В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус» еще горит, еще никто не знает числа погибших, а вещатели продолжают радовать народ вокальными дарованиями «Голоса» и смешить «Удивительными людьми».
В субботу картина трагедии стала яснее, но на экране — пусть и с некоторыми изменениями в сетке — веселье продолжилось. И лишь в воскресенье, официально объявленное днем траура, телевизионщики кардинально перекроили эфир.
В принципе в такой ситуации нет ничего нового. Начиная с 1993 года, когда в связи с октябрьскими событиями общенациональный траур был объявлен впервые, подобное случалось 29 раз. Теперь вот — в 30-й. Телевидение реагировало на скорбные даты по-разному. В лихие 90-е, до сих пор называемые либералами «святыми», некоторые каналы, принадлежавшие частному бизнесу, вообще не считали нужным что-то менять. В новостях о трагедиях сообщали, да. Но основной контент оставляли нетронутым: мы независимые, нам государство не указ. И лишь раз все телевизионное начальство проявило единодушие, причем без каких-либо распоряжений властей. 2 марта 1995-го зрители, нажимая кнопки, могли видеть только портрет убитого накануне гендиректора ОРТ Влада Листьева. Цеховая солидарность оказалась сильнее гражданской ответственности.
Но постепенно «лихость» прошла. В новом тысячелетии ведущие каналы в дни траура стали перекраивать программу, убирая рекламу и откровенную развлекуху. Хотя все равно находились те, кто считал изменения недостаточными и упрекал ТВ в жадности и недальновидности.
Вот и сейчас шум получился столь громким, что прокомментировать его посчитал нужным зампред комитета ГД по информационной политике Александр Ющенко. По его мнению, «Первый» и «Россия 1» решили не ломать сетку, чтобы не вызвать панику. Прав! Ведь далеко не все узнали о происходящем в «Крокусе» в режиме реального времени. И вот, представьте, пришли они вечером домой, решили пением талантов насладиться, включили «ящик», а там... Ну пусть не «Лебединое озеро», но что-то явно не то. Поневоле занервничаешь.
В предыдущем предложении выделим местоимение «что-то». Именно «что-то» в дни траура надо ставить на место выкидываемых увеселительных шоу. А конкретно? Зритель-то уверен: в закромах условного «Останкино» за десятилетия столько всего накопилось — произвести замену можно по щелчку пальцев. К тому же он знает: у телевизионщиков есть некие форматы, которые в форс-мажорных ситуациях легко извлечь на свет божий. Например, так называемые консервы, фильмы о знаменитостях, пребывающих в преклонном возрасте. Сколько раз мы видели такое: человек утром ушел, а днем уже показывают как бы спецпроект про него.
Но перетрясти эфирную сетку целого дня сложно! В первую очередь с технической точки зрения. Особые проблемы возникают с хронометражем. Уходит реклама — это минус часа два. А время выхода новостей менять нельзя, таким образом возникает прокрустово ложе.
Поэтому проще всего ничего не трогать, а просто наполнить привычные передачи соответствующим содержанием. Как, например, сделал это Первый канал 26 декабря 2016-го, когда траур объявили в связи с авиакатастрофой в Сочи, в которой погибли артисты Ансамбля имени Александрова. Все три части проекта «Время покажет» были посвящены этой трагедии. О ней же, а не о дележе наследства, как обычно, было и ток-шоу «Пусть говорят!», тогда еще малаховское. А 25 апреля 2007-го, в день прощания с первым президентом России, федеральные каналы внесли лишь незначительные изменения в вечерний эфир, зато днем дружно показали длиннющую трансляцию из храма Христа Спасителя, где происходила церемония.
Если замены неизбежны, то в качестве альтернативы всегда можно рассмотреть хорошее кино. Так, 1 ноября 2015-го, после крушения авиалайнера в Египте, «Первый» вместо «Голоса» показал «Холодное лето пятьдесят третьего...», а «Россия 1», оставив нетронутыми новости и конкурс «Синяя птица», заполнила эфир 12 сериями исторической саги «Екатерина».
Но настоящей палочкой-выручалочкой всегда становятся военные фильмы. Так, после Беслана «Россия 1» вместо «Каменской-3» показала сериал о разведчиках «Красная капелла», НТВ заменил «Улицы разбитых фонарей» на картину «В августе 44-го...». А на «Первом» и так был запланирован «Диверсант». В минувшее же воскресенье, 24 марта, он поменял «Поваров на колесах» на «Офицеров». И эта классическая картина, выученная нами наизусть, даже умудрилась попасть в сотню самых рейтинговых передач недели! Странно, не правда ли? В день скорби по убитым соотечественникам мы все же смотрим фильмы, где тоже гибнут наши люди. Хотя чему удивляться? В трудные моменты общество хватается за Великую Отечественную как за единственную настоящую скрепу.