного Министерства культуры и туризма тоже осталось без ответа. Все установленные законами сроки для этого вышли. Такое впечатление, что наш вопрос чиновникам не понравился, потому решено его игнорировать. Авось журналисты подождут-подождут, да и отвяжутся...
Вы только поймите меня правильно, я сейчас говорю не с позиции человека, которого куда-то обещали пускать бесплатно, но обманули. Даже несмотря на то что бесплатный доступ журналистов в лучшие музеи мира по официальным пресс-картам и удостоверениям — общая практика. Кроме России, разумеется.
Но я — о другом. Конечно, сотрудники Андрея Воробьева могли бы просто признать, что заявление двух чиновниц было непроработанным, несогласованным, исторически неверным (нужное подчеркнуть). Обязанность реагировать на запросы граждан вообще и редакций СМИ установлена законом. Игнорируя их, чиновники ставят себя выше законов, к чему, с одной стороны, обычные люди уже привыкли. С другой, этим они сильно подставляют своего шефа, которые вроде бы стремится выглядеть современным губернатором. А современным начальникам нужно уметь не только читать по бумажке подготовленные подчиненными ответы на заранее написанные ими же вопросы.